Рынок алкоголя: есть изменения
Новая редакция Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции» внесла ряд изменений и на ульяновском алкогольном рынке.
Суть изменений
С 1 января 2006 года ликвидируется система акцизных складов, а значит, отменяются региональные специальные марки. Алкогольная продукция будет маркироваться только федеральными специальными и акцизными марками. То есть маркой завода-изготовителя. Как отметил президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, на заводах-изготовителях поставят специальные счетчики, информация с которых будет поступать в единую базу данных. На бутылках появится новая марка с закодированными данными о производителе, дате выпуска и т.д.Второе принципиальное изменение — лицензии на розничную продажу алкогольной продукции отныне выдаются только организациям. Лицензии, полученные до 1 января 2006 года, будут действовать до окончания срока, указанного в лицензии. Однако индивидуальные предприниматели смогут осуществлять розничную продажу алкогольной продукции лишь до 1 июля 2005 года.
Регионам дано право устанавливать требования к размеру уставного капитала организаций, торгующих алкоголем, по собственному усмотрению. Единственное ограничение — не поднимать планку выше 1 млн. рублей. Вводится декларирование розничной продажи алкогольной продукции.Чтобы минимизировать бюджетные потери регионов, не имеющих на своей территории производителей алкоголя, вводится новый механизм распределения алкогольного акциза. 80% сборов федеральный центр будет самостоятельно распределять между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым законом о бюджете на очередной год. Оставшиеся 20% собираемых с заводов акцизов будут сразу доставаться регионам, в которых они расположены. Это сделано для того, чтобы сохранить заинтересованность губернаторов в развитии водочного производства на своей территории.
Плюсы
Субъекты РФ вправе устанавливать требования к размеру уставного капитала организаций самостоятельно, ориентируясь на экономическую ситуацию в регионе. И это позволит избежать массового сокращения числа игроков алкогольного рынка. Декларирование розничной продажи алкогольной продукции позволит вести контроль и учет оборота алкоголя в области.
Новая редакция закона — стимул региональной власти для поддержки местных производителей — основных поставщиков акцизных платежей в бюджет. Так, на ноябрь 2005 года 48,4% акцизных сборов поступило в бюджет Ульяновской области от ООО «Кристалл» и 13,4% — от предприятий-производителей спирта.
Минусы
Существует риск засилия некачественной алкогольной продукции, поскольку она будет поступать в регион без какого-либо контроля. С 2006 года обязательно только наличие сопроводительных документов: накладных, документов завода-изготовителя, сертификатов качества. Ранее данная продукция проходила контроль на акцизных складах.
Реально из-за отмены акцизных ставок Ульяновская область может потерять около 200-250 млн. рублей в год. Для сравнения: уже в текущем году ряд ульяновских торговых фирм снизили размер акцизных отчислений, поскольку с 1 января 2005 года акцизы по винам, шампанским, игристым в полном объеме уплачиваются организациями-производителями.
Комментарий специалиста
председатель комитета по лицензированию Ульяновской области
— Одним из вариантов размера уставного капитала организации, осуществляющей розничную продажу спиртных напитков в Ульяновской области, предлагалась сумма в 500 тысяч рублей. Согласно аналитической справке, подготовленной специалистами комитета, это приведет к:сокращению числа лицензиатов-предпринимателей на 30-40% (от 250 до 350 предпринимателей), поскольку для многих невозможно обеспечить уставной капитал в заявленном размере;
закрытию порядка 900 торговых точек розничной торговли. У многих предпринимателей 60-70% выручки получается за счет алкогольной продукции. Снятие с реализации алкоголя приведет к падению рентабельности магазинов и, как следствие, их закрытию;
уменьшению рабочих мест в торговой сети на 2800-3600 человек, налоговых поступлений в бюджет с фонда оплаты труда — порядка 32 млн. рублей, платежей по уплате единого налога на вмененный доход — порядка 20 млн. рублей;
падению объемов производства местных производителей и увеличению объемов нелегального оборота алкогольной продукции.По сути, уставной капитал организации региону ничего не дает. С одной стороны, 500 тысяч рублей — вполне цивилизованная сумма. Самые большие штрафы, которые применяются в отношении организаций, торгующих алкоголем, достигают 400 тысяч рублей. С учетом судебных издержек — все 500 тысяч. Расчет правильный. Однако многие ульяновские ООО и ЧП не имеют даже своего оборотного капитала. А оптовики отдают под реализацию собственную продукцию. Поэтому в целях сохранения стабильности на алкогольном рынке области решено установить минимальный размер оплаченного уставного капитала в сумме 20 тысяч рублей.
На территории Ульяновской области действует 1368 лицензий на реализацию алкогольной продукции в розницу (3550 торговых точек). Из них у организаций — 493 лицензии (36%) — 1278 точек; у предпринимателей — 875 (64%) — 2722 точек.
На территории региона находится 2567 магазинов по реализации алкоголя, из них 1516 (60%) — в сельской местности.