€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Сквозь века и судьбы - эстафета поиска
От Казанской башни
Жители Стрелецкой первыми из всех симбирян встречали рассвет. Слобода стрельцов появилась за Казанскими воротами кремля - «малого рубленого города», вела мимо воеводской избы и таможни к северным воротам «большого рубленого города».
Крепостей - «рубленых городов» в Синбирске построили две. «Малый рубленый город» - особо укрепленный кремль с восемью башнями стоял на территории нынешней площади Ленина (бывшей Соборной). Казанские ворота - проездная башня северной стороны - находились на линии, соединяющей Краеведческий музей и гимназию № 1, как раз посередине.
Укрепления были мощными по тем временам: «В Казанских воротех: - в нижнем бою пушка железная весом 27 пуд, ядро 2 гривенки; - на другом бою пушка железная весом 28 пуд, ядро 2 гривенки; - в третьем бою пушка медная весу в нем не написано.
Подле Казанской башни на стене, на правой стороне, на нижнем бое пушка железная весом 61 пуд 3 чети, ядро 2 гривенки» (гривенка - около фунта, фунт - 400 граммов). Это еще не самая мощная башня. Наугольная от Мясного ряду, стоявшая на месте Краеведческого музея, имела пушки весом 66 и 76 пудов.
Дугой охватывала Синбирск крепостная стена «большого города кругом от кремля по мере 1033 сажени дубовая с выпускными косыми тарасами рублены в лапу и стоячим острогом да 9 башен дубовых и сосновых». Линию этого острога с оборонительным валом повторила впоследствии улица Большая Саратовская от Петропавловского до Смоленского спусков. Ныне это улица Гончарова, а ее северное продолжение - бульвар Пластова.
До нас дошел единственный, весьма условный рисунок, который дает представление о том, как выглядел Синбирск в первые десятилетия его существования. Как пишет Павел Мартынов, вид «снят со старинной лубочной картинки, изображающей Москву, а вокруг ее в квадратах другие города, в том числе Синбирск». Мартынов относит картинку к первым годам закладки Петербурга: «Так как Питерсбурх на ней уже значится, но на его месте одни только елки». «Картинка» писалась по образцу икон - в центре главный лик - столица державы Москва, а вокруг, как на житийных клеймах, особо значимые города. Так что Синбирску, «граду славному и похвальному», оказана честь - признано его значение как стратегического, военного, административного центра.
Впервые этот редкий рисунок представлен читателю автором «Синбирского сборника» 1845 года Дмитрием Валуевым. Фамилия в отечественной культуре известная: симбирянин Валуев состоял в родстве с Петром и Николаем Языковыми, вместе с ними трудился над созданием библиотеки-памятника Карамзину. Главнокомандующему Экспедиции Кремлевского строения Петру Валуеву, который в 1812 году вместе с Иваном Поливановым руководил спасением сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля, Дмитрий Валуев приходится внучатым племянником.
С ростом города Стрелецкая слобода была переведена за пределы большого рубленого города и расположилась в районе улиц Мартыновой и Шатальной (ныне Радищева и Корюкина), а улица, ведущая к ней от Казанской проездной башни, сохранила первоначальное название. На протяжении трех столетий Стрелецкая была среди самых престижных и уютных улиц. Начиналась от губернаторского дома и одной из самых красивых церквей - Никольской и шла к Завьяловскому спуску (ныне спуск к парку Дружбы Народов). Отстроенная после известного симбирского пожара 1864 года, она с малыми изменениями сохранилась до середины века 20-го.
Май 1958-го. Симбирские «словесницы»
Снимку участниц педагогических чтений на Стрелецкой более полувека. В глубине кадра видно ныне не существующее здание общежития педагогического института. В левом крыле, на первом этаже жила семья Сергея Львовича Сытина, нашего выдающегося краеведа, который тогда делал первые шаги на благородном пути поиска. Справа от общежития стоял «дом Карамзина» (брата историка), о котором тогда отлично помнили и даже начинали отсюда экскурсии. В группе учителей две «словесницы», как называли тогда преподавателей русского языка и литературы. Первая справа Екатерина Павловна Мухина, третья справа - Людмила Михайловна Петрова. Имена, памятные сегодня, наверное, лишь их давно повзрослевшим ученикам. Но если бы таких тружениц не было, все замечательные краеведческие находки остались бы достоянием узкого круга специалистов.
Людмила Михайловна повела своих учеников по местам, связанным с творчеством Гончарова. Екатерина Павловна вела литературные кружки и практику студентов, знакомила их с Карамзинскими местами. Вместе с учениками искала «чудный путь к неведомой земле», взяв путеводителем томик Лермонтова с поэмой «Сашка». В мае 1958 года обе «словесницы» имели десятилетний опыт краеведческого поиска. В 1948 году праздновалось 300-летие основания Симбирска. А за год до этого - 800-летие Москвы. Памятные даты отодвинули идеологические запреты, история Отечества была востребована, люди открывали в истории края все больше интересного. Появилась и возможность публикаций.
Год 1969-й. Последняя весна Стрелецкой
Еще несколько дней, и от исторической улицы останутся только корпус дворянского пансиона-приюта (корпус инфака педуниверситета), да три двухэтажных дома, в которых квартировала в 1870-75 годах семья инспектора народных училищ Ильи Ульянова.
Вряд ли Илья Николаевич одобрил бы такой способ увековечения памяти. В Симбирске его приняли как нельзя лучше. Управляющий Удельной конторой надворный советник Арсений Белокрысенко оказал инспектору Ульянову высокое покровительство - стал крестным отцом его сына Владимира. И окрестили Володю в очень престижной церкви - Никольской рядом с домом губернатора. В Симбирске Илья Ульянов дослужился до чина гражданского генерала, получил потомственное дворянство. Почести вполне заслуженные, на посту инспектора, директора народных училищ и нужен был именно такой - трудолюбивый, инициативный чиновник. Ведь после отмены крепостного права правительство должно было взять на себя заботу о начальном образовании крестьян.
В конце 1960-х не обошлось без казуса. Сначала рядом сохранились два дома, где жили Ульяновы. Один для музея на бывшем валу, а второй - во внутреннем дворике. Но поиск чинов и званий не признает. Когда под колпаком Мемориала уже спроектировали площадку лишь для одного двухэтажного здания, два студента-дипломника Григорьев и Баяндина нашли документ, точно указавший дом, где родился Володя Ульянов. Пришлось потесниться, зато сохранили еще один памятник.
С родными гнездами расставались нелегко. Во время съемки репортажей не раз приходилось видеть, как люди становились на колени и целовали землю, уходя от обреченного на слом отчего дома и любимого сада. В личных архивах фотокорреспондентов и телеоператоров и сегодня хранятся снимки таких прощаний. С подлинной историей Симбирска не церемонились. Сломали губернаторский дом, памятный приездом Пушкина и многих видных государственных деятелей России. При прокладке инженерных коммуникаций на Стрелецкой, возле места, где стоит ныне памятник Гимову, было обнаружено массовое захоронение без гробов. Краеведы утверждали, что оно относится к 17 веку и появилось после осады Симбирска Степаном Разиным. Но любопытствующих быстро разогнали, снимать запретили, выставили охрану. А грунт вместе с останками выгребли экскаватором и вывезли «в неизвестном направлении».
Там, где стояли стены Кремля
Наиболее полное и впервые за 360 лет научно обоснованное археологическими исследованиями описание симбирского кремля с указанием контуров, где стояли стены и башни, было сделано нашими современниками учеными-краеведами Владимиром Гуркиным, Александром Вискалиным, Николаем Раковым. Остается сожалеть, что проект Вискалина с обозначением контура «малого рубленого города» цветниками и памятными знаками остался нереализованным (см. «ДО» № 8, 2009 год, статья «Положение места весьма веселое»).
Сегодня о Стрелецкой напоминает лишь рисунок наружной ограды Карамзинского садика. Архитектор Любимов включил в него пики, в знак того, что здесь был плац для построения стрельцов. Послужили исторической памяти и собранные раритеты и фотоснимки - они стали основанием для разработки диорам Стрелецкой. Велась работа под руководством Сергея Львовича Сытина.
На месте Стрелецкой сегодня эспланада, строй голубых елей от площади Ленина до площади 100-летия Ленина. Место праздничных шествий, гуляний и фейерверков, ярмарок, выставок народных промыслов, торговых рядов в русском стиле. По-прежнему проходят здесь и экскурсионные маршруты.
Наталья Гауз