Синдром кадрового расстройства
Минувший год для рынка труда был насыщенным, отмечают эксперты. Число вакансий и резюме активно росло. Чего не скажешь об удовлетворенности работодателей и соискателей.
Спрос не рождает предложение
Дисбаланс спроса и предложения на отечественном рынке труда – это уже диагноз. Причем в последнее время хроническая болезнь переходит в острую фазу.
В декабре 2011 года показатель соотношения «вакансии/резюме» закрепилось на отметке 5,3 резюме на вакансию, анализирует свою базу Superjob.
В отношении безработных соискателей – другие результаты. Например, в Ульяновске в декабре в среднем приходилось две вакансии на одного безработного, зарегистрированного на бирже труда. Заполняться вакансиям мешает качественное несовпадение спроса и предложения. Вот только несколько фактов из материалов Департамента занятости: при 2472 вакансиях водителя автомобиля официально зарегистрирован 1091 безработный водитель; при 863 вакансиях бухгалтера – 965 безработных бухгалтеров, стоящих на учете.
Словом, «мы выбираем, нас выбирают…». И дальше – по тексту, как в песне. Изобилие вакансий и резюме на рекрутинговых сайтах тоже, по большому счету, не отражает реальной ситуации, считает директор кадрового агентства «Фактория» Ольга Олейник:
- На сайте может быть 1200 резюме в позиции «Розничная торговля», но людей, заинтересованных найти работу, за ними очень немного. Начинаешь звонить, и выясняется, что одни уже нашли работу, другие – раздумали ее искать, третьи даже не помнят, что размещали где-то резюме, четвертые приходят на собеседование, но демонстрируют откровенную незаинтересованность.
Чего хочет соискатель?
Соискатели, изучая рынок предложения, прежде всего смотрят на уровень зарплаты, отмечают эксперты.
- Если выставить вакансию дворника с зарплатой 30 тысяч рублей, телефон разорвется, причем люди с высшим образованием тоже будут звонить, – говорит Ольга Олейник.
Это общероссийская тенденция: исследования ВЦИОМ, опубликованные в конце прошлого года, показали, что в выборе компании-работодателя самым важным критерием для россиян является хорошая зарплата. На втором месте – выполнение компанией обязательств перед работниками, на третьем – социальный пакет. По большинству показателей наиболее привлекательными работодателями признаны компании сырьевого сектора – Газпром, Роснефть и Лукойл.
- Чем выше уровень вакансии, тем больше значения соискатель придает содержанию работы, которую он будет выполнять, ему важно не только применить свои навыки, но и развить их, – говорит управляющий партнер АНО «Агентство кадровых решений» Елена Сорокина.
Дефицит интересных предложений для управленцев эксперт отмечает как специфику ульяновского рынка труда. Например, в финансовом секторе наступило затишье – не востребованы финансовые директора, начальники финансовых отделов. Ситуация на рынке труда для топ-менеджеров до сих пор напряженная: после кризиса рынок так и не восстановился.
На сегодняшний день требования работодателей таковы, что специалиста, который бы соответствовал им по профессиональным компетенциям, на территории региона бывает найти сложно. И тогда приглашение на работу получают иногородние кандидаты
Чего хочет работодатель?
- Руководители стали уделять больше внимания личностным качествам кандидатов. Команда, сформированная на базе общих жизненных ценностей и приоритетов, – это большое конкурентное преимущество компании, – считает директор Центра кадровых технологий «Диалог» Мария Рябинина.
Ольга Ротнова, руководитель информационно-аналитического отдела Агентства кадровых решений, говорит, что в случае трудоустройства молодежи личностные компетенции являются определяющими. Работодатель хочет, чтобы соискатель был обучаем, гибок, мобилен, ответственен, самоорганизован, самостоятелен в поиске дополнительной информации, чтобы мог ориентироваться в смежных областях и постоянно наращивал свой объем знаний. Кроме того, он должен быть готов работать в компании на долгосрочную перспективу и в связи с этим планировать свои личные интересы.
В 2011 году квалифицированные рабочие упрочили свое первое место в рейтинге запросов работодателей, которого они достигли в 2010 году. Менеджеры по продажам, лидировавшие в рейтинге многие годы, заняли вторую позицию, представители сферы продаж – третью. Это по версии Superjob.
В Ульяновской области, судя по информации местных кадровых агентств, приоритеты сложились иначе: самый высокий спрос – на специалистов в сфере продаж. И далее – ресторанного бизнеса, IT-специалистов, аудиторов, инженеров, квалифицированных рабочих. По прогнозам, эти приоритеты сохранятся и в 2012 году.
Несмотря на неблагоприятные факторы для развития рынка труда (нестабильная экономическая ситуация в Европе, что существенно сокращает шансы получить серьезный приток иностранных инвестиций в ближайший год, вступление России в ВТО и демографический провал конца 80-х – начала 90-х годов), эксперты полагают, что компании, взявшие курс на развитие, своих планов не оставят. Региональная власть в тон этим прогнозам говорит о создании на территории Ульяновской области порядка 20 тысяч рабочих мест только в 2012 году. А к 2017-му – всех 70-ти. В значительной мере – за счет запуска новых иностранных производств, реализации инвестиционных и инновационных проектов областного и муниципального уровня. Значит, спрос на инженеров, технологов, конструкторов, прорабов, мастеров, квалифицированных рабочих не только сохранится, но и возрастет.
В Агентстве кадровых решений комментируют этуситуацию: «Наибольшую заинтересованность в молодых специалистах проявляют западные компании, которые имеют опыт «выращивания» для себя сотрудников. Наиболее востребованы инженерно-технические специалисты, владеющие иностранным языком (чаще всего английским). К сожалению, в регионе пока еще остро ощущается дефицит перспективных кадров, владеющих иностранным языком и связывающих свое будущее с работой в Ульяновске. Сотрудничество нашего агентства с иностранными компаниями в 2011 году обнажило эту проблему».
Работу – иностранцам
На сегодняшний день использование иностранной рабочей силы на территории Ульяновской области (и не только Ульяновской) является одним из условий развития экономики. Во всяком случае, отдельных ее сфер. По информации областного Департамента занятости, в 2011 году «численность привлекаемых иностранных работников к численности экономически активного населения региона составляла 0,2%». Сколько это конкретно, не говорится, но можно сосчитать: порядка 1400 человек. Но работодатели хотят больше: на большом совещании, посвященном перспективам строительной отрасли Ульяновской области, прозвучала более внушительная цифра: суммарная заявка на иностранную рабочую силу – 4 тыс. человек.
Максимальный приток иностранцев в регион наблюдался в 2007 году, и это объясняется «динамикой экономического развития Ульяновской области», кризис скорректировал спрос «на понижение».
Между тем «иностранная рабочая сила» – понятие очень неоднородное. С одной стороны, это рабочая сила в самом прямом смысле слова – бетонщики, монтажники стальных и железобетонных конструкций, арматурщики и др. (62% от общей потребности), а с другой – высококвалифицированные специалисты, которые привлекаются в регион в рамках реализации инвестиционных проектов для обслуживания современных технологических линий, установок и эксплуатации оборудования.
«Образователь» – работодатель. Нет контакта
- На рынке труда традиционно много молодых специалистов так называемых «престижных» специальностей – экономистов, юристов, которые не могут найти работу по профессии и уходят в другие сферы. А те, в ком ульяновский рынок труда остро нуждается, – в дефиците, – говорит Марина Рябинина из «Диалога». – Нет, например, технологов по обработке древесины, лакам и краскам, которые так необходимы «дверной и мебельной столице» России. Система образования просто не успевает готовить специалистов под быстро развивающуюся сферу IT-технологий. Стареет квалифицированный рабочий персонал, а молодежь не стремится на производство.
Тандема образовательных учреждений (не обязательно вузов) и работодателей, без которого развитие региональной экономики невозможно, фактически нет. Об этом, в частности, говорили на заседании круглого стола «ДО», посвященном сфере услуг («ДО» за декабрь 2011 года). Страдает без кадров ресторанный бизнес, который очень интенсивно развивался в Ульяновске на протяжении всего 2011 года и, по прогнозам, будет развиваться в ближайшие несколько лет, ритейл, гостиничный бизнес тоже испытывают кадровый голод.
Те, кто «образует» и кто дает работу, за «круглые столы» садятся периодически и на протяжении многих лет, но принципиально ситуация не меняется. Найти компромисс, даже в условиях рыночной экономики, – задача государственного регулирования, считают эксперты. Словом, тема упирается в проблему взаимной ответственности образовательных учреждений, работодателей и семьи как социального института, формирующего систему ценностей того, кто завтра выйдет на рынок труда.
Молодо-безработно
По информации областного департамента занятости населения, среди выпускников учебных заведений, признанных безработными в 2011 году, лидируют выпускники учреждений среднего профессионального образования, на их долю приходится 40,6%. Следующая позиция у выпускников вузов – 36,6%. Далее следуют выпускники начальных профессиональных учебных заведений – 13,7% и, наконец, школ – 7%.
Официальный список невостребованных специальностей не меняется на протяжении последних лет, это «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «экономика», «юриспруденция».
Доля молодежи в общей массе тех, кто обращается в службы занятости, подросла с 43% в 2009 году до 51% в 2011-м.
Между тем, молодых специалистов на рынке труда становится меньше: причина – резкое снижение рождаемости в конце 80-х, начале 90-х годов. И эксперты отмечают рост спроса на них.
Елена Сорокина считает, что у выпускников появилось больше шансов трудоустроиться по специальности – эта тенденция четко прослеживается последние время:
- Крупные компании (как российские, так и иностранные) давно работают с вузами, привлекая студентов на практику или стажировку с возможностью дальнейшего трудоустройства. Специалисты IT-сферы, производства, экономисты, бухгалтеры, маркетологи, являются наиболее актуальными профессиями на сегодняшний день. Другой нишей для молодых специалистов являются крупные государственные учреждения и небольшие коммерческие компании.
– Студенты, которые начинают работать с третьего-четвертого курса, к окончанию вуза уже владеют профессиональными навыками. Как правило, такие выпускники не испытывают трудностей с трудоустройством, – комментирует ситуацию Мария Рябинина. – Активных, образованных, целеустремленных, ориентированных на профессиональные достижения выпускников с удовольствием рассматривают на вакантные должности.
В числе особенностей регионального рынка труда эксперты отмечают снижение миграции местных трудовых ресурсов в другие регионы. Многие уже хотят быть востребованными в своем городе и состояться не только в профессиональном, но и личном плане.
- Выпускники вузов стали реже уезжать в другие регионы. Самая большая миграция, с нашей точки зрения, происходит после окончания школы, – говорит Елена Сорокина. – Молодежь уезжает получать образование в крупные города. Какой процент вернется?
Строго официально
По данным Росстата, уровень общей безработицы в России стабильно снижался на протяжении всего прошлого года. Ульяновская область с результатом 6,4% заняла седьмое место в Приволжском округе (6% – в ПФО, 6,2% – по России). По регистрируемой безработице у нас совсем другая картина: второе место в ПФО с показателем 1% (в ПФО – 1,3%, в РФ – 1,6%).
В конце прошлого года размер среднемесячной зарплаты в Ульяновской области, по информации регионального Министерства труда и социального развития, составил по полному кругу предприятий 14 800 рублей и 15 874,4 рубля по крупным и средним предприятиям. Как результат – 10 место в ПФО. За нами – только Марий Эл, Мордовия, Кировская область и Чувашская Республика.
Самая маленькая зарплата по вакансиям, заявленным в органы областной службы занятости, – 4611 рублей. В январе такой заработок предлагали, например, грузчикам в гостинице «Венец», кухонным рабочим в детском доме «Соловьиная роща».
Максимальный уровень заработной платы в начале года в Ульяновске предлагали по вакансиям: главный технолог – 55 тыс.рублей (ООО АК «Волга-Днепр»), главный инженер – 25 тыс. рублей (ЗАО «Кедр»), водитель автомобиля – 20 тыс. рублей (ОАО «Ульяновскмолпром»).
Аналитики рынка отмечают: рост заплаты в компаниях, работающих на территории региона, как правило, происходит за счет увеличения переменной части, а постоянная (оклад) постоянной и остается.
Официальный взгляд на состояние регионального рынка труда вполне оптимистичный. В прошлом году на территории региона было создано 24 тысячи рабочих мест, 75,5% из них приходится на малый и средний бизнес. В 2012 году прекратилось выделение субсидий из федерального бюджета на организацию самозанятости безработных в рамках Программы поддержки занятости населения. Официальная версия: «стабилизация на рынке труда».
По данным налоговой службы, с 2009 по 2011 год на территории Ульяновской области без малого восемь тысяч безработных открыли свое дело, получив средства из федерального бюджета (всего 588,3 млн. рублей).
При этом из 6043 человек, вступивших в программу в 2009 и 2010 году, 1367 прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей уже к началу 2011 года.
Проверено в деле
Для того чтобы понять, какое предложение стоит за высоким спросом на квалифицированных рабочих, о котором так много говорят, вводим в поисковую систему Яндекса: «работа токарь». Получаем результат: вакансии в Ульяновске с зарплатой в среднем 32 тыс. рублей (в Москве – 35 тыс.).
Но дьявол, как известно, кроется в деталях. В Ульяновске часто предлагают работу вахтовым методом, то есть за пределами региона в режиме «месяц через месяц», «месяц через 15 дней» и др. Разумеется, платят только за отработанное время. Значит, 32 делим пополам и получаем 16 тыс. рублей в месяц. Статистика, представленная в обзорах рынка, таких нюансов, разумеется, не учитывает.
Из опыта молодого соискателя (специальность: пиар, реклама, опыт работы – 3 года)
В Ульяновске до сих пор внимание обращают на опыт и предыдущее место работы. Никто особо не смотрит на диплом, на его цвет – точно. А вот дополнительное образование, компьютерные курсы, курсы иностранного языка играют большую роль.
Новая фишка на собеседованиях – психологическое тестирование на конфликтность, совместимость и т.д.
Условия работы во многих компаниях демократичны, но руководство требует полной отдачи, инициативности, взаимовыручки. Мне это напоминает американские фирмы: обстановка демократичная, а политика агрессивная: не умеешь работать – сбросят, как балласт.
По зарплате предлагали окладную часть от 15 тысяч до 20, плюс премия, которая везде нестабильна. Схема оплаты в основном белая, нет денег в конверте, но премия, как правило, «на руки».
Всякие «нехорошие вещи» начинают всплывать, когда человек проработает около месяца: выясняется, что обещанная зарплата не соответствует действительности, а круг обязанностей гораздо шире и весьма расплывчат. В общем, приходишь, рассчитывая работать в определенной сфере, а потом оказывается, что ты и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Я прошел много собеседований и научился оценивать потенциального работодателя и его предложение. Меня настораживает, когда мне говорят: «Мы самые-самые, забудь о том, чем ты занимался на старом месте». Раздражает надменность, позиция «я начальник, ты дурак», раздражает, когда начинают грузить не по сути собеседования, когда обещают большую зарплату, но не могут объяснить, из чего она будет складываться, или, наоборот, говорят, что ты будешь получать мизер, но в перспективе станешь миллионером.
Татьяна Захарычева