Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

СМИ глазами пресс-служб

Рейтинг «Пресс-службы Ульяновска в оценке журналистов», опубликованный в январском номере, имел большой резонанс. Продолжая тему, предоставляем слово руководителям ульяновских PR-служб.

Участники круглого стола: Марина Блохина, консультант пресс-службы Законодательного Cобрания Ульяновской области; Тамара Дмитриева, начальник управления информации и общественных связей ОАО «УАЗ»; Василий Зима, старший помощник прокурора Ульяновской области; Светлана Кузнецова, начальник пресс-службы ОАО «Ульяновскэнерго»; Олег Тишаков, руководитель пресс-службы администрации города Ульяновска.

Олег Тишаков

О. Тишаков: — Как положительный факт могу отметить: наконец-то завершились выборы, а с ними и чудовищные предвыборные баталии, на волне которых появляется огромное количество газет, которые, по большому счету, и газетами-то назвать сложно. Потому что понятно, каким целям они служат и для чего создаются. Эти СМИ буквально взрывают информационное поле.
Если же брать устоявшееся, спокойное информационное пространство нашего города, то я не думаю, что оно очень сильно отличается от других городов России.
В Ульяновске есть как СМИ, работающие достаточно профессионально, объективно, оперативно, так и СМИ, которые видят свою задачу немного в другом — в подаче яркой, но не всегда проверенной информации, в погоне за громкими, но не всегда точными фактами. Эта ситуация характерна для большинства регионов нашей страны, так что ничего особого Ульяновск здесь не придумал.

С. Кузнецова: — В Ульяновске ощущается нехватка по-настоящему независимой прессы. На мой взгляд, та ульяновская пресса, которая считает себя независимой, таковой считаться не может. Потому что ее задача — не независимость, а популизм, игра на стереотипах, на том, что позволяет увеличивать тиражи.
Как может называть себя независимым журналист, который пишет тенденциозно или с позиции обывателя? Когда, например, человек рассуждает о проблемах ульяновской энергетики, но ни разу не обратился за комментариями к энергетикам. Он мог бы получить профессиональное объяснение, но его цель заключается не в этом. Его цель —популизм ради повышения тиража. Но одними собственными измышлениями, игрой на раздражении людей ничего хорошего не достигнешь.

Марина Блохина

М. Блохина: — Пресс-служба работает со всеми СМИ. Информационное поле перед нами, как речная поверхность, которую очень хорошо видно: где какие волны, блики, воронки. Смотришь на все это, и временами становится страшно. Я не говорю даже о небрежности и поверхностности некоторых публикаций, не говорю о том, что новость, взятая из Интернета, обрабатывается и подается как собственная информация.
Главное — чтобы улавливали суть и не искажали смысл. Я согласна, что у каждого журналиста свой стиль, свое авторское право на видение и подачу ситуации. Но обязательно должны соблюдаться какие-то профессиональные и нравственные критерии подачи материала, профессиональная этика, кор-ректность. Факт должен оставаться фактом.

Т. Дмитриева: — Очень хорошо, что мы наконец заговорили о том, какое информационное поле у нас существует. Так сложилось, что больше десяти лет эта проблема оставалась на периферии. Никто не задумывался о том, что пишут, что показывают, о чем говорят СМИ, и к чему это приведет. Никто не думал, какую репутацию мы создаем своему городу и своей области.
Отсутствовала внятная идеология со стороны власти, не хватало широты взглядов на проблему, не было заинтересованности со стороны бизнеса, общественных организаций, культурного сообщества. Результат — тот, к которому мы пришли.
А ведь СМИ — это наиболее мощный с точки зрения воздействия источник формирования представлений о регионе. Иногда приезжают коллеги из других городов, читают наши газеты, смотрят телепрограммы и говорят: «Ну что ж вы так не любите свой город?».

В. Зима: — Мы прекрасно понимаем, насколько сложна и важна работа, которую выполняют журналисты. И в этой связи, в принципе, не имеет значения, какое из течений представляет тот или иной представитель масс-медиа, то или иное СМИ. Естественно, что существуют определенные политические преференции, бизнес-предпочтения и так далее. От этого никуда не уйти. Но все мы — как правоохранительные органы, так и СМИ — работаем в социуме, находимся в одном обществе и, естественно, абсолютно взаимосвязаны.
Поэтому, когда заходит речь о взаимодействии прокуратуры и СМИ, я всегда представляю его в виде кругов Эйлера, которые обязательно пересекаются, пусть хотя бы и в одной точке. Но эта точка очень важна. Причем прокуратура всегда придерживалась, придерживается и будет придерживаться позиции, базирующейся на том, что это конструктивное сотрудничество должно быть обязательно основано на взаимном уважении интересов.

Тамара Дмитриева

Т. Дмитриева: — Зачастую в большинстве СМИ преобладают негативные акценты, доминируют «плохие новости». В материалах не хватает анализа, а ведь любой информационный повод можно осветить по-разному. Но во всем ли виноваты только СМИ? Очень часто мы исходим из того, что информационное поле формируют средства массовой информации. Это не совсем верно.
Информационное поле формируют четыре игрока: эксперты, ньюсмейкеры, СМИ и PR-консультанты. Поскольку их интересы принципиально противоречат друг другу, то, как правило, они находятся в постоянном конфликте. И при этом обречены на постоянное сотрудничество. И здесь очень важно профессионально работать со СМИ и сделать их своими союзниками. Независимо от того, какие они: зависимые, независимые, желтые, красные, голубые...

О. Тишаков: — В целом я могу сказать, что профессиональное журналистское сообщество в Ульяновске достаточно серьезное и профессиональное. Но если говорить о критериях оценки работы журналиста, то главным я бы назвал ответственность. Пусть твой сюжет рискованный, на грани, пусть материал — как по лезвию ножа, но если ты пошел на это, то ответственно иди до конца. За свое слово ты отвечаешь сам.
Если ты сегодня написал о человеке что-то нелицеприятное, а завтра не стесняешься протянуть ему руку, и он отвечает тебе тем же, значит, материал был честным.
А если пишешь о ком-то гадости, зная, что никогда не придется посмотреть ему в глаза, то такая публикация — как лай Моськи. Вот таких журналистов не люблю. Есть у нас и такие, к сожалению.

Василий Зима

В. Зима: — Мы прекрасно понимаем, что СМИ хотят от нас актуальной, полной и интересной информации. Прокуратура готова все это предоставить. Но, с одной стороны, и журналисты должны осознавать, что правоохранительные органы во многом зависят от определенных моментов, связанных с тайной следствия, ограничениями, налагаемыми законодательством о проведении оперативно-розыскных мероприятий, нюансами судебного рассмотрения и т.д. С другой — мы, как полноправные партнеры в наших отношениях, хотим, чтобы и роль прокуратуры была объективно отражена в каждом конкретном материале.
В целом же можно говорить о трех основных элементах деятельности прокуратуры по взаимодействию со СМИ. Первый — донесение до населения информации для того, чтобы способствовать формированию правосознания граждан. Второй связан с превентивными аспектами: для большинства людей психологическое осознание того, что совершенное преступление повлечет наказание и станет достоянием гласности, является серьезным сдерживающим фактором. Третий — поддержание авторитета ведомства. Поскольку если люди не будут знать, чем мы занимаемся, то они не смогут судить, насколько эффективно прокуратура решает поставленные перед ней задачи и реализует полномочия, которые возложены на нее государством.

Светлана Кузнецова

С. Кузнецова: — Мне доводилось общаться с коллегами из Петропавловска-Камчатского. На Камчатке дела в энергетике были не лучше наших, но слово «кризис» никто старался не употреблять: ни власти, ни энергетики, ни СМИ. Просто сели вместе и стали договариваться, искать выход из ситуации: повышали тарифы, искали пути компенсации малозащищенным слоям населения, занимались энергосбережением.
Результат? Впервые этим летом в Петропавловске-Камчатском была горячая вода, зима проходит без особых проблем. Всего этого добились совместными усилиями. А у нас что? От менталитета избранности (Ульяновск — родина Ленина) мы пришли к менталитету всеобщей обделенности (Ульяновск — бедный, кризисный регион). Это мешает двигаться вперед! У нас во всем — сплошная политика и перетягивание одеяла на свою сторону. Области нужна консолидация. И средствам массовой информации это под силу.

Т. Дмитриева: — Мое мнение такое: при любых обстоятельствах надо адекватно воспринимать миссию СМИ и быть для них источником свежих новостей, оригинальной аналитики, помогать разобраться в тенденциях рынка, оперативно реагировать на запросы журналистов. Осуждать журналиста за критический взгляд на компанию — абсолютно неправильно. Он работает на своих читателей, а они хотят получать непредвзятый взгляд. Просто нужно профессионально работать с прессой, и тогда мы будем иметь то информационное поле, которое будет способно отражать и помогать решать проблемы нашего региона — как внутренние, так и внешние.

М. Блохина: — К сожалению, сейчас в Ульяновске нет единой организованной формы учебы для журналистов и пресс-секретарей, нет возможности повышения квалификации, конкурсов, семинаров. Каждое СМИ и каждая пресс-служба сами по себе. Каждый кулик свое болото хвалит, и мало кто дает объективную оценку событиям.
С созданием областного департамента информационной политики и объединенной редакции многие районные газеты совсем потерялись, потому что им спускают централизованно одни и те же материалы.
Местного материала почти нет, редко проблескивает что-то авторское, интересное. Получается, что в районах нет никаких проблем? Если бы в СМИ эти проблемы обсуждали, легче было бы работать.

О. Тишаков: — Для нас очень большой плюс, что сейчас не нужно работать в том напряженном и непонятном режиме кон-фронтации между двумя уровнями власти, который существовал не один год. Мы видим, как сотрудничают губернатор и глава города, и пресс-службы уже наметили между собой точки соприкосновения, нам легче найти общий язык. Достаточно позитивно было то, что на встречу мэра с редакторами СМИ Ульяновска, которая состоялась 29 января, пришли руководители 36 газет, 6 журналов, 7 телекомпаний, 6 радиостанций, 2 информационных агентств. Только одна газета категорически отказалась участвовать в диалоге. Так что, на мой взгляд, сейчас есть общее желание выйти из этой затянувшейся, долгой, непонятно кому и для чего нужной информационной войны, которую вели все стороны, все против всех.

Провела круглый стол Людмила Ильина.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: