€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Рынок страхования: перемены — к лучшему?
Валентина Худякова |
Андрей Мутафян |
Татьяна Сенатулова |
Юлия Алексеева |
На вопросы «Делового обозрения» отвечают руководители страховых компаний. Юлия Алексеева, генеральный директор ООО «Региональная Страховая Компания» Андрей Мутафян, генеральный директор ЗАО «Страховая Компания «Ульяновск-АСКОТатьяна Сенатулова, директор Ульяновского филиала ОСАО «Ингосстрах»Валентина Худякова, директор Группы страховых компаний «НАСКО»
Как вы оцениваете сегодняшнее состояние ульяновского рынка страховых услуг?
В. Худякова: — Сегодня отечественный страховой рынок переживает бурный рост. В то же время в Ульяновской области рынок страховых услуг только еще формируется. Появилось много новых участников в виде филиалов и представительств страховых компаний, увеличилось количество рисков, принимаемых на страхование. Однако заметного роста спроса на добровольные виды страхования пока не наблюдается.
А. Мутафян: — Лучше всего состояние рынка могут показать цифры. Ульяновская область занимает почетное 11 место из 14 субъектов ПФО по уровню страховых сборов (что составляет чуть менее 2% от общего объема сборов). Это «всего» в 13 раз меньше, чем сборы по лидеру округа — Нижегородской области. И это при том, что на ульяновском страховом рынке более 70 игроков, из которых только три — местные компании. Такой высокий уровень конкуренции вынуждает страховые компании уходить в узкие ниши, бороться за выживание. Развитие отрасли как таковое при этом происходит очень вяло. Качество обслуживания клиентов часто просто неудовлетворительное. Новые, выгодные предложения на рынке — редкость.
Т. Сенатулова: — Состояние страхового рынка, несмотря на развитую инфраструктуру и растущие объемы, не в полной мере отвечает потребностям экономики региона и общества в целом. Слабо развита система страхования профессиональной ответственности. Страхователь должен быть защищен, следовательно, необходимо стимулировать укрупнение страховых компаний с целью роста их капитализации, увеличения уставного капитала.
Ю. Алексеева: — Состояние ульяновского рынка страховых услуг приближается к классическому. Все, что предлагают клиенты (юридические и физические лица), с удовольствием «проглатывается» страховыми компаниями. Страховые продукты, предлагаемые сегодня страховщиками, примерно одинаковы. Следовательно, есть основание полагать, что рост конкуренции между СК приведет к падению цен на страховые услуги.Какова, на ваш взгляд, степень зрелости ульяновского страхового рынка?
В. Худякова: — Рынок находится в «стадии созревания». Мы идем по тому же пути, что и все остальные регионы, но с опозданием. Правила «страховой игры» еще только устанавливаются, в том числе, методом проб и ошибок. Рынок страховых услуг, в силу своей специфики, может серьезно и динамично развиваться только при условии бурного роста экономики и, соответственно, доходов населения. Необходимо понимание всеми участниками регионального экономического рынка, что страхование — это один из столпов финансовой системы и цивилизованного рынка (по данным статистики, через страховые организации России ежегодно проходит 8-9% всей денежной массы).
А. Мутафян: — Ульяновский страховой рынок находится в младенческом состоянии. И это — явный прогресс по сравнению с зачаточным состоянием, которое можно было наблюдать до введения ОСАГО.
Ю. Алексеева: — Само понятие «зрелость» мне не совсем понятно. С чем сравнивать? С мировой системой страхования? Или общероссийской?.. Ну, а в целом, можно отметить равномерное и динамичное развитие страхового рынка Ульяновска. Если все же сравнить, в нашей области страховой порт-фель по добровольным видам выглядит даже более симпатично, чем общенациональный.
Насколько изменился страховой рынок Ульяновска за последний год? С чем это связано?
Ю. Алексеева: — Сравнивая объем собранных страховых взносов за 6 месяцев 2005 года с предыдущим аналогичным периодом, можно отметить общий рост. Это достигнуто в первую очередь за счет активного развития ОСАГО. Рост объемов по добровольным видам страхования несколько скромнее.В. Худякова: — На развитие страхового рынка определяющее влияние оказали реализация закона об ОСАГО, продолжающиеся негативные тенденции в отношении страхования жизни и смена собственника на ряде крупных предприятий. В первом случае, на нашем страховом рынке появилось много новых участников — филиалов и представительств СК, с весьма различным уровнем профессионального опыта их сотрудников. Во втором случае, в связи с изменениями в страховом законодательстве абсолютное большинство страховщиков на ульяновском рынке перестали заниматься страхованием жизни (так как по закону страхованием жизни имеют право заниматься только специализированные страховые компании). А в связи с переходом предприятий к новым собственникам произошел передел страхового рынка в пользу системных страховых компаний.
А. Мутафян: — Рынок рос. Но рос не так быстро, как хотелось бы. По сравнению с прошлым годом рынок вырос почти в два раза. Однако рост по ПФО составил 250%. Рынок изменялся, но не всегда в ту сторону, в которую бы хотелось бы. С треском уходят страховые компании. Очень мало появилось новых страховых продуктов. Потребителю продолжают продавать старые, чуть ли не с советских времен используемые, страховые полисы.Какой вид страховых услуг будет развиваться в Ульяновской области наиболее интенсивно в ближайшее время?
Ю. Алексеева: — Наибольший прирост, думаю, придется на медицинское страхование, добровольное страхование автотранспортных средств физических и юридических лиц, менее — на страхование ответственности и имущества.
А. Мутафян: — В области отчетливо наблюдается рост среднего и малого бизнеса, а следовательно, вперед устремится сектор страховых услуг для бизнеса. Это, как правило, страхование ответственности перед третьими лицами и страхование заложенного в банках имущества.
В. Худякова: — По-прежнему лидирующее место будет принадлежать автострахованию и ОСАГО. Это объясняется быстрым ростом количества автомобилей. Уже сейчас 34% автовладельцев, помимо полиса ОСАГО, имеют полис КАСКО (добровольного страхования автотранспорта). По России динамично растет рынок добровольного медицинского страхования (за 2004 год он вырос в 1,5 раза). Полагаем, что это один из наиболее перспективных сегментов, в том числе и ульяновского страхового рынка. Но следует отметить, что ДМС существенно отличается от иных видов страхования. Без знания медицинской специфики и высокого профессионализма сотрудников страховых компаний предоставлять гражданам услуги ДМС невозможно.Насколько, на ваш взгляд, сформирована структура ульяновского страхового рынка? Способно ли внести значительные коррективы в структуру рынка появление новых игроков?
Т. Сенатулова: — Самые крупные игроки российского страхового рынка в Ульяновской области уже присутствуют. Сейчас мы все пытаемся разделить между собой имеющееся страховое поле. Развитие рынка страхования будет зависеть от того, какие предприятия приходят в регион. Ульяновский бизнес перераспределяется, появляются новые игроки, меняются собственники, ранее самостоятельные структуры становятся филиалами крупных иногородних компаний. Поэтому территориальное присутствие страхователя не всегда дает возможность охватить его страховыми услугами. Решение о выборе страховщика зачастую принимается за пределами области. Расширять рынок страховых услуг в такой ситуации очень непросто.
В. Худякова: — Структура рынка продолжает меняться. ОСАГО и автострахование показывают довольно серьезные темпы роста. Развитию иных рисковых видов страхования мешает недостаточная платежеспособность потенциальных страхователей, а также существующие налоговые условия (не все перспективные виды страхования попадают под налоговые льготы). Появление новых игроков уже привело к переделу страхового рынка. Смена собственников на ряде предприятий привела к появлению СК, представительства которых зачастую открываются для обслуживания одного-двух системных предприятий того или иного собственника. Эти представительства, как правило, ограничены в полномочиях, в возможности оперативного решения возникающих проблем страхователей, в денежных средствах, в квалифицированных сотрудниках. Такое положение вещей никогда не приводит к хорошим последствиям. Отсюда — низкое качество оказываемых страховых услуг, недопонимание важности взвешенной страховой тарифной политики (неоправданный демпинг тарифов), игнорирование правил страхования. Это, конечно же, мешает серьезным ульяновским страховым «игрокам», имеющим отработанные технологии и подготовленный персонал, а также тормозит развитие структуры страхового рынка в целом
Ю. Алексеева: — В предыдущие годы устойчивая тенденция увеличения доли сборов по добровольным видам страхования в общем объеме взносов сменилась на противоположную. Такая структура рынка полностью объясняется введением ОСАГО. Думаю, что появление новых игроков не внесет значительных корректив в структуру рынка. Поскольку высокая динамика филиалов иногородних компаний связана также с активной работой по ОСАГО.
А. Мутафян: — Ульяновский рынок уже в значительной степени поделен и малопривлекателен в силу своей малой величины. Большинство крупных федеральных страховщиков имеют в Ульяновске представительства, поэтому не стоит ждать от них каких-либо глобальных изменений. Тем не менее, в значительной степени ситуацию может изменить приход или активизация деятельности на территории какой-либо финансово-промышленной группы. Это приведет к возникновению мощного игрока на ульяновском страховом рынке, который сможет в значительной мере изменить сложившуюся структуру.
Все предпосылки к этому уже сложились.Насколько остро стоит перед ульяновскими страховщиками тема завоевания клиента и конкуренции?
Ю. Алексеева: — С введением ОСАГО число страховых компаний в Ульяновске увеличилось в несколько раз. То есть плотность страховых компаний на одного потенциального клиента-страхователя увеличилась, что привело к жесткой конкуренции между страховщиками. В принципе, это хорошо. Конкуренция способствует повышению качества обслуживания.
А. Мутафян: — К сожалению, конкуренция на ульянов-ском рынке еще не ушла от своих диких форм. Часто основным конкурентным преимуществом выступает наличие административного ресурса. Как показывает практика, такая конкуренция не улучшает положение потребителей, а лишь наполняет чьи-то карманы. По многим видом страхования, учитывая неразвитость рынка, борьба идет не между страховыми компаниями, а за клиента. Ведь часто вопрос стоит, не в какой компании страховаться, а страховаться или нет вообще.
В. Худякова: — Вследствие того, что страховой бизнес переживает в Ульяновске болезни роста, большого числа страховщиков, работающих на ульяновском рынке, конкуренция проходит остро и некорректно. Нет взаимодействия между страховщиками даже по ОСАГО, хотя подобные попытки периодически происходят. Задача некоторых компаний — урвать договор любой ценой, а для устранения конкурента все средства хороши, включая грязный пиар (это к слову о страховой культуре самих страховщиков). А это, в свою очередь, подрывает у страхователей доверие к страхованию в целом.Т. Сенатулова: — Особую тревогу вызывают компании, демпингующие по договорам добровольного страхования. В частности, АвтоКАСКО (угон — ущерб). Предлагаемые ими тарифы повышают вероятность банкротства страховщика. Не случайно в 2005 году ряд компаний был лишен лицензий, чаще всего — потому что выплаты превысили запланированный уровень. Любая тарифная ставка учитывает убыточность данного вида страхования, расходы на ведение дела и прочие моменты, о которых прекрасно осведомлен каждый страховщик. В условиях жесткой конкуренции вряд ли можно предлагать дешевые страховые продукты.
Как вы оцениваете потенциал страхового рынка в Ульяновске?
Ю. Алексеева: — Если доверять статистике, то страховой рынок России в последние годы развивается опережающими темпами в сравнении с экономикой в целом. Очень надеюсь, что эта тенденция будет прослеживаться и в нашем регионе, так как потенциала для этого у наших страховщиков хватает.Т. Сенатулова: — Уровень бедности в Ульяновской области составляет 31% — это выше, чем в среднем по России. Понятно, что такой высокий процент малоимущего населения ограничивает платежеспособной спрос на товары и услуги длительного пользования. А страхование относится именно к таким услугам. Поэтому прогнозировать высокий рост страхования в ближайшем будущем нельзя.
А. Мутафян: — Общероссийский страховой рынок развивается в рамках трех тенденций. Во-первых, значительное укрупнение игроков. Небольшие региональные компании постепенно переходят под крыло федеральных финансово-промышленных групп или присоединяются к страховщикам с национальным брэндом. Во-вторых, рынок растет за счет добровольно-принудительного страхования. Помимо известного ОСАГО, большое значение приобретает замещение лицензирования отдельных видов деятельности страхованием. В-третьих, население нашей страны все больше озабочивается проблемой сохранности своей собственности, а значит, все чаще обращается в страховые компании. Простой пример: за три последних года затраты на страховку выросли в среднем на 40%. Отсюда вывод: на ульяновском рынке вскоре выделится десятка ведущих компаний, которые в борьбе за растущий спрос начнут, наконец, предлагать современные и качественные страховые продукты по приемлемым ценам
В. Худякова: — Потенциал страхового рынка в Ульянов-ской области достаточно большой. Рано или поздно мы присоединимся к общей тенденции роста, характерной для всего Поволжья, так как мы тоже интегрированы в его экономику. Нужны координация усилий страховщиков и предложение на рынке качественных страховых продуктов, адаптированных к условиям ульяновского рынка. А потенциальным страхователям хотим пожелать: «Надеясь на лучшее, оставайтесь предусмотрительными».