Социальную сферу доверят бизнесу
Ульяновская область вошла в число пилотных регионов, в которых будет внедряться дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Зеленая улица обещана как НКО, так и социально ориентированному предпринимательству.
Доступ открыт
Может ли бизнес быть социальным? Особых дискуссий вопрос этот уже не вызывает. Если и возникают споры, то преимущественно о том, какие именно социальные функции государство может передоверить «коммерсантам» и как надо поддержать тех, кто решится на нелегкое и далеко не всегда прибыльное дело - оказание социальных услуг.
Понятие «социальное предпринимательство» в федеральном законодательстве до сих пор не закреплено. Однако государство намерено в обозримом будущем решить многие вопросы развития этого сектора. Рабочим же инструментом должна стать разработанная Центром развития государственно-частного партнерства РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».
Рассчитана она на 2014-2018 годы и включает целый ряд мер - от налогового и законодательного регулирования, создания инфраструктуры поддержки, повышения кадрового потенциала тех, кто намерен профессионально заняться социальными услугами, до развития механизмов государственно-частного партнерства. Прописано создание условий для передачи объектов социальной инфраструктуры в управление негосударственным организациям. Есть и такой пункт, как передача отдельных видов услуг, оказываемых госучреждениями, на исполнение негосударственным организациям.
Понятно, что дорожная карта федерального масштаба - это руководство к действию, заданный ориентир. Чтобы претворить его в реальную практику, регионам предстоит дополнительная работа. Первых смельчаков, решившихся воплотить на своей территории предлагаемые механизмы, 13. К реализации новой дорожной карты АСИ в пилотном режиме подключились Архангельская, Вологодская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Самарская, Ульяновская области, Красноярский край, Москва и Республика Татарстан.
Преференции для бизнеса
В Ульяновской области адаптацией новой дорожной карты к региональным реалиям занимается рабочая группа, в которую вошли представители исполнительной и законодательной власти и бизнеса. Отдельной программы развития социально ориентированных коммерческих предприятий в регионе нет, но предпринимателям, взявшимся за социальные услуги, доступны все существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса.
Социальное предпринимательство - один из приоритетов поддержки в рамках программ «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» и «Формирование благоприятного инвестиционного климата» на 2014-2018 годы. А это и субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, и субсидии на обучение и повышение квалификации персонала, и компенсация первого взноса при заключении договора лизинга, и налоговые преференции.
В Фонде «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» напоминают, что у социального малого бизнеса есть возможность получить заем до 1 млн рублей на срок до трех лет под 8,5% годовых. В планах - увеличить размер займа до 2-3 млн рублей. При оформлении банковского кредита ульяновские предприниматели могут рассчитывать на субсидии в размере 2/3 ключевой ставки Центробанка, обсуждается возможность увеличить субсидирование до 4/5 ставки. Напомним: на 1 января 2015 года ключевая ставка ЦБ составляла 13%. Действует и такая мера, как поручительство по кредитам. Региональный Фонд поручительств дает до 50% необходимого залогового обеспечения.
При этом ряд специальных направлений поддержки социального бизнеса действует уже не первый год.
- Прежде всего, это прямая финансовая помощь, - рассказывает директор департамента госпрограмм развития малого и среднего бизнеса Ульяновской области Антон Сонин. - С 2013 года в регионе реализуются мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность по организации групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иной деятельности по уходу и присмотру за детьми. За двухлетний период оказана поддержка девяти субъектам малого бизнеса на общую сумму около 6 млн рублей.
И движение здесь оказалось двусторонним. Создание частных детских садов помогло разрядить ситуацию с нехваткой мест в муниципальных дошкольных учреждениях, а государство, по сути, поддержало зарождение в регионе нового рынка. Сегодня Ульяновская ассоциация дошкольных организаций - один из активных игроков среди профессиональных бизнес-объединений области, а первые два частных проекта готовятся к лицензированию.
Серьезной базой для развития бизнеса в этой сфере стал принятый в 2014 году областной закон «Об образовании», который прописывает требования к образовательной услуге, определяет стоимость каждого компонента и нормативы финансирования. По оценке разработчиков закона, это позволит на равных поддерживать муниципальные и частные детсады, а также формировать доступный конкурентный рынок услуги - чтобы у молодых родителей была возможность выбора.
Своими партнерами в продвижении социальных проектов бизнеса областная Корпорация по развитию предпринимательства видит министерства здравоохранения и социального развития, образования, культуры
При этом в областном Минздраве большие надежды возлагают федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который вступил в силу с 1 января 2015 года. Закон этот фактически определил такое понятие, как поставщик социальных услуг, куда на равных вошли как государственные, так и негосударственные субъекты, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Регулировать «правила игры», формировать структуру, следить за тем, чтобы услуга выполнялась качественно, должно государство - едины во мнении и чиновники, и законодатели, и бизнес. Чтобы гражданин получил реальное право выбирать поставщика, который окажет ему ту или иную социальную услугу, надо просчитать ее стоимость. И сделать это должно государство - на основании норматива подушевого финансирования, который разработают и представят в виде рекомендаций федеральные министерства. Здесь предстоит еще большая работа.
- Наша политика по развитию малого и среднего бизнеса в регионе тесно связана с институциональными преобразованиями, - подчеркнул в своем отчете о работе Правительства за 2014 год перед депутатами Законодательного Собрания региона губернатор Сергей Морозов. -
Наша цель - превратить регион в самый комфортный
и привлекательный для бизнеса, а также создать качественно новую экономическую среду, способствовать диверсификации экономики, дать мощный импульс для появления большого числа успешных
и самодостаточных граждан
Что же касается налоговых льгот, то для бизнеса в социальной сфере, работающего на упрощенной системе налогообложения (УСН) по схеме «доходы минус расходы», в Ульяновской области действует льготная пятипроцентная ставка налога. А двухлетние налоговые каникулы для вновь созданных объектов малого бизнеса, утвержденные областным Законодательным собранием в марте 2015 года, распространяются, разумеется, и на социальный бизнес. Касается это нововведение всех, кто работает по патентной системе либо применяет УСН по схеме «доходы минус расходы».
- Мы считаем, что данная мера налогового стимулирования позволит как активизировать создание новых субъектов предпринимательской деятельности, так и вывести из тени тех, кто фактически работал, но не регистрировался, - заявил глава Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.
Создается центр инноваций
Обучение социальному предпринимательству и распространение лучших практик - задача из задач. Причем речь идет как о развитии, так и о модернизации социальной сферы. Неслучайно новый объект региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса назван Центром инноваций в социальной сфере. Создается он в рамках областного Центра поддержки и сопровождения предпринимательства - для оказания информационно-аналитической, маркетинговой, консультационной помощи.
- Центр будет заниматься проведением обучающих мероприятий для социально ориентированного бизнеса - семинаров, тренингов, мастер-классов по социальной тематике, а также предоставлением консультационных услуг по вопросам бизнес-планирования, оценки социальной эффективности проекта, разработке бизнес-модели, финансовой модели проекта, -
рассказывает директор Регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства Руслан Кашперский. -
В числе задач - содействие в подготовке и привлечении профессио-
нальных кадров, инвесторов, предоставление услуг по ведению бухучета, финансовой отчетности и делопроизводства, помощь в создании маркетинговой стратегии проектов, оформлении заявок для получения поддержки, отбор лучших социальных практик и предоставление их в рамках открытых мероприятий.
- Создание центра инноваций позволит продолжить деятельность по развитию социального предпринимательства на территории области, которая ведется с 2009-2010 годов, - замечает г-н Кашперский. - Поскольку центры развития предпринимательства созданы во всех 24 муниципалитетах области, центр инноваций должен обеспечить широкое взаимодействие между региональными, муниципальными властями и предпринимателями, реализующими проекты в социальной сфере.
В 2014 году в стране впервые издан каталог проектов «Социальное предпринимательство России», в который вошли 50 кейсов и расширенный индекс социального предпринимательства по федеральным округам
Предпринимателям, намеренным заняться социальным бизнесом, стоит знать и о трехстороннем соглашении между фондом «Наше будущее», Общественной палатой Ульяновской области и региональным Фондом развития предпринимательства. «Наше будущее» - это частный фонд, который развивает социальное предпринимательство на уровне страны и широко известен в России. Подав заявку на сайте фонда, можно получить консалтинговое сопровождение своего проекта, а в перспективе - и финансовую помощь, включая беспроцентные займы.
Партнерство государства и частника
Партнер АСИ в разработке дорожной карты по поддержке бизнеса в социальной сфере - Федеральный центр развития государственно-частного партнерства. В дорожной карте оговорено, что концессионные соглашения и иные договоры ГЧП в социальной сфере могут касаться объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, спорта, объектов, используемых для организации отдыха граждан и туризма. В Ульяновской области такой опыт уже наработан.
Первое соглашение о реализации проекта в формате ГЧП подписано еще в 2006 году - с немецкой компанией «Фрезениус».
А сегодня в регионе уже внедряют региональный ГЧП-стандарт.
В сфере здравоохранения кроме диализных центров «Фрезениус», реализован целый ряд проектов: офисы врачей общей практики, частная клиника репродуктивного здоровья на базе городской больницы. Близится к запуску первый этап проекта медицинского центра «Черноземье регион», в котором будут использоваться современные технологии оказания онкологической помощи.
В рамках ГЧП-проекта строится многофункциональный лечебно-диагностический центр по профилактике, диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний.
Ледовый дворец «Волга-Спорт-Арена», открытый в Ульяновске в 2014 году, - еще один пример совместных частно-государственных инвестиций. Спорткомплекс с искусственным льдом рассчитан на 5 тыс. зрителей и готов принимать соревнования мирового уровня. А в декабре минувшего года Министерство культуры РФ, Росгосцирк и правительство области подписали протокол о намерениях по созданию в Ульяновске циркового комплекса с дельфинарием. В формате ГЧП планируются реконструкция парка «Винновская роща», еще ряд проектов.
На Российской неделе государственно-частного партнерства, которая прошла в Москве в марте, отмечено, что рынок ГЧП в стране существует, растет, и вопреки кризису будет развиваться дальше - поскольку развитие инфраструктуры и выполнение социальных задач государства остаются в силе, несмотря на непростые экономические реалии и сложности с финансированием.
Здесь же, на конгрессе, был представлен и третий ежегодный рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Составляется он Минэкономразвития и Центром развития ГЧП при поддержке Торгово-промышленной палаты России. Расчет основывается на информации, которую предоставляют регионы. В 2015 году, рассказывают организаторы рейтинга, было проанализировано 586 региональных проектов.
Первую десятку рейтинга возглавили Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Москва (первые три места соответственно). Далее по убыванию расположились: Новосибирская, Нижегородская, Ленинградская, Самарская, Свердловская, Московская, Воронежская области. А самую высокую динамику показала Ульяновская область: продвинувшись за год на 60 пунктов, она заняла 12-е место в рейтинге по итогам 2014 года.
- Для решения поставленных задач в регионе сформирована одна из лучших в России система коммуникации с бизнесом, - подчеркивает глава региона Сергей Морозов. - Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, Неделя предпринимательских инициатив, неформальные встречи и т. д. Мы добиваемся результата потому, что слышим бизнес, весь - от самых крупных представителей до самых маленьких.
Точки приложения сил
О социальном бизнесе всерьез заговорили как о точке роста экономики регионов. Сегодня это один из приоритетов господдержки предпринимательства и одно из направлений антикризисной политики. Логика проста: малый бизнес в социальной сфере позволяет, во-первых, создавать дополнительные рабочие места и увеличивать налоговые поступления, во-вторых - решать социальные проблемы.
О том, чем мог бы быть полезен бизнес в решении социальных задач, шла речь на одном из круглых столов «ДО». Председатель Ульяновского регионального отделения Российского детского фонда Александр Царев говорит о центре дополнительного образования для детей-инвалидов: материальных и кадровых ресурсов для этого достаточно, а подыскать помещение - проблематично. Директор Детского центра развития и фитнеса Анастасия Миллер рассказывает о создании максимально комфортных условий для детей, больных ДЦП: развивающая среда, тренажеры, удобные условия пребывания и грамотные специалисты. Проект можно было бы тиражировать на районы, но камнем преткновения вновь становится высокая стоимость аренды помещений.
А главный специалист-эксперт областного департамента социальной защиты населения Сергей Швецов напомнил об острейшей социальной проблеме - огромной очередности в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, особенно психоневрологического профиля. Государственных учреждений не хватает, а негосударственных предприятий, предоставляющих стационарное социальное обслуживание, в Ульяновске пока нет. Не лишними будут и стационары для людей без определенного места жительства. Большинство из этих проектов могло бы развиваться именно в форме ГЧП, считают ньюсмейкеры «ДО».
- Развитие социального предпринимательства - процесс комплексный и многосторонний, здесь все стороны должны двигаться навстречу друг другу, и власть должна понимать, какие плюсы она получит от развития этого сектора, а коммерческие и некоммерческие организации - выступать не просителями, а вносить конкретные предложения власти. Например, по поводу законодательных изменений, - говорит руководитель Центра поддержки НКО при Общественной палате Ульяновской области Елена Шпоркина.
Внесенный в Госдуму законопроект по господдержке социального предпринимательства - это, по сути, первый шаг к формированию правовой основы регулирования социального бизнеса в России.
А в программах развития предпринимательства Ульяновской области в задачах на 2015 год значатся развитие небанковского кредитования, расширение перечня патентуемых видов деятельности, повышение объемов закупок у субъектов малого бизнеса. По сути, это тот самый госзаказ (в том числе социальный), который может дать малому бизнесу новые направления деятельности и весьма приличный объем работ.
Евгения Зимина
Фото: sravnibank