Социология должна быть публичной
– считает директор ульяновского научно-исследовательского центра «Регион», заведующая кафедрой рекламы УлГУ Елена Омельченко.
Тем более приятно, что профессионализм Омельченко оценили в год, когда «Регион» отмечает свое 15-летие. Впрочем, по мнению самой Елены, это просто стечение обстоятельств:
- Для меня попадание в рейтинг стало неожиданностью. Я считаю, что столь высокая оценка предполагает определенное чувство ответственности. Хотя сегодня НИЦ «Регион» занимает достаточно высокие позиции не только в России, но и в Европе. Нашими самыми верными коллегами по сей день остаются англичане. Мы – постоянные участники конференций, которые проводит Британская социологическая ассоциация. К 15-летию подошли со своей библиотекой: выпустили 15 книг. Из них четыре издания – на английском языке. У НИЦ «Регион» свой нестандартный подход, своя школа. Мы считаемся одними из сильнейших специалистов среди российских исследовательских центров по изучению молодежной среды.
- С чего начинался «Регион»?
- НИЦ был учрежден ульяновским филиалом МГУ – ныне УлГУ. Большую роль в этом сыграло руководство университета. Это сегодня социология – банальная, привычная вещь. А в то время учредить при вузе социологическую лабораторию, которая затем преобразовалась в независимый исследовательский центр, было достаточно экстравагантным решением. Не всем руководителям тогда, да и сейчас, понятно, для чего нужна эта наука.
Мы оказались на особом положении: сохранили связь с альма-матер и получили независимость и свободу. Учредив нас, УлГУ никаких обязательств перед нами не имел, равно как и мы перед ним: у нас не было ни одной бюджетной ставки, нам не предоставлялось материальное обеспечение. Однако УлГУ нам дал имя – а это дорогого стоит.
- Наверняка, многие ваши коллеги удивляются, что такой сильный центр был создан и работает в провинциальном городе…
- Действительно, первые десять лет я постоянно слышала вопрос: какая социология может быть где-то, помимо Москвы и Санкт-Петербурга? Удивительно, что мы не просто продержались, а продержались именно в Ульяновске. Хотя большую часть наших работ мы проводили не в нашем городе и не для ульяновских заказчиков.
- Почему?
- Большинство людей думают, что раз мы занимаемся тем, что нам нравится, то должны делиться этим со всеми бесплатно. По их мнению, если уж и платить, то, положим, за маркетинговые или политические исследования – мы их тоже проводим, но реже. Именно поэтому заказы от ульяновских компаний можно пересчитать по пальцам.
В последнее время мы часто узнаем об исследованиях, которые наши бизнесмены заказывают у москвичей. В этом, увы, проявляется провинциальный менталитет. Этакий шлейф Москвы, заграницы – якобы там лучше, сильнее, серьезнее. Мне кажется, пришло время преодолеть эти вещи, перестать быть провинциалами.
Еще один нюанс: москвичи, заказывая у нас исследования, считают, что они должны стоить дешевле, чем в столицах. Такая логика непонятна и даже обидна. От такого рода заказов, когда нас стараются использовать в роли полевиков: набрать материал и куда-то его отослать – мы отказываемся. Мы привыкли работать «под ключ», отвечать за все от начала и до конца. У нас есть свои представления, как должна формулироваться анкета, как сделать так, чтобы интервьюеры не халтурили на маршруте… Мы практикуем серьезное, профессиональное отношение.
- Как НИЦ «Регион» будет отмечать 15-летие?
- С 19 по 23 августа мы организуем в Ульяновске международную конференцию: к нам приедут коллеги из Англии, Питера, Москвы. В ее программе будут представлены все основные направления нашей работы. С момента основания НИЦ «Регион» занимается исследованием молодежи – ее культуры и субкультур, семей, образования и прочими направлениями, связанными с людьми от 14 до 30 лет. Одно из последних наших исследований, которое в следующем году мы планируем опубликовать в очередной книге, а пока представить на конференции, – исследование советской молодости.
В рамках мероприятия будут работать секции, посвященные сравнению молодежных субкультур в Санкт-Петербурге и Ульяновске, особенностям современного школьного образования, молодежной политике, гражданским молодежным активностям…
Вообще мы придерживаемся принципа публичности социологии. Хотим показать, что это не замыкающаяся в себе научная дисциплина, а научное знание, имеющее практический смысл. Оно открыто говорит с населением, использует интересные находки для того, чтобы предоставить еще один, не ангажированный канал информации, который опирается на объективно добытые данные. Мы пытаемся через книги, разнообразные активности эту публичную миссию выполнить. Проводим конференции, устраиваем летние школы, круглые столы, практические семинары, творческие мастерские. И когда люди, занимающиеся одной темой, но из разных профессий, на этих мероприятиях находят общий язык, это дорогого стоит.