Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Счетной палате - новый статус

В середине ноября в Ульяновске шлифовали федеральный закон, который носит сугубо антикоррупционный характер.

В середине ноября в Ульяновске шлифовали федеральный закон, который носит сугубо антикоррупционный характер.

Борис Зотов и Сергей Степашин - шаги к совершенству закона

Именно так определил суть законопроекта «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на форуме, состоявшемся в большом зале Ульяновского областного Законодательного Собрания.

Руководители контрольно-счетных органов (КСО) из 15 регионов съехались в Ульяновск, чтобы обсудить коллегиально новые правила игры. Уже в декабре депутаты Госдумы будут рассматривать в первом чтении проект федерального закона о принципах работы КСО, и аудиторы сочли необходимым, обобщив свой опыт, внести уточнения в этот документ. Закрепить требование об обязательном наделении контрольно-счетных органов России правами юрлица, определить, что финансирование деятельности КСО закладывается в бюджете субъектов РФ отдельной строкой, и прочее. Большая часть уточнений, принятых на совещании в Ульяновске, касается именно статуса и полномочий контрольно-счетных органов в России.

Председатель счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров среди проблем, с которыми сопряжена деятельность КСО, назвал малочисленность и не всегда высокий профессионализм кадрового состава, недостаточную гласность в обсуждении деятельности, отсутствие единой классификации нарушений в бюджетной сфере.

Кстати, Ульяновск не случайно выбран площадкой для межрегионального совещания – опыт нашей Счетной палаты был признан богатым и передовым: только в шести российских регионах счетные органы есть во всех муниципальных образованиях. В ПФО – в Ульяновской области и Татарстане.

Об итогах работы областной Счетной палаты за девять месяцев нынешнего года Игорь Егоров рассказал журналистам накануне форума глав региональных КСО. Цифры впечатляли. Как выяснилось, нарушений за этот период выявлено на полмиллиарда рублей – эта сумма вдвое превышает показатель прошлого года. 2008-го – более чем в четыре раза. Год от года растет сумма, которая по итогам работы СП возмещается областной казне, причем в денежном выражении, – от нуля в 2008 году до 12,5 млн. рублей – в нынешнем.

20 инспекторов Счетной палаты за год проверяют расходование только пятой части областного бюджета. Соответственно, ставится задача – не вширь, а вглубь, то есть если проверять, то по всем направлениям. Среди критериев отбора объектов для проверки – количество средств, которые через них проходят (лидируют стройка, выполнение 185-ФЗ, ремонт дорог и др.), социальная значимость. Обязательно СП проверят крупные госучреждения и предприятия. Плюс все муниципальные образования – по очереди.

Всего, по словам Игоря Егорова, за девять месяцев года проведено 23 контрольных мероприятия, в ходе которых проверено 87 объектов и выявлено 203 нарушения. Значительная их доля приходится на неэффективное использование бюджетных средств (120 млн. рублей), 110,5 млн. – на неправомерное расходование, недополучено в бюджет 20 млн. рублей, а «прочие нарушения» обернулись для областной казны убытком в 230 млн.

Примечательно, что нецелевое использование бюджетных средств в структуре нарушений, выявленных на территории Ульяновской области, составляет мизерную долю – 0,1 млрд., или 0,1%. Тогда как в масштабах России – это бедствие: в последнем Послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев сообщил, что нецелевое использование бюджетных средств в России, включая воровство и откаты, ежегодно составляет 1 трлн. рублей.

Заявил глава государства и о необходимости разработать новую редакцию закона о госзакупках (ФЗ-94), так как ситуация в этой сфере «вышла за грань разумного», а потери государства очень велики. С точки зрения опыта контрольно-счетных органов, призванных выявлять нарушения в бюджетной сфере, эта инициатива более чем своевременна. Попытка перевести госторги на электронную площадку хоть и дает экономию бюджетных средств, но кардинально проблемы не решает. Эксперты отмечают две главные проблемы в системе госзакупок – отсутствие методики установления первоначальной цены контракта и критериев качества при выборе поставщика.

- Например, можно точно сказать, что торги на поставку школьной мебели выиграет поставщик, который заявит меньшую цену. Но сколько эта мебель прослужит? – говорит господин Егоров.

По результатам проверки Счетной палаты Ульяновской области в 2010 году четверка лидеров-нарушителей (определены сообразно суммам выявленных нарушений) выглядит так: ОГУП «Имущество» (109,7 млн. рублей), Министерство здравоохранения Ульяновской области (103,9 млн. рублей), областная клиническая больница (63,7), МО «Тереньгульский район» и МО «Тереньгульское городское поселение» (50,1 млн. рублей).

Одно из самых распространенных нарушений, которые выявляют инспекторы КСО, – неэффективное использование закупленного оборудования. Неэффективное – это когда «простой» зашкаливает за полгода, как это было в случае с томографами, под которые в лечебной сети Ульяновской области не были вовремя подготовлены специальные помещения. Своего рода «рекорд неэффективности» был установлен в прошлом году: закупленные школьные автобусы девять месяцев простояли на приколе только потому, что не были зарегистрированы в ГИБДД.

На конец этого года Счетная палата Ульяновской области запланировала контрольные мероприятия в «ПАТП-1», которое обживается новыми автобусами, в Чердаклинском районе, в Министерстве лесного хозяйства в части средств, выделенных на борьбу с природными пожарами и их предотвращение. Кроме того, инспекторы СП займутся проверкой использования средств, направленных на исполнение областной целевой программы «Газификация населенных пунктов Ульяновской области».

Анастасия Александрова

11002

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: