Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Создавая информационное пространство

О приоритетах медийного бизнеса и непреходящем искусстве рекламы рассказывает учредитель Медиа-холдинга «Мозаика» Расих Гатауллин.

— Расих Маулетович, в последние годы предпринимались неоднократные попытки вывести на ульяновский рынок продукт, аналогичный газете «Мозаика». Однако достичь подобных масштабов — ни по тиражу, ни по оборотам — ни у кого не получается. Чем вы это объясняете?

— Я думаю, свою роль сыграли несколько факторов. Первый — это, конечно, фактор опережения. Мы на рынке уже 12 лет. Нас хорошо знают, наши услуги востребованы. Второе — профессионализм команды. Можно с уверенностью утверждать, что в «Мозаике» сосредоточены наиболее профессиональные кадры, работающие на рекламном рынке Ульяновска. Третье — это некий эффект масштаба, когда на 24 страницах газеты потребитель может найти практически любую информацию о необходимых ему товарах или услугах.
Новый проект не может позволить себе такого масштаба. Набрать за деньги такое количество рекламы и частных объявлений в самом начале проекта невозможно в принципе. А печатать большой тираж с огромным количеством бесплатно размещенной рекламы, бесплатно его распространять — это десятки миллионов рублей неоправданных затрат.
Именно высокий барьер вхождения на рынок рекламных СМИ не позволяет осуществиться многим новым проектам. А тем, кто все-таки на этот рынок выходит, для эффектного старта не хватает серьезных инвестиций. Новые бесплатные газеты из четырех-восьми полос не могут предложить читателю достаточный ассортимент товаров и услуг. Недостаточное количество информации делает газету непривлекательной для потребителя. И соответственно, неэффективной для рекламодателя. В результате получается некий замкнутый круг.

— С запуском проекта «Мозаика. Понедельник» газета практически выходит на формат ежедневника. Чем обусловлено это решение и каких инвестиций оно стоит?

— Ежедневной газета становится только для квалифицированной аудитории руководителей и менеджеров предприятий. Потому что именно они получают каждый выпуск «Мозаики». А для населения наша газета была и остается еженедельной. Димитровградцы получают «Мозаику» в четверг. Ульяновцы — кто в пятницу, кто — в среду, а с октября 2006 года — кто-то еще и в понедельник.
Запуск четвертого выпуска в неделю связан с тем, что к нам обращается очень много горожан, переехавших в новые дома, построивших коттеджи в районах города, где «Мозаика» раньше не доставлялась. Посчитав предполагаемую рентабельность, мы решили начать выпуск газеты еще и по понедельникам. Он ориентирован на новостройки, коттеджные городки — то есть на население с доходами выше среднего.
Это будет несколько новая для «Мозаики» аудитория и несколько иной круг рекламодателей, для которых интересна не массовая реклама, а адресная.
Конечно, новый проект потребует дополнительных финансовых вложений. Пять лет назад мы запускали номер по средам с очень небольшими инвестициями. Начинали с четырех полос, и в течение трех лет, постепенно наращивая объемы рекламы, выросли до 24-х, догнав пятничную «Мозаику». «Понедельник» запустили сразу в 16 полос, несмотря на то, что в первый номер набрали всего две полосы рекламы. Мы сознательно пошли на то, чтобы наши читатели с доходом выше среднего получили полновесную информационно-рекламную газету.

— С брендом «Мозаика» в Ульяновске связано многое из разряда «впервые». Что из впервые выведенного на рынок вам особенно дорого, что вы считаете находкой, а от чего пришлось отказаться?

— Много всего было впервые. Прежде всего, сама газета «Мозаика» — первая бесплатная газета в городе. Первыми в России мы организовали фестиваль рекламы — не в Москве или Санкт-Петербурге, а в обычном российском регионе. Наше «Деловое обозрение» стало первым в Ульяновске глянцевым деловым журналом. Мы были первыми, кто составил альтернативу «Роспечати» в торговле газетной и журнальной продукцией. Первыми, кто начал системно заниматься выставочной деятельностью в Ульяновске. Каждый из этих проектов можно считать находкой, каждый из них дорог.
Были, конечно же, неудачные проекты. В свое время мы запускали газету «Что? Где? Почем?» — некий информационный справочник, из которого, собственно, и выросло «Деловое обозрение». Газета не состоялась, а журнал в декабре отметит уже девятилетие. Запускали бесплатную газету «Рекламный калейдоскоп». Это был наш первый опыт выпуска второй бесплатной газеты в неделю, параллельно «Мозаике». Отказавшись от него, со временем запустили второй, по средам, выпуск «Мозаики».
Уже третий год мы не проводим в Ульяновске фестивали рекламы. Может, это связано с сегодняшним кризисом отрасли. Может, в силу большого количества наших новых проектов, просто не хватает ресурсов — прежде всего, кадровых. Очень надеемся, что создание ульяновской Ассоциации коммуникационных агентств позволит возобновить фестивали рекламы в Ульяновске.
А значит, мы вновь дадим возможность молодым талантам проявить себя, а рекламодателям — выбрать наиболее интересные работы лучших дизайнеров и креаторов, режиссеров и звуковиков, которые работают на рекламном рынке Ульяновска. А еще мы сможем показать нашим читателям, телезрителям, радиослушателям, что реклама — это не только навязчивая пауза в просмотре любимых фильмов, но еще и искусство. Искусство, которое может завораживать, приводить в восторг.
Ульяновцы могли убедиться в этом, побывав 3 ноября (уже во второй раз!) на грандиозном мероприятии «Ночь пожирателей рекламы». Коллекцию Жана Мари Бурсико, в которой собраны лучшие видеоролики со всего мира, тоже впервые привезла в Ульяновск «Мозаика».

— «Мозаика» сегодня — это 12 самостоятельных предприятий, различные направления деятельности. Какие из них являются приоритетными?

— Конечно же, стержнем нашего медиа-холдинга была и остается бесплатная газета «Мозаика». И вокруг этого стержня наматываются тонкие ниточки и крепкие веревки (в зависимости от успешности и профессионализма команды) других проектов. Приоритетно наше медийное направление. Уже 11 лет мы занимаемся изданием газеты «Комсомольская правда — Ульяновск». Сегодня это отдельное предприятие — Издательский Дом «Мозаика». В этом году мы приобрели компанию «Регион-Пресс», которая издает газету «Аргументы и факты в Ульяновске». Наряду с этими серьезными общенациональными брендами ООО «Мозаика» выпускает единственный в Ульяновске деловой глянцевый журнал «Деловое обозрение».
Приоритетны рекламное направление, выставочное, торговое. Нужно сказать, что Выставочная Компания «Мозаика» системно и активно занимается продвижением ульяновских товаропроизводителей не только на территории региона и страны, но и на зарубежных рынках. А розничным распространением и оптовыми поставками в супермаркеты газетно-журнальной продукции и сопутствующих ей товаров занимаются уже три наших торговых предприятия.
Недавно мы открыли «Фабрику Настроений». Эта компания создана для проведения шоу, концертов, юбилеев, презентаций. В каждом направлении, которым мы занимаемся, нам удалось занять лидирующие позиции на ульяновском рынке. А значит, все они для нас приоритетны.

— Российский медийный рынок развивается путем создания холдингов, которые приобретают все новые и новые активы. Можно ли утверждать, что Медиа-холдинг «Мозаика» будет расти за счет приобретения новых активов? Что за СМИ это могут быть, и каких изданий вы никогда не будете выпускать в принципе?

— Действительно, рынок печатных СМИ претерпевает существенные изменения. Идет процесс укрупнения и объединения. Это диктуется жизнью, поскольку абсолютному большинству газет и журналов сегодня в одиночку не выжить. Медийный бизнес становится все более технологичным, все более дорогостоящим, и только за счет получения синергетического эффекта от укрупнения можно оставаться рентабельным.
Сегодня могут выжить печатные СМИ, которые дотируются из бюджета, или независимые коммерческие издания, имеющие серьезные тиражи. Бюджетное дотирование портит рынок, потому что предлагаются демпинговые цены как на продажу этих газет, так и на размещение рекламы на их площадях. Независимые же СМИ, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, объединяются в холдинги. Это продиктовано самой жизнью.
«Мозаика» тоже вынуждена укрупняться. Мы готовы рассматривать предложения об объединении с изданиями, которые выходят в ульяновском или общенациональном масштабе. Но вряд ли мы будем выпускать газеты скандальные, вряд ли будем заниматься «чернухой». Для нас зарабатывание денег — не самоцель. Мы хотели бы получать не только материальное, но и моральное удовлетворение от того, что делаем. Наша миссия звучит так: «Мы создаем информационное пространство и содействуем развитию бизнеса». И мы готовы объединяться только с теми, кто соответствует этой миссии.

— А что в перспективных планах? Может, стоит подумать уже о создании собственной типографии или строительстве выставочного центра?

— Вы затронули болезненную тему. В издательском деле у нас почти полная технологическая цепочка: от редакции, создания контента, до службы рекламы и собственных предприятий, занимающихся продвижением и распространением изданий как оптом, так и в розницу. Но своей полиграфической базы пока нет. И мы всерьез думаем о ее создании.
Вполне вероятно, что «Ульяновский Дом печати», недавно прошедший процесс акционирования, через пару лет будет выставлен на торги. Если в Москве решат ограничить доступ к таким торгам с сохранением профиля, то предприятие, скорее всего, купят крупные книжные издательства страны, которым газетный бизнес не интересен. Если ограничений не будет — покупателем, очевидно, станет крупная торговая сеть, для которой шестиэтажное здание в центре города интересно как торговый центр. И в том, и в другом случае получается, что уже в перспективе ближайших нескольких лет мы вынуждены будем искать другую типографию или построить свою.
Отсутствие же в Ульяновске выставочного комплекса — это проблема не только Выставочной Компании «Мозаика». Это задача, которую губернатор поставил перед правительством области. И мы пытаемся совместно с правительством прорабатывать варианты ее решения.
Есть предложения о создании выставочного центра на базе новых торгово-офисных зданий, но это было бы промежуточным решением. Сегодня нужен комплекс, который отвечал бы всем современным требованиям как по габаритным возможностям, так и по коммуникационным — на нескольких гектарах земли, со специально оборудованными зданиями, современными коммуникациями, возможностью не только представлять товары первой необходимости, но и проводить выставки оборудования, транспортных средств и т.д.
Задача сложная, мы над ней работаем уже не первый год. Думаю, что для ее решения необходима политическая воля властей. Здесь нужны серьезные инвестиции, порядка нескольких миллионов евро. Я уверен, что в Ульяновске есть инвесторы, готовые участвовать в таком проекте. Думаю, что и для правительства области этот проект будет подтверждением пока еще только звучащих на словах призывов поддержки предпринимательства. Строительство выставочного комплекса явилось бы хорошим подтверждением того, что в Ульяновской области действительно создаются благоприятные условия для инвестиций и предпринимателям оказывается всемерная поддержка.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: