Сохранить то, что имеем
Накануне двух профессиональных праздников – Дня работников автомобильного транспорта и Дня работников дорожного хозяйства – интервью «ДО» дал глава Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин.
- Андрей Сергеевич, один из основных элементов транспортного комплекса региона – автомобильный транспорт. Какие главные изменения произошли в этом сегменте за последнее время?
- Кардинальных перемен не произошло, сегодня рынок относительно сбалансирован, показатели подтверждают: профессионалы отрасли выполняют взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров. За последние несколько лет количество единиц подвижного состава, работающего на маршрутах области, практически не изменилось, однако началось качественное его изменение, постепенный уход от автобусов вместимостью менее пятнадцати мест. Разумеется, это процесс не одного года.
- В регионе продолжится «война» с «Газелями»?
- Никакой войны не было и не будет. Мы всегда говорим, что на маршруте должен быть хороший симбиоз автобусов как средней, так и малой вместимости. Любой вид транспорта имеет право на существование. Но, согласитесь, не дело, когда в обеденное время большой автобус перевозит двух-трех человек. Техника большой вместимости должна выходить на маршрут в пиковые нагрузки.
Другое дело, что большое количество «Газелей» уже давно пора списать как выработавшие свой ресурс. Нужно понимать, что новый автотранспорт – это высокое качество предоставления транспортных услуг населению, снижение количества пострадавших в ДТП.
- Обновление подвижного состава – удовольствие не из дешевых. Как «выкручиваются» ульяновские автотранспортники?
- Учитывая сложившуюся очень тяжелую ситуацию с изношенным автопарком, губернатор и региональное правительство в 2007 году приняли областную целевую программу «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007 – 2011 годах». В соответствии с этой программой за счет средств областного бюджета и средств АТП было приобретено 137 автобусов, в основном в лизинг. Кроме того, в прошлом году ОАО «ПАТП-1» за счет собственных средств закупило два городских автобуса особо большой вместимости марки «ИКАРБУС» – вне плановых мероприятий программы. За счет муниципального бюджета было приобретено 57 автобусов, в том числе 11 автобусов «ЛиАЗ» и 35 автобусов «BAW 2245 STREET».
Благодаря технике, закупленной по областным и городским программам, за четыре года было обновлено от 50 до 70 процентов парков автотранспортных предприятий. Другой вопрос: по прошествии трех-четырех лет рентабельность автотранспорта, находящегося в эксплуатации, начинает снижаться. Так что работа по замене старой техники на новую в регионе будет продолжаться. Наше министерство разработало областную целевую программу «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2011-2018 годах». Согласно ей планируется закупить 135 единиц автобусной техники для перевозок пассажиров на междугородных, пригородных и городских автобусных маршрутах.
- Одним обновлением подвижного состава проблемы автотранспортной системы региона не решить…
- Сегодня пришла другая трудность: если парк позволяет автотранспортникам региона выполнять свои обязательства по перевозке пассажиров, то постоянно растущие цены на ГСМ, запчасти, увеличивающиеся налоговые отчисления, а также кадровый дефицит, тормозят развитие автотранспортной системы Ульяновской области. В этом году ряд проектов был приостановлен...
- Какие надежды ваше ведомство связывает с введением навигационной системы ГЛОНАСС?
- Идея внедрения диспетчеризации на основе спутниковой навигации с созданием единой диспетчерской службы – хорошая, правильная. Для влияния на качество транспортного обслуживания населения просто необходим контроль за движением автобусов и соблюдением ими графиков перевозок. На уровне правительства области мы приняли решение: перевозчики, победившие в конкурсе на маршрут, обязательно должны оборудовать автотранспортное средство системой ГЛОНАСС. Из областного бюджета мы субсидируем достаточно большое количество внутрирайонных перевозок, и для нас важно, чтобы диспетчеризация отслеживала не только путь следования машины, но и скоростной режим, график выполнения работ: предприятие и индивидуальный предприниматель должны выполнить на определенном маршруте определенное количество рейсов.
На 1 сентября 2011 года навигационно-связной аппаратурой ГЛОНАСС оборудовано порядка 985 единиц общественного пассажирского автотранпорта в регионе. С 2012 года машина не пройдет техосмотр, если она не будет оборудована данной системой.
- Одна из проблем транспортной сферы региона – дороги. Как сейчас решается извечная российская беда?
- В регионе возрождается дорожный фонд, который позволит дорожной системе региона выйти на новый качественный уровень. Объем фонда составит 2,2 млрд. рублей, формироваться он будет за счет акцизов на топливо и транспортного налога. Наша основная задача – в 2012 году и последующие годы за счет средств дорожного фонда восстановить дорожную сеть. Будут модернизированы несколько автомобильных дорог: Ульяновск – Димитровград – Самара, обход Димитровграда. Вместе с Корпорацией развития Ульяновской области определены приоритетные инвестиционные площадки, поэтому необходимо спроектировать и построить дороги к новым производствам.
Состояние автодорог в зимний период – очень больная тема. Для решения этой проблемы мы увеличиваем расходы на содержание автодорог в три раза. Не забудем и о сельских дорогах – в программе мы предусматриваем софинансирование муниципалитетам.
Часть средств дорожного фонда направим на нанесение горизонтальной дорожной разметки, в первую очередь, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения с интенсивностью движения более тысячи автомобилей в сутки. Всего разметка будет нанесена на 1300 км. Продолжится установка дорожных знаков. На территории области установлено 21 тыс. дорожных знаков, а необходимо 60 тысяч.
Большое внимание мы уделяем строительству пешеходных барьерных ограждений, и эти меры уже дали положительные результаты, равно как и организация видеофиксации на городских дорогах: водители стали дисциплинированнее. В целом же, ответственность за безопасность на дорогах должна быть и на государстве, и на перевозчике, и на пассажире-пешеходе.
- Отношение к ямочному ремонту у горожан неоднозначное. Кто-то считает, что «латанием дыр» ситуацию не исправишь…
- Верно. Но средств на замену всего дорожного покрытия нужно немало. А их нет. Поэтому непопулярный ямочный ремонт позволяет обеспечить безопасный проезд, частично локализует дальнейшее разрушение. Надеюсь, что через один-два года удастся уйти от него совсем.
В следующем году будет уделено внимание разработке проектно-сметной документации. Нам необходимо иметь задел, чтобы работать как с Росавтодором, так и с муниципальными образованиями. Хороший проект – это уже полдела. Также важно, чтобы и подрядные организации готовились к этой работе.
- А куда «вырулит» общественный автотранспорт региона в следующем году? Каковы ваши прогнозы?
- Уже в этом году мы видим, что предприятия испытывают значительное затруднение по своевременной выплате налогов, плате за топливо. Поэтому о долгосрочных перспективах говорить преждевременно. Сейчас, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Мы ставим задачу – до конца года отрасли, как минимум, выйти с нулевым балансом, без убытков. Важно сохранить то, что имеем. Но это сложная задача.
Развитие автотранспортной системы региона зависит от многих факторов, это и наполняемость бюджета, и платежеспособность пассажиров, и ситуация на предприятии (насколько эффективно работает его менеджмент и т.д.). Сбалансированный бюджет транспортных организаций и ИП в этой сфере услуг не выдерживает сегодняшней налоговой нагрузки. Однако внести изменения в налоговое законодательство непросто.
Тем не менее, стратегия перехода отрасли от количества к качеству не меняется. Необходимо искать пути решения всех задач, применять новые технологии, повышать качество услуг, транспортных средств. Нельзя стоять на месте. Движение – жизнь.