Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рынки труда и высшего образования: по-прежнему параллельным курсом?

Как привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда?

Как привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда? Ответу на этот вопрос было посвящено исследование, проведенное Республиканским центром маркетинговых исследований, консалтинга и обучения (Казань) совместно с учеными Ульяновского государственного технического университета*.

Где растет занятость

За последние четыре года динамика численности экономически активного населения в Ульяновской области была неоднозначной. Пик пришелся на 2011 год - 694 тыс. человек. В 2012 году по сравнению с 2010 годом численность экономически активного населения в регионе увеличилась на 8,5 тыс. человек, однако по сравнению с 2011-м наблюдалось резкое падение - порядка 2%.

При этом пик среднегодовой численности занятых в экономике по основному виду экономической деятельности пришелся на 2012 год - 609 тыс. человек. Тенденция увеличения численности занятых зафиксирована в строительстве, сфере финансовой деятельности, гостиниц и ресторанов. Тенденция сокращения числа работающих наблюдается в сфере обрабатывающих производств, в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, госуправлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании.

Большая часть занятых в экономике региона приходится на обрабатывающие производства. В тройку лидирующих видов деятельности по среднегодовой численности занятых входят оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (см. Рис. 1).

Что думают эксперты

В рамках проекта был проведен экспертный опрос. 20 респондентам из трех экспертных групп были заданы вопросы: как вы можете оценить общую ситуацию на рынке образовательных услуг высшей школы в России в целом и в вашем регионе? Каковы современные тенденции этого рынка?

Представители власти полагают, что ситуация на рынке услуг высшего образования переживает непростые времена и находится на стадии реформирования. Прежде всего это связано с демографическим кризисом. Количество потенциальных потребителей образовательных услуг (молодежь в возрасте от 17 до 25 лет) ежегодно сокращается и будет сокращаться вплоть до 2018 года. Возникает проблема трудоустройства
преподавателей: сокращается число студентов и, как следствие, - учебной нагрузки. Вторая проблема - снижение «качества» студентов, поскольку конкурсный отбор на многие специальности и направления подготовки практически отсутствует.

Предложение рынка образования отстает от потребности рынка труда: работодатель не всегда получает то качество выпускника, на которое рассчитывает. Все представители власти отмечают нехватку специалистов инженерно-технических направлений. В цифрах приема по специальностям 22% устойчиво занимает укрупненная группа специальностей «экономика и управление». Также отмечено снижение спроса на внебюджетные места - при условии сохранения количества бюджетных мест и снижения контингента студентов.

Представители системы образования описали ситуацию как достаточно сложную. Признавая необходимость реформирования системы высшего образования, эксперты отмечают, что скорость реформирования должна быть соизмерима с возможностью адаптации учебного процесса к новым стандартам. Отсутствие таковой снижает качество обучения.

Представителей вузов волнуют проблемы перехода на многоуровневую систему подготовки, а также разработки профессио-нальных стандартов, которые могут улучшить ситуацию. Отмечен дефицит рабочих профессий на рынке образовательных услуг и актуальность базового технического образования, которое накладывает сильный отпечаток на мышление человека и его способность решать любые задачи. Отмечается проблема миграции абитуриентов в другие регионы.

Плюсы, названные вузовскими экспертами, - большое разно-образие предоставляемых услуг по количеству специальностей, направлений подготовки, количеству уровневого образования. А в демографическом кризисе вузовское сообщество видит не только угрозу, но и возможности для повышения качества обучения.

Работодатели региона полагают, что главный критерий качества системы образования - компетенция выпускника вуза. По их мнению, наряду с развитием традиционных образовательных технологий надо делать упор на создание сопровождения информационно-образовательных сред, открытого дистанционного обучения, развитие новых объектных технологий, создание баз, учебных материалов, разработку электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

К современным тенденциям развития образования работодатели относят диверсификацию, индивидуализацию, интенсификацию, компьютеризацию, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Но современное качество образования должно базироваться на сохранении его фундаментальности, уверены они.

Ульяновские компании ощущают нехватку специалистов инженерных, технических специальностей, в области строительства и самолетостроения, IT и высоких технологий, а также узкоспециализированных кадров. Признавая факт трудовой миграции из ульяновского региона, эксперты отмечают необходимость системных преобразований в области трудоустройства выпускников вузов.

В тенденции слияния вузов работодатели видят как положительные, так и отрицательные последствия. В числе последних - большое количество высвободившихся преподавателей, которых сложно трудоустроить, потеря связей. С другой стороны, слияние вузов способно породить конкуренцию среди преподавателей, которая оставит в высшей школе сильнейших, что повысит качество образования. Ряд работодателей отмечает, что ульяновские вузы ориентированы в основном на разные целевые аудитории, что в принципе определяет нецелесообразность их слияния.

По мнению экспертов, стратегическая цель госполитики в области образования должна заключаться в повышении доступности качественного образования, в его соответствии требованиям экономики и потребностям общества. Для этого необходима система непрерывного образования. Надо модернизировать институты образования, а также формировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителя и международных сопоставительных исследований.


*Исследование проводилось в рамках проекта, реализованного Республиканским центром маркетинговых исследований, консалтинга и обучения (Казань) при грантовой поддержке Института проблем гражданского общества (Москва) с ноября 2013 года по октябрь 2014 года. Цель проекта - определение путей приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда на основе исследования проблем взаимодействия системы высшего образования с рынком труда в четырех регионах ПФО - республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашия и Ульяновской области.

*Численность занятых сформирована по хозяйственному виду экономической деятельности в соответствии с основным видом деятельности организации.

Источник: www.uln.gks.ru

Марина Сабурова, региональный координатор проекта
Раиля Галеева, научный руководитель проекта
Фото: www.firestock.ru

10092
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: