Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рынок страхования: перемены — к лучшему?

Валентина Худякова

Андрей Мутафян

Татьяна Сенатулова

Юлия Алексеева


На вопросы «Делового обозрения» отвечают руководители страховых компаний. Юлия Алексеева, генеральный директор ООО «Региональная Страховая Компания» Андрей Мутафян, генеральный директор ЗАО «Страховая Компания «Ульяновск-АСКОТатьяна Сенатулова, директор Ульяновского филиала ОСАО «Ингосстрах»Валентина Худякова, директор Группы страховых компаний «НАСКО»

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние ульяновского рынка страховых услуг?

В. Худякова: — Сегодня отечественный страховой рынок переживает бурный рост. В то же время в Ульяновской области рынок страховых услуг только еще формируется. Появилось много новых участников в виде филиалов и представительств страховых компаний, увеличилось количество рисков, принимаемых на страхование. Однако заметного роста спроса на добровольные виды страхования пока не наблюдается.
А. Мутафян: — Лучше всего состояние рынка могут показать цифры. Ульяновская область занимает почетное 11 место из 14 субъектов ПФО по уровню страховых сборов (что составляет чуть менее 2% от общего объема сборов). Это «всего» в 13 раз меньше, чем сборы по лидеру округа — Нижегородской области. И это при том, что на ульяновском страховом рынке более 70 игроков, из которых только три — местные компании. Такой высокий уровень конкуренции вынуждает страховые компании уходить в узкие ниши, бороться за выживание. Развитие отрасли как таковое при этом происходит очень вяло. Качество обслуживания клиентов часто просто неудовлетворительное. Новые, выгодные предложения на рынке — редкость.
Т. Сенатулова: — Состояние страхового рынка, несмотря на развитую инфраструктуру и растущие объемы, не в полной мере отвечает потребностям экономики региона и общества в целом. Слабо развита система страхования профессиональной ответственности. Страхователь должен быть защищен, следовательно, необходимо стимулировать укрупнение страховых компаний с целью роста их капитализации, увеличения уставного капитала.
Ю. Алексеева: — Состояние ульяновского рынка страховых услуг приближается к классическому. Все, что предлагают клиенты (юридические и физические лица), с удовольствием «проглатывается» страховыми компаниями. Страховые продукты, предлагаемые сегодня страховщиками, примерно одинаковы. Следовательно, есть основание полагать, что рост конкуренции между СК приведет к падению цен на страховые услуги.Какова, на ваш взгляд, степень зрелости ульяновского страхового рынка?
В. Худякова: — Рынок находится в «стадии созревания». Мы идем по тому же пути, что и все остальные регионы, но с опозданием. Правила «страховой игры» еще только устанавливаются, в том числе, методом проб и ошибок. Рынок страховых услуг, в силу своей специфики, может серьезно и динамично развиваться только при условии бурного роста экономики и, соответственно, доходов населения. Необходимо понимание всеми участниками регионального экономического рынка, что страхование — это один из столпов финансовой системы и цивилизованного рынка (по данным статистики, через страховые организации России ежегодно проходит 8-9% всей денежной массы).
А. Мутафян: — Ульяновский страховой рынок находится в младенческом состоянии. И это — явный прогресс по сравнению с зачаточным состоянием, которое можно было наблюдать до введения ОСАГО.
Ю. Алексеева: — Само понятие «зрелость» мне не совсем понятно. С чем сравнивать? С мировой системой страхования? Или общероссийской?.. Ну, а в целом, можно отметить равномерное и динамичное развитие страхового рынка Ульяновска. Если все же сравнить, в нашей области страховой порт-фель по добровольным видам выглядит даже более симпатично, чем общенациональный.

Насколько изменился страховой рынок Ульяновска за последний год? С чем это связано?

Ю. Алексеева: — Сравнивая объем собранных страховых взносов за 6 месяцев 2005 года с предыдущим аналогичным периодом, можно отметить общий рост. Это достигнуто в первую очередь за счет активного развития ОСАГО. Рост объемов по добровольным видам страхования несколько скромнее.В. Худякова: — На развитие страхового рынка определяющее влияние оказали реализация закона об ОСАГО, продолжающиеся негативные тенденции в отношении страхования жизни и смена собственника на ряде крупных предприятий. В первом случае, на нашем страховом рынке появилось много новых участников — филиалов и представительств СК, с весьма различным уровнем профессионального опыта их сотрудников. Во втором случае, в связи с изменениями в страховом законодательстве абсолютное большинство страховщиков на ульяновском рынке перестали заниматься страхованием жизни (так как по закону страхованием жизни имеют право заниматься только специализированные страховые компании). А в связи с переходом предприятий к новым собственникам произошел передел страхового рынка в пользу системных страховых компаний.
А. Мутафян: — Рынок рос. Но рос не так быстро, как хотелось бы. По сравнению с прошлым годом рынок вырос почти в два раза. Однако рост по ПФО составил 250%. Рынок изменялся, но не всегда в ту сторону, в которую бы хотелось бы. С треском уходят страховые компании. Очень мало появилось новых страховых продуктов. Потребителю продолжают продавать старые, чуть ли не с советских времен используемые, страховые полисы.Какой вид страховых услуг будет развиваться в Ульяновской области наиболее интенсивно в ближайшее время?
Ю. Алексеева: — Наибольший прирост, думаю, придется на медицинское страхование, добровольное страхование автотранспортных средств физических и юридических лиц, менее — на страхование ответственности и имущества.
А. Мутафян: — В области отчетливо наблюдается рост среднего и малого бизнеса, а следовательно, вперед устремится сектор страховых услуг для бизнеса. Это, как правило, страхование ответственности перед третьими лицами и страхование заложенного в банках имущества.
В. Худякова: — По-прежнему лидирующее место будет принадлежать автострахованию и ОСАГО. Это объясняется быстрым ростом количества автомобилей. Уже сейчас 34% автовладельцев, помимо полиса ОСАГО, имеют полис КАСКО (добровольного страхования автотранспорта). По России динамично растет рынок добровольного медицинского страхования (за 2004 год он вырос в 1,5 раза). Полагаем, что это один из наиболее перспективных сегментов, в том числе и ульяновского страхового рынка. Но следует отметить, что ДМС существенно отличается от иных видов страхования. Без знания медицинской специфики и высокого профессионализма сотрудников страховых компаний предоставлять гражданам услуги ДМС невозможно.Насколько, на ваш взгляд, сформирована структура ульяновского страхового рынка? Способно ли внести значительные коррективы в структуру рынка появление новых игроков?
Т. Сенатулова: — Самые крупные игроки российского страхового рынка в Ульяновской области уже присутствуют. Сейчас мы все пытаемся разделить между собой имеющееся страховое поле. Развитие рынка страхования будет зависеть от того, какие предприятия приходят в регион. Ульяновский бизнес перераспределяется, появляются новые игроки, меняются собственники, ранее самостоятельные структуры становятся филиалами крупных иногородних компаний. Поэтому территориальное присутствие страхователя не всегда дает возможность охватить его страховыми услугами. Решение о выборе страховщика зачастую принимается за пределами области. Расширять рынок страховых услуг в такой ситуации очень непросто.
В. Худякова: — Структура рынка продолжает меняться. ОСАГО и автострахование показывают довольно серьезные темпы роста. Развитию иных рисковых видов страхования мешает недостаточная платежеспособность потенциальных страхователей, а также существующие налоговые условия (не все перспективные виды страхования попадают под налоговые льготы). Появление новых игроков уже привело к переделу страхового рынка. Смена собственников на ряде предприятий привела к появлению СК, представительства которых зачастую открываются для обслуживания одного-двух системных предприятий того или иного собственника. Эти представительства, как правило, ограничены в полномочиях, в возможности оперативного решения возникающих проблем страхователей, в денежных средствах, в квалифицированных сотрудниках. Такое положение вещей никогда не приводит к хорошим последствиям. Отсюда — низкое качество оказываемых страховых услуг, недопонимание важности взвешенной страховой тарифной политики (неоправданный демпинг тарифов), игнорирование правил страхования. Это, конечно же, мешает серьезным ульяновским страховым «игрокам», имеющим отработанные технологии и подготовленный персонал, а также тормозит развитие структуры страхового рынка в целом

Ю. Алексеева: — В предыдущие годы устойчивая тенденция увеличения доли сборов по добровольным видам страхования в общем объеме взносов сменилась на противоположную. Такая структура рынка полностью объясняется введением ОСАГО. Думаю, что появление новых игроков не внесет значительных корректив в структуру рынка. Поскольку высокая динамика филиалов иногородних компаний связана также с активной работой по ОСАГО.
А. Мутафян: — Ульяновский рынок уже в значительной степени поделен и малопривлекателен в силу своей малой величины. Большинство крупных федеральных страховщиков имеют в Ульяновске представительства, поэтому не стоит ждать от них каких-либо глобальных изменений. Тем не менее, в значительной степени ситуацию может изменить приход или активизация деятельности на территории какой-либо финансово-промышленной группы. Это приведет к возникновению мощного игрока на ульяновском страховом рынке, который сможет в значительной мере изменить сложившуюся структуру.

Все предпосылки к этому уже сложились.Насколько остро стоит перед ульяновскими страховщиками тема завоевания клиента и конкуренции?

Ю. Алексеева: — С введением ОСАГО число страховых компаний в Ульяновске увеличилось в несколько раз. То есть плотность страховых компаний на одного потенциального клиента-страхователя увеличилась, что привело к жесткой конкуренции между страховщиками. В принципе, это хорошо. Конкуренция способствует повышению качества обслуживания.
А. Мутафян: — К сожалению, конкуренция на ульянов-ском рынке еще не ушла от своих диких форм. Часто основным конкурентным преимуществом выступает наличие административного ресурса. Как показывает практика, такая конкуренция не улучшает положение потребителей, а лишь наполняет чьи-то карманы. По многим видом страхования, учитывая неразвитость рынка, борьба идет не между страховыми компаниями, а за клиента. Ведь часто вопрос стоит, не в какой компании страховаться, а страховаться или нет вообще.
В. Худякова: — Вследствие того, что страховой бизнес переживает в Ульяновске болезни роста, большого числа страховщиков, работающих на ульяновском рынке, конкуренция проходит остро и некорректно. Нет взаимодействия между страховщиками даже по ОСАГО, хотя подобные попытки периодически происходят. Задача некоторых компаний — урвать договор любой ценой, а для устранения конкурента все средства хороши, включая грязный пиар (это к слову о страховой культуре самих страховщиков). А это, в свою очередь, подрывает у страхователей доверие к страхованию в целом.Т. Сенатулова: — Особую тревогу вызывают компании, демпингующие по договорам добровольного страхования. В частности, АвтоКАСКО (угон — ущерб). Предлагаемые ими тарифы повышают вероятность банкротства страховщика. Не случайно в 2005 году ряд компаний был лишен лицензий, чаще всего — потому что выплаты превысили запланированный уровень. Любая тарифная ставка учитывает убыточность данного вида страхования, расходы на ведение дела и прочие моменты, о которых прекрасно осведомлен каждый страховщик. В условиях жесткой конкуренции вряд ли можно предлагать дешевые страховые продукты.

Как вы оцениваете потенциал страхового рынка в Ульяновске?

Ю. Алексеева: — Если доверять статистике, то страховой рынок России в последние годы развивается опережающими темпами в сравнении с экономикой в целом. Очень надеюсь, что эта тенденция будет прослеживаться и в нашем регионе, так как потенциала для этого у наших страховщиков хватает.Т. Сенатулова: — Уровень бедности в Ульяновской области составляет 31% — это выше, чем в среднем по России. Понятно, что такой высокий процент малоимущего населения ограничивает платежеспособной спрос на товары и услуги длительного пользования. А страхование относится именно к таким услугам. Поэтому прогнозировать высокий рост страхования в ближайшем будущем нельзя.
А. Мутафян: — Общероссийский страховой рынок развивается в рамках трех тенденций. Во-первых, значительное укрупнение игроков. Небольшие региональные компании постепенно переходят под крыло федеральных финансово-промышленных групп или присоединяются к страховщикам с национальным брэндом. Во-вторых, рынок растет за счет добровольно-принудительного страхования. Помимо известного ОСАГО, большое значение приобретает замещение лицензирования отдельных видов деятельности страхованием. В-третьих, население нашей страны все больше озабочивается проблемой сохранности своей собственности, а значит, все чаще обращается в страховые компании. Простой пример: за три последних года затраты на страховку выросли в среднем на 40%. Отсюда вывод: на ульяновском рынке вскоре выделится десятка ведущих компаний, которые в борьбе за растущий спрос начнут, наконец, предлагать современные и качественные страховые продукты по приемлемым ценам
В. Худякова: — Потенциал страхового рынка в Ульянов-ской области достаточно большой. Рано или поздно мы присоединимся к общей тенденции роста, характерной для всего Поволжья, так как мы тоже интегрированы в его экономику. Нужны координация усилий страховщиков и предложение на рынке качественных страховых продуктов, адаптированных к условиям ульяновского рынка. А потенциальным страхователям хотим пожелать: «Надеясь на лучшее, оставайтесь предусмотрительными».

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: