€ 100,50
$ 91,11
¥ 12,70
Спасо-Вознесенский собор
В феврале исполняется 175 лет со дня учреждения самостоятельной Симбирской епархии. Говоря о местной епархии, мы вспоминаем о главных ее святынях – соборах.
В православной России кроме административно-территориального деления, на основе которого функционируют органы государственной власти, издавна существовало деление на церковно-территориальные единицы, именуемые епархиями. Как правило, их границы совпадают с границами губерний и областей. Во главе епархий стояли и стоят архиереи, представители епископата.
С основания Симбирска и до 1832 года вся территория вокруг него, ставшая впоследствии Симбирской губернией, находилась в составе Казанской епархии. Не единожды на заседаниях Священного Синода поднимался вопрос об открытии самостоятельной Симбирской епархии, но всегда откладывался. Лишь 9 февраля 1832 года Синод принял решение об открытии епархии и постановил, что быть ей «в третьем классе, после Оренбургской... Епископу сей епархии именоваться Симбирским и Сызранским... Пребывание ему иметь в Симбирске...».
На следующий день, 10 февраля, Николай I подписал «Высочайший указ» об учреждении Симбирской епархии и назначении на ее архиерейскую кафедру Минского архиепископа Анатолия, который оставался главой новой епархии до 1842 года. При нем была открыта Духовная семинария, освящен новый Свято-Троицкий летний кафедральный собор. Уйдя на покой, Анатолий окончил свои дни в Сызранском Вознесенском монастыре. В 2005 году останки первого симбирского архипастыря были торжественно перезахоронены в Ульяновске на кладбище при Воскресенской церкви.
После Анатолия на архиерейской кафедре сменился не один десяток архиереев, и каждый из них вносил свою лепту в местную церковную историю. Феодотий открыл женский Сретенский монастырь в Сызрани, восстановил разрушенную Жадовскую пустынь, учредил училище для девиц духовного звания (Епархиальное училище). При Феодотии же для симбирских архиереев был куплен у князей Хованских лучший в городе каменный двухэтажