€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Рынок «до 16-ти»
Ребенок - двигатель торговли
Согласно проведенному в начале 2006 года исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, ежегодный оборот российского рынка товаров для детей составляет от 4,5 - 5 до 7 - 7,5 млрд. долларов, из которых на Москву приходится около 1 - 1,3 млрд. долларов. Улучшается материальное состояние потребителей, начинает расти рождаемость, соответственно, увеличиваются затраты на детские товары.Как отмечает председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей мэрии Ульяновска Надежда Жукова, в нашем городе наблюдается пока незначительный рост числа магазинов и иных торговых точек, осуществляющих продажу товаров детского ассортимента. Есть надежда, что на фоне общей тенденции роста группы непродовольственных товаров в ульяновской торговле, детская продукция будет также все более востребована.
По состоянию на 1 сентября 2006 года на территории Ульяновска зарегистрировано 23 магазина и 36 отделов по продаже детских товаров. Сегодня уже мало кого волнует трансформация двух приватизированных магазинов «Детский мир» - Центрального и Заволжского. Сегодня они превратились в настоящие семейные торговые центры, где есть место и самым различным, как правило, элитарным товарам для «цветов жизни».И вообще, по большому счету, практически все торговые точки Ульяновска – от уличного киоска до сетевого супермаркета, мебельного комплекса и крупного торгового центра так или иначе рассматривают мальчишек и девчонок в качестве своих потребителей. А, скажем, управляющая супермаркетом «Литера» Анастасия Богданова и вовсе считает юных ульяновцев стратегически важными клиентами, которые дают порядка 50 процентов (а в разгар подготовки к школе - и все 80 процентов) выручки. По ее наблюдениям, за последнее время количество детей, самостоятельно делающих покупки, увеличилось, причем суммы, которые выдают им родители, неуклонно растут. И продавцы «Литеры» уже не удивляются при виде школьника, расплачивающегося за покупку тысячной купюрой. Впрочем, по мнению Богдановой, у такой самостоятельности есть и обратная сторона медали: юные покупатели чаще всего не знакомы с требованиями к эксплуатации медиапродукции, неграмотны в вопросах возврата-обмена товаров.
Я, мам, такую же хочу!
Игрушки - наиболее быстро растущий сегмент российского рынка товаров для детей, в целом, он прирастает на 30 процентов в год. По мнению местных операторов, ульяновский рынок не может пока похвастаться такими мощными темпами, но все к этому идет. Скажем, когда в 2000 году Ольга и Михаил Желтовы создавали семейный проект «Олми-канц», в сети этих магазинов преобладали канцелярские товары. Однако очень быстро Желтовы поняли, что ниша детских игрушек не менее перспективна.
Впрочем, почивать на лаврах бизнесменам долго не пришлось. По словам Ольги Желтовой, «сегодня конкуренты буквально наступают на пятки». Особенно это касается сферы детского транспорта - велосипедов, самокатов, колясок. Например, в нынешний «сезон велосипедов» (традиционно, он начался в марте) на ульяновском рынке наблюдалось перенасыщение средствами передвижения для детей (еще два года назад ничего подобного не было).
Чтобы быть на гребне успеха, предпринимателям, работающим в игрушечном сегменте, необходимо всегда быть в курсе новинок. Для этого ульяновские бизнесмены регулярно посещают специализированные выставки в Москве, после чего на прилавках городских магазинов появляются, например, мини-компьютеры для дошколят «Умка», развивающиеся мягкие зверюшки с буквами на животиках и цифрами на лапках, игрушечные центры с музыкальным сопровождением и движущимися фигурками. Активно завоевываются ульяновский рынок игрушек яркие надувные игрушки, бассейны, которые можно положить в рюкзачок ребенка в сложенном виде.
Регулярно обновляются те же детские средства передвижения, у современных велосипедов, например, имеется «дышащее» сиденье, множество полезных приспособлений (чехол для бутылки с газировкой и т.п.). Весьма отличается от своих «предков» и современный самокат. Теперь это легкое, красивое, маневренное средство передвижения, имеющее устойчивые колеса с поворотом на 80 градусов, регулируемую ручку (растет водитель – «растет» самокат).
По наблюдению продавцов, развивающие игрушки, настольные головоломки, как правило, приобретают взрослые - чаще всего, в подарок своим чадам. Если же выбор игрушки остается за ребенком, то мальчик, скорее всего, предпочтет стреляющее оружие или робота-трансформера, а девочка – мягкую игрушку или куклу с целым набором аксессуаров.
Примета времени: американская компания Mattel, производитель знаменитых кукол Барби, теряет позиции на мировом рынке. Несмотря на то, что глобальная рекламная компания Mattel продолжается, продажи кукол и аксессуаров этой серии упали более чем на 30 процентов. По словам старшего менеджера магазина «Игрушечная страна» Натальи Чигриной, ульяновские девочки тоже постепенно охладевают к игрушечной длинноногой блондинке. Они все больше выбирают нелепую с виду куколку Братц или забавного героя популярного мультфильма («Мадагаскар» и т.д.). Замечено, что при покупке игрушки дети часто ориентируются на мнение сверстников.
Чтобы еще более оживить торговлю, ульяновские бизнесмены предпринимают различные маркетинговые ходы. «Олми-канц», например, спонсирует местные телепередачи для детей, а в «Игрушечную страну» едут дети даже со спальных районов города, чтобы бесплатно выпить сок, попрыгать на батуте, сфотографироваться с приглянувшейся игрушкой на память. При хорошем раскладе средняя выручка в отделах игрушек ульяновских магазинов составляет порядка 20 тысяч рублей в день.
К сожалению, в сегменте игрушек и в Ульяновске правят бал импортные производители, в основном, из Китая. Главный козырь их товаров – более низкая, чем у российских производителей, цена игрушки. Вообще, за последний год товары детского назначения в Ульяновске подорожали более чем на 10 процентов. Главная причина - увеличение арендных платежей. Не спасают даже налоговые льготы, предусмотренные для детских игрушек и некоторых канцелярских товаров (тетрадки и т.д.).
Еда и одежка для крошки
В сфере детского питания (сухие молочные смеси, овощные и фруктовые пюре, соки для младенцев и т.д.) в Ульяновске складывается совсем иная ситуация, нежели в «игрушечном» сегменте, - здесь практически нет конкуренции. По словам Ольги Турицыной, данный вид бизнеса особо прибыльным не назовешь.
– Для меня – это своего рода хобби, реализация собственных амбиций, - говорит предпринимательница (основной ее бизнес – музыкальный магазин «Автограф»).
Впрочем, тенденции к развитию местного рынка детского питания все же имеются. Увеличивается количество покупателей, которые могут себе позволить приобрести товар премиум-сегмента (50-60 рублей за баночку). Как правило, спрос на такую продукцию наблюдается в центральных торговых точках, в спальных же районах востребовано самое дешевое детское питание (около 10 рублей за баночку).
Хозяйка «Автографа» заметила, что ульяновские родители стали более разборчивыми при покупке одежды для новорожденных: лучше меньше, да лучше. В ближайшем будущем Ольга Турицына планирует открыть магазин качественной детской одежды от российских производителей для среднего класса. По ее мнению, данная ниша в Ульяновске пока не заполнена.
А вот дорогой сегмент, по мнению игроков рынка, в городе представлен в достаточном количестве, и пока не нуждается в значительном расширении. Так, в магазине «KANZ», торгующем элитной немецкой одеждой, рассказали, что у них сложился круг постоянных клиентов, которые хотят видеть своих отпрысков не в рыночных вещах, а в модных одежках из бутика.
Небогатые же граждане по-прежнему выбирают вещевые рынки Ульяновска, где прилавки буквально ломятся от детских товаров. В частности, наблюдается засилье недорогой, броской одежды и обуви, предназначенной для юных девушек. В общем, и в XXI веке актуальна пословица для родителей: «Малые детки – не поешь, большие – не поносишь». Продавцы заметили, что когда встает вопрос, кому в первую очередь приобрести обновку – маме или дочке-подростку, как правило, предпочтение отдается последней.
Недетские проблемы детского рынка
На сегодняшний день главной проблемой рынка детских товаров в Ульяновске, как впрочем, и во всей России, является засилье контрафактной продукции, особенно этим грешат игрушки.
– Импортные детские товары, имеющие яркий внешний вид, не всегда оказываются добротными и безопасными, - отмечает Надежда Жукова, - и это, несмотря на то, что в отношении красителей и материалов, использующихся при изготовлении детских товаров, действуют строгие норма и правила.То и дело в безобидных внешне пупсах и иже с ними контролирующие органы выявляют содержание формальдегида, фенола, метанола, толуола и прочих ядовитых веществ. Токсичные вещества могут содержаться даже в детских сосках! У специалистов есть претензии и к детской мебели, не соответствующей гигиеническим нормам, к одежде и обуви из синтетических материалов, что по нормам недопустимо.
В Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бывший Роспотребнадзор) заметили, что ульяновцы, увы, не застрахованы от вредоносного товара, даже если покупка сделана в магазине. Недобросовестные предприниматели торгуют товарами детского назначения без сертификатов, гигиенического заключения и прочих документов, подтверждающих безопасность продукции.
По мнению специалистов, местные производители детских товаров куда щепетильнее в вопросах безопасности. Однако круг этих предприятий весьма узок: компания «Контакт-Прогресс» (специализируется на производстве школьной мебели), Инзенская Фабрика мягкой игрушки «Мишутка», фабрика «Элегант» и, конечно же, фабрика «Русь» (порядка 80 процентов объема производства – детские товары). Предмет особой гордости «Руси» – так называемая «ясельная группа».
По данным мэрии Ульяновска, с января по июнь 2006 года в городе было произведено на 7 процентов больше трикотажных изделий, чем за аналогичный период 2005 года. Наблюдается повышение спроса и на школьные формы местного производства.
Бэби-бум?
Чтобы добиться успеха у юных потребителей и активно развивать свой бизнес, производителям необходимо знать особенности детской психологии. Так, например, компания «Данон» сыграла на любви ребят к «страшилкам», выпустив молочные продукты под торговой маркой «Скелетоны». Рисованные скелеты с подростковыми повадками завоевали популярность у детей 9 - 14 лет.
Еще одна особенность – доверие юных потребителей к кумирам. Недавно в Ульяновске открылся бутик Savage, в основном, одежда этой марки предназначена для стильных тинэйджеров. Компания Savage делает ставку на маркетинговую стратегию с использованием подростковых кумиров, экипировав участников рейтингового реалити-шоу «Дом-2» во главе с ведущей Ксенией Собчак.
Вообще, считается, что дети - самые благодарные зрители рекламных роликов. Согласно исследованию, проведенному на кафедре возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, более половины детей до 6 лет положительно относятся к рекламе и верят ей. Наибольшей популярностью среди них пользуется реклама продуктов питания и игрушек. В первом классе рекламируемые товары всем остальным предпочитают 46,2 процентов детей, а во втором - уже более 60 процентов. Таким образом, предприниматели, специализирующиеся на торговле и производстве детских товаров, кровно заинтересованы в укреплении института семьи, увеличении рождаемости в регионе. Однако сегодня почти две трети ульяновских семей имеют только одного ребенка. Трое и больше детей – лишь в шести семьях из ста. Подобное положение губернатор Сергей Морозов назвал «крайне опасным и для области, и для России».
Коренное изменение демографической ситуации еще в прошлом году стало одним из приоритетных направлений работы Правительства области, краеугольным камнем социальной политики, реализуемой региональной властью. Для привлечения внимания общества к демографическим проблемам, для стимулирования рождаемости осенью 2005 года губернатор объявил акцию «Роди патриота в День России». 12 июня 2006 года (в этот день в Ульяновской области родилось 28 малышей, а в последующие пять дней появилось на свет еще 127) были подведены итоги акции. Победителям вручили ценные призы: автомобиль «УАЗ Патриот», стиральную машину, 200 тысяч рублей для улучшения жилищных условий и т.п. 12 сентября 2006 года вновь стартовала акция «Роди патриота в День России».
- Уверен, что счастливые улыбки матерей, блеск в глазах отцов новых жителей региона вдохновили многих, - обратился к жителям области Сергей Морозов. - И через девять месяцев Ульяновскую область ожидает настоящий демографический взрыв!
Рынок детских товаров тоже этого ждет.
Татьяна Задорожняя