Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рейтинг досуговых предпочтений

Валентина Шувалова – руководитель социологической лаборатории «ПЕРСПЕКТИВА», кандидат философских наук

Масштаб и структура учреждений досуга
Сложившаяся в центре Ульяновска структура досуга и развлечений имеет ряд особенностей. Число культурных и развлекательных учреждений здесь практически равно, однако культурные, просветительские организации возникли уже давно, а большинство развлекательных — результат современного развития индустрии досуга. Причем большинство предприятий последней группы включает в себя игры азартного характера. Спортивно-оздоровительные учреждения занимают наименьшую долю, к тому же все они, кроме комплекса «Спартак», являются мелкими учреждениями.

В досуговой индустрии господствует принцип экстенсивного развития: много малых форм (две трети учреждений имеют среднюю плотность посетителей в день — 50-60 человек); четверть учреждений среднего масштаба и только 10% крупномасштабных (все они возникли в советское время и по своей архитектуре не соответствуют современным потребностям). Доходы учреждений досуга Ульяновска в целом и тех, что расположены в центре города, выросли за десять лет в десять раз. Однако если взять динамику последних трех-четырех лет, то можно сказать, что доходы от основной уставной деятельности исчерпали себя. Инвесторы и организаторы индустрии досуга для увеличения оборота должны предлагать что-то новое (см. табл. 1).

Таблица 1
Структура культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных учреждений в границах центра города

ХарактеристикиВид учреждения%
Общее количество100
ПрофильКультурное (просветительское)44
Развлекательное(досуговое)38
Спортивное (оздоровительное)18
МасштабКрупное(более 400 посетителей в день)11
Среднее (от 100 до 400 посетителей в день)22
Мелкое (от 20 до 100 посетителей в день)67


Формы культурного досуга
Из всех форм культурного досуга самой популярной является посещение кинотеатров. Удельный вес ульяновцев, посещающих киносеансы, в 1,6 раза больше, чем доля посетителей театров, и почти в три раза больше общего количества посетителей концертных залов.Кинотеатры популярны среди различных слоев населения, кроме старших возрастных групп. В среднем 10-12% населения старше 50 лет иногда посещают кинотеатры, остальные не испытывают в этом потребности. Значительно больше регулярных посетителей киносеансов среди молодых людей до 30 лет: две трети из них регулярно ходят в кино, а каждый четвертый делает это не реже одного-двух раз в месяц.Интернет-клуб предоставляет услуги, которые тоже привлекательны для молодежи, но популярность и востребованность их не так высоки. В среднем по городу пользуются услугами интернет-клубов 8% ульяновцев, среди молодых людей до 24 лет — 22% (регулярных посетителей в два раза меньше).

Более динамично развиваются потребности в проведении совместного досуга детей и взрослых. Первенство в совместном времяпрепровождении занимает посещение кинотеатров. К этой услуге причастны 65% семей с детьми, из них три четверти посещают кинотеатры не реже одного раза в месяц. Активность посещения мало различается в семьях с разным уровнем жизни, она больше связана с возрастом детей: чаще посещают киносеансы родители с детьми от 7 до 11 лет.

Распространенной формой раздельного и совместного досуга и развлечений детей и взрослых, как уже отмечалось (см. предыдущие номера), является посещение предприятий общественного питания. В среднем по городу 38% взрослых и 55% совместно с детьми посещают их с целью организованного отдыха и развлечений. Особенно это относится к современным предприятиям быстрого обслуживания. Наиболее часто их посещают родители с детьми от 3 до 11 лет. По потребительскому потенциалу общепит успешно конкурирует с киноцентрами.

Популярность форм активного отдыха среди взрослых
Спортивно-оздоровительные учреждения Ульяновска являются достаточно востребованными и посещаемыми. Комплексное маркетинговое исследование, проведенное нами в марте-мае 2005 года по заказу ООО «ВЗЛЕТ-ИНВЕСТ», показало, что каждый четвертый ульяновец хотя бы один раз в два месяца посещает какое-либо учреждение данного профиля, а 10-12% взрослого населения являются регулярными посетителями (не реже одного раза в месяц) спортивных и оздоровительных комплексов, центров здоровья и красоты.

Подтверждением того, что у четверти жителей Ульяновска сформированы устойчивые ценности относительно активного досуга, спорта и оздоровления, является характер ответов на открытый вопрос: «Если бы вы выиграли 10-15 тысяч рублей целевым назначением на проведение свободного времени, как бы вы их потратили?» 24% респондентов ответили: на активный отдых с семьей, оздоровительные процедуры, физическое развитие детей (абонементы в тренажерные залы, бассейн, фитнес-клубы; солярий, массаж; посещение боулинг-центра; походы с детьми на природу).

Результаты опроса, проведенного в июле-августе 2005 года по заказу АМС-ГРУПП, подтвердили и дополнили предыдущие данные (см. табл. 2). Среди организованных форм активного отдыха и оздоровительного досуга взрослых, как и в предыдущем опросе, лидируют спортивно-оздоровительные комплексы (бассейн, тренажерный зал, фитнес-клуб).

Таблица 2
Предпочтения горожан в выборе форм активного отдыха и спортивно-оздоровительного досуга
(в % от числа опрошенных)
Форма активного отдыхаРегулярно посещают
Взрослые дети*
Организованные формы активного отдыха
Спортивно-оздоровительные комплексы (бассейны, фитнес-клубы, тренаж. Залы)
1514
Боулинг-центры, бильярдные 143
Специализированные спортивные центры, клубы, школы, секции520
Оздоровительные процедуры42
Неорганизованные формы активного отдыха
Парки культуры и отдыха
5563
Зеленые зоны, лесные массивы4746
Стадионы, спортплощадки, катки, трассы917
Никакие199


* Из числа семей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста
17% мужчин и 14% женщин регулярно посещают подобные комплексы. Наиболее активно — жители Ленинского района (19%), а также возрастные категории от 18 до 40 лет (23%). Наиболее популярными оздоровительными процедурами являются бани и сауны (с различной степенью частоты их посещают 33% взрослых горожан); на втором месте — бассейны (17%); на третьем — SPA-салоны (12-14%). Половина всех посещений объектов данного вида приходится на центр города.

К спортивно-оздоровительным комплексам по посещаемости тесно примыкают активно-развлекательные — боулинг и бильярдные. Их регулярно посещают 14% взрослого населения. Причем мужчины почти в два раза чаще, чем женщины (соответственно 19% и 10%). Подавляющая доля регулярных посещений объектов данного вида — в центре города.

Наименее популярны среди взрослого населения как формы организованного активного отдыха и оздоровления специализированные спортивные центры, школы, секции. Всего 5% взрослых горожан, по их самооценкам, являются постоянными посетителями таких учреждений. Несколько выше активность у взрослых жителей Ленинского района и молодежи всех районов, особенно 16-17 лет (до 12% регулярных посетителей в каждой группе).

Популярность форм активного отдыха среди детей
Рейтинг популярности организованных форм активного досуга и оздоровительного отдыха среди детей дошкольного и школьного возраста выглядит иначе. У детей и подростков наиболее предпочтительными формами оздоровительного досуга являются специализированные секции, центры, школы. Каждый пятый житель Ульяновска до 16 лет так или иначе вовлечен в специализированные организованные формы занятий физкультурой и спортом.

Июльское исследование показало динамику роста предпочтений детей и подростков в выборе указанных форм (с 10-12% весной до 20% летом). Это можно объяснить как сезонным всплеском, так и постоянно повышающимся потребительским спросом на хорошо организованные и контролируемые формы физического развития детей. Выше, чем в среднем по городу, востребованы спортивные школы, секции, клубы детьми и подростками Засвияжского и Железнодорожного районов.

