Рынок потребительских услуг по-ульяновски
Ульяновский рынок потребительских услуг является сегодня одним из динамично развивающихся и перспективных. В структуре валового регионального продукта услуги занимают более 50% совокупного объема производства.
Рынок потребительских услуг в Ульяновске, как и во всей стране, начал формироваться с момента подписания указа Президента «О свободе торговли» в январе 1992 года. По сравнению с другими регионами, развитие этого процесса в нашем городе несколько подзадержалось. Однако все без исключения российские города, включая Москву, проходили путь от хаотичного базара к цивилизованной торговле.
Девяностые годы — это время остановки или сокращения производства на крупных промышленных предприятиях. На продуктовые и вещевые рынки зачастую пошли высококлассные, но не востребованные в своих отраслях профессионалы. Конечно, специалистами торговли они отнюдь не были; а потребительский рынок — это тоже серьезная наука, требующая особых знаний. Но и сегодня количество продавцов в России куда больше, чем, к примеру, в Соединенных Штатах.
Статистика утверждает, что в настоящее время примерно половина работающего населения страны (и Ульяновск здесь не исключение) занята в сфере потребительского рынка. Однако уже наблюдается тенденция к снижению числа задействованных в нем. Если сравнивать нас с западными странами, то в отечественной торговле занято куда больше людей, чем в сфере обслуживания; там же — ситуация обратная.
В 1990-е годы сфера торговли была приватизирована, и сегодня почти 100% этого сектора экономики отделено от государства. Точнее, само государство отказалось заниматься торговлей, оставив себе лишь контролирующие функции. Крупные советские торги распались на мелкий бизнес, и в эту сферу предпринимательской деятельности пришли люди, имеющие соответствующее образование и опыт работы.
В Ульяновске формирование более организованной торговли началось с 1997 года. Тогда же этой сферой деятельности заинтересовался уже средний бизнес. На смену уличным лоткам пришли коммерческие киоски. А в настоящее время Ульяновск «перерос» и эту форму. В городе активно развиваются крупные сетевые магазины, в том числе российского масштаба, возводятся специализированные торговые здания. Однако и здесь мы по-прежнему несколько отстаем от наших соседей. В Самаре, Казани начинается строительство уже гипермаркетов, в которые вкладываются, в том числе, и иностранные инвестиции. Впрочем, в последнее время рассматриваются такие проекты и относительно Ульяновска.
Несколько отстает от торговли ульяновская сфера общественного питания, которая еще не прошла период становления. Еще не всегда есть четкое понимание, какое заведение является кафе, какое рестораном, к какому уровню и классификации они относятся. Почти нет специализированных детских, молодежных кафе, слабо разделяются кафе по интересам посетителей (музыка, искусство). Впрочем, неплохо в Ульяновске развивается сеть закусочных фаст-фуд («быстрой еды»).
Куда несемся мы
Развитие сферы транс- портных услуг в Улья- новске произошло стремительно. Мы уже стали забывать, в какой давке лет пять назад ездили на «государственных» автобусах, как долго их ждали. И хотя проезд стоил дешево, такое положение с транспортом никого не радовало. С развалом ПАТП, экономическое состояние которых подтачивало обслуживание многочисленных льготников, рынок транспорт-ных услуг остался незаполненным. Муниципальный электротранспорт не справлялся с основным пассажиропотоком. Власть фактически опустила руки. Но именно поэтому в образовавшуюся «транспортную брешь» стремительно ворвались частники — «ПАЗики» и, конечно, «ГАЗели». Они быстро поделили ульяновский рынок, сами установили цены на проезд. И в короткий срок выполнили важнейшую задачу: решили транспортную проблему в Ульяновске и в области.
Разумеется, этап становления рынка транспортных услуг не оказался гладким. Много вопросов было связано с несанкционированными остановками, нарушением правил дорожного движения, определением площадок отстоя «ГАЗелей». В администрации города и сегодня считают, что количество маршрутов (около двухсот) для Ульяновска излишне, они иногда дублируют друг друга. Есть мнение, что «ГАЗелей» стало в городе слишком много, что создает загруженность трасс, поэтому власти рассматривают возможность привлечения на самые массовые маршруты больше крупных автобусов.
Однако Ульяновск в развитии транспорта в настоящее время вышел на качественно новый уровень, которого достигли далеко не все города России. Сегодня происходит нормальный диалог между транспортным бизнесом и властью. Речь идет уже не о том, ехать или нет, а о качестве перевозок.
Плюс телефонизация всей области
Еще одна стремительно развивающаяся сфера услуг — связь. Всего несколько лет назад в Ульяновске была огромная очередь на установку стационарного телефона, а наличие мобильной трубки расценивалось как признак состоятельности. Сегодня очередь на установку стационарных телефонов в области сократилась до нескольких тысяч человек. Повышаются качество и перечень услуг связи, например, подключение пользователей к сети Интернет.
Разумеется, нельзя не отметить бум цифровой сотовой связи. На территории области работают пять операторов стандарта GSM. Почти каждый четвертый житель имеет мобильный телефон. Число сотовых трубок практически сравнялось с количеством стационарных телефонов. Сотовая связь все активнее приходит в сельскую местность. Между операторами сотовой связи развернулась мощная конкуренция, которая положительно влияет на цены, качество и доступность мобильной связи для широких слоев населения. Показательно, что стоимость нашей сотовой связи для потребителей в несколько раз ниже, чем, например, в Германии. И это правильно, если учесть наш уровень доходов.
Исключительно высокие темпы роста связь как отрасль региональной экономики показывает на протяжении последних пяти лет. Только за 2004 год объемы услуг связи, оказанных населению, выросли в сопоставимых ценах на 54,7%.
Жилищно-коммунальная перспектива
Мало кто сегодня в Ульяновске может скаать, что удовлетворен качеством жилищно-коммунальных услуг. В то время как экономика страны давно встала на рыночные рельсы, ульяновское ЖКХ продолжает работать по централизованно-распределительной системе. Поэтому жилищно-коммунальное хозяйство еще предстоит адаптировать под современный рынок потребительских услуг.
Сегодня Ульяновск обслуживают шесть муниципальных управляющих компаний, объединяющие в одном лице функции и заказчика, и исполнителя. Эффективность этих предприятий давно уже не соответствует современному уровню. На июньской пресс-конференции в мэрии Ульяновска было заявлено, что в настоящее время согласовываются механизмы оптимизации работы управляющих компаний, и уже с 1 августа критерии оценки качества работы в сфере ЖКХ будут принципиально изменены. По словам заместителя мэра Ульяновска Сергея Седова, до 1 сентября завершится передача муниципального жилищного фонда коммерческим организациям на договорной основе. Суть преобразований — привести на коммунальный рынок частный бизнес, создать конкурентную среду. В переходный период договорные отношения будут строиться по установленному на сегодняшний день уровню стоимости коммунальных услуг. А с 2006 года, когда частные фирмы начнут работать в по-настоящему конкурентном пространстве, стоимость услуг будет регулировать рынок.
Также самим жильцам предстоит более активно участвовать в судьбе своего многоквартирного дома и избирать форму управления общим жилищем — например, образовать товарищество собственников жилья. Соответственно, квартиросъемщики и владельцы квартир выберут для себя наиболее подходящую частную управляющую компанию. Как показывает практика, люди, как правило, вполне готовы платить за реальную, качественную коммунальную услугу. Насколько же хорошо заработает в Ульяновске рынок жилищно-коммунальных услуг, покажет ближайшее время, вероятно, год-полтора.
Малому бизнесу — большую поддержку
Основным двигателем рынка услуг в регио- не по-прежнему является малый и средний бизнес. Первое место в его отраслевой структуре стабильно приходится на торговлю и общепит. Этим направлением деятельности занимаются 48% малых предпринимателей области. По итогам 2004 года оборот малой розничной торговли составил 58,6% от общеобластного.
Конечно же, этот сектор малого бизнеса, как и любой другой, нуждается в государственной поддержке. И хотя приоритетными направлениями недавно утвержденной областной программы поддержки предпринимательства определены промышленное и инновационное, не останется без внимания и сфера услуг — от торговых до транспорт-ных, ремонтно-строительных, туристических, образовательных и целого ряда других. Принятая Законодательным Собранием области «Программа развития малого предпринимательства на 2005-2010 годы» является составной частью программы экономического и социального развития региона, что верно как логически, так и стратегически. Малый бизнес — это важная составляющая региональной экономики в целом.
— Цель программы — создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, — комментирует документ главный специалист комитета по поддержке малого бизнеса и предпринимательства администрации Ульяновской области Светлана Кашкорова. — Общий объем финансирования программы из областного бюджета составит 61 млн. рублей. В результате ее реализации предполагается увеличение субъектов малого предпринимательства, создание не менее 10 тысяч новых рабочих мест, а также увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней до 400 млн. рублей.
В качестве основных мероприятий программы выделены развитие инфраструктуры, финансовых технологий, информационной и методической поддержки малого предпринимательства, создание благоприятного общественного климата и содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности, а также реализация специальных программ развития предпринимательства.
С помощью региональной целевой программы предстоит решить целый комплекс предпринимательских проблем. Одной из самых серьезных из них является привлечение собственности в малый бизнес. Сегодня много пустующих помещений, неиспользуемого оборудования, которые можно на определенных условиях передать предпринимателям. Касается это, в первую очередь, производственных площадей, но уже высказываются предложения использовать такие площади, в том числе, и под торговые комплексы рыночно-ярмарочного типа. Также предполагается сделать более доступными банковские кредиты для предпринимателей, развивать центры поддержки малого бизнеса в районах области, способствовать активному участию ульяновских предпринимателей в федеральных и международных программах.
Преодолевая барьеры
Одним из серьезных сдерживающих факто- ров развития рынка потребительских услуг по-прежнему остаются административные барьеры. Как правило, чиновничьи запреты нарушают федеральный закон «О конкуренции», поэтому разбираться с ними приходится управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.
По оценке сотрудников управления, большая доля административных преград касается земельных отношений и аренды помещений. — Вот только один из по-следних примеров, — рассказывает начальник отдела регионального управления ФАС Григорий Каленов. — К нам обратилась предприниматель из села Криуши. Женщина написала в администрацию заявление с просьбой выделить ей земельный участок под строительство здания для торговли. Через некоторое время неожиданно выяснилось, что на этот участок претендует другой человек. А раньше это было неизвестно? Конечно, известно: все документы у чиновников были в наличии. Заявителю в итоге отказали, сославшись аж на генеральный план развития села Криуши, который существовал в 80-х годах минувшего столетия. Затем последовали прочие подобные отговорки и затягивание времени. В итоге мы завели на районную администрацию дело, и земельный участок был получен.
В 2004 году объем оказанных населению области платных
услуг увеличился на 3,9%, что связано с ростом продаж на рынке услуг связи (+31,2%),
туристических (+2,2 раза),
физкультуры и спорта (+6,2%), медицинских (+19,4%), правового характера (+13,4%), системы образования (+12,1%).
При этом сократились объемы бытовых услуг (-14,1%), жилищных (-3,8%), коммунальных (-6,7%), санаторно-оздоровительных
(-11,3%), учреждений культуры (-3,3%).
Районные администрации иногда любят делить предпринимателей на «своих» и «чужих». Для первых арендная плата одна, а для других, например, для приезжих, уже иная. Условия получения помещений в аренду для «своих» отличны от соответствующих условий для «чужих».
Ярким образчиком административного барьера является и включение объектов потребительского рынка в муниципальный реестр, который в обязательном порядке пытались внедрить в недавнем прошлом ульяновская Городская Дума и мэрия. Иначе как разрешение на право торговли этот реестр бизнесом не рассматривался. Однако при внимательном изучении федеральных нормативных актов становится ясно, что подобные «оргмоменты» носят рекомендательный характер, то есть предприятия включаются в реестры такого рода исключительно по собственному желанию и абсолютно бесплатно.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области неоднократно указывало на это и предпринимателям, и чиновникам. Тем не менее и те, и другие иногда до сих пор видят во включении в реестр своеобразное разрешение торговать. Между тем, указ Президента России о свободе торговли вышел еще в 1992 году. Поэтому все долж-ны помнить, что человек имеет право продавать товары в любое время с момента регистрации в качестве предпринимателя и в том месте, которое определено администрацией. И арендная плата должна быть основана на ставках, являющихся едиными для всех хозяйствующих субъектов. Это требование относится не только к торговле, но и ко всем другим видам деятельности. — Разве это нормально, когда тариф на диспетчерское обслуживание лифтов для муниципального предприятия установлен 17 копеек, а для не муниципального — 38 копеек? — рассуждает Григорий Каленов. — Мы сегодня ратуем за то, чтобы у потребителя был выбор управляющих компаний и организаций, которые предоставляют коммунальные услуги, будь то обслуживание лифтов, установка счетчиков, замена труб и так далее. Как только появляется монополист — качество снижается. К сожалению, иногда именно муниципальные власти ставят барьеры на пути развития бизнеса вместо того, чтобы привлекать его к решению муниципальных проблем.
Еще одна проблема — равный доступ к бюджетным средствам. Нередко бывает, что муниципальные конкурсы на предоставление каких-либо услуг выигрывает предприятие, которое существует уже не первый год, а тем, кто работает в той же сфере три-пять лет, бюджетные деньги не достаются. Для того чтобы участвовать в подобных тендерах на равных, прежде всего, должны быть ясны и понятны сами условия конкурса. Необходима также четкая оценка и определение качественных параметров услуг, выставляемых на тендер. Отсутствие такой прозрачности — очень серьезный барьер для бизнеса и развития конкуренции. В региональном управлении Федеральной антимонопольной службы убеждены, что должно быть так: чем лучше ты работаешь, тем больше получаешь денег из городского бюджета. К сожалению, судя по жалобам бизнесменов, это происходит далеко не всегда.
Справедливости ради надо заметить, что данное положение дел — не только ульяновская специфика. Таково взаимоотношение власти и бизнеса почти на всей территории Российской Федерации. Но кому легче от такой «справедливости»?
Леонид Кузнецов, директор техно-торгового центра «Лидинг»:
— Мы занимаемся продажей, установкой и ремонтом бытовой техники с 1996 года. С полной уверенностью могу заявить, что сегодня рынок бытового обслуживания в нашем регионе достаточно развит и готов к работе в больших объемах. Однако, как ни странно, но последние год-полтора «хлеб насущный» дается нам все сложнее. И это несмотря на активное кредитование граждан магазинами и банками. Причин тому несколько. Во-первых, менталитет нашего населения таков, что каждый второй считает себя Кулибиным, и пытается ремонтировать технику сам. Во-вторых, уровень доходов ульяновцев все еще невысок. До тех пор, пока основная масса горожан не будет достойно трудоустроена, пока не заработают на полную мощь наши основные градообразующие предприятия, люди не начнут активно покупать бытовую технику и обращаться в сервисные центры для ее ремонта.
Во всем мире обслуживание порой стоит дороже, чем та продукция, на которую оно направлено, поэтому я верю в будущее ульяновского бытового обслуживания. Что же касается конкуренции в нашем сегменте рынка, то организации, которые занимаются обслуживанием бытовой техники, я называю не конкурентами, а коллегами. Город у нас даже по меркам России не самый маленький, и работы хватит всем.
Надежда Жукова, председатель комитета потребительского комплекса и защиты прав потребителей мэрии Ульяновска:
— Долгосрочной программы развития рынка потребительских услуг в Ульяновске нет, но мы разрабатываем такой документ на каждый год, учитывая стремительно меняющуюся ситуацию в этой сфере. В частности, наши рынки еще до сих пор во многом не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются законодательством. Однако уже проведена значительная работа по обеспечению цивилизованных условий торговли на рынках. В частности, построены различные специализированные павильоны. Все это — постепенный процесс, так как он требует значительных денежных средств.
Если «продовольственники» в Ульяновске сегодня не боятся конкурировать между собой, то непродовольственная группа товаров развивается слабее. Непродовольственная торговля также должна стремиться к более крупным формам и более широкому ассортименту. И все же самое пристальное внимание мы уделяем именно продовольственной группе товаров, так как пищевые продукты влияют на здоровье людей. А вообще, главная задача нашего комитета — сделать так, чтобы люди чувствовали себя достойно по обе стороны прилавка.