На втором месте рейтинга популярности — спортивно-оздоровительные комплексы, включающие широкий ассортимент услуг. В среднем 14% детей и подростков Ульяновска посещают такие комплексы. Выше среднестатического — спрос на услуги подобных комплексов у родителей и детей, проживающих в Ленинском и Железнодорожном районах. Пока еще менее популярны у новых поколений ульяновцев боулинг и специальные оздоровительные процедуры, что связано, скорее всего, с высокими ценами на услуги подобных заведений.

Мотивы потребительских предпочтений
Иерархию мотивационного ядра потребительского поведения ульяновцев в сфере досуга и развлечений традиционно составляют: умеренность цен (38%), комфортность обстановки (31%), качество сервиса (25%), удобство расположения сервисного объекта (14%), публика (9%). Каждая из этих составляющих в определенной степени обусловливает посещаемость конкретных заведений и востребованность населением услуг данной отрасли в целом. Приводимые в таблице 3 данные о среднем счете на различные виды услуг показывают, что цены в этой сфере для большинства населения нашего города являются весьма сдерживающим фактором организованного активного отдыха. Другим фактором, не менее важным и влияющим на ценообразование и востребованность услуг, является насыщенность рынка сервисными объектами.

Таблица 3
Величины среднего счета на различные виды услуг в сфере досуга, развлечений

(самооценки населения)
Сколько рублей вы обычно тратите за одно посещение в названных учреждениях в расчете на 1 человека?рублей
Кофейни, кафетерии, кондитерские, кафе-мороженое114,3
Предприятия быстрого питания (пиццерии, бистро)122,7
Кафе, кафе-бары, пивбары138,9
Рестораны480
Развлек. комплексы, молодежные центры215,7
Боулинг, бильярдные336,9
Места детского (подросткового) досуга116,5
Центры, клубы семейного отдыха122,6
Спорткомплекс: тренажерный зал, фитнес и др.184,8
Казино395,0
Киноцентры85,8


Востребованность услуг организованного досуга В официальной статистике отсутствуют отдельные данные о количестве площадей по общепиту и, тем более, по развлекательному комплексу. Поэтому о востребованности объектов и услуг данного назначения помогут судить прямые оценки ульяновцев о том, чего в сфере досуга им не хватает.

Из оценок населения, приводимых в таблице 4, видна острая востребованность обозначенного профиля услуг, особенно в ближайших от места жительства зонах. Индекс востребованности услуг детско-подросткового и семейного досуга равен 70%, услуг общественного питания досугового, развлекательного, но вместе с тем демократичного и доступного характера — 50%; спортивно-оздоровительного характера — от 50 до 70%.

Таблица 4
Развитость индустрии культурного досуга, активного отдыха и развлечений в оценках населения
(в % от числа опрошенных)


Культурно-досуговые учрежденияВ городеВ районе проживания
Всего ответилиДостаточноНедостаточноВсего ответилиДостаточноНедостаточно
Места детского досуга7557074371
Места подросткового досуга73586872270
Центры семейного отдыха7156670168
Молодежные центры6455963360
Боулинг, бильярдные622735581048
Кинотеатры, конц. залы825032802456
Развлекательные комплексы603624571740
Интернет-клубы453014471532
Казино63594543717
Спортивно-оздоровительные учреждения
Стадионы, катки80156579871
Бассейны77205675867
Бани, сауны652144641253
Спортивные центры662441661254
Салоны красоты543718532132


Потребительский потенциал и реализуемый платеже-способный спрос на услуги организованного досуга, активно-оздоровительного отдыха и развлечений в целом в Ульяновске по регулярности посещений остается пока весьма ограниченным. 49% — кинотеатры, 38% — предприятия общепита и только 15% — учреждения спортивно-оздоровительного комплекса. Четверть населения города (25%) никогда не посещает никакие учреждения данной сферы. Наиболее распространенными и доступными для наших жителей все еще остаются неорганизованные формы досуга, отдыха, оздоровления, развлечений (см. табл. 2).

13332
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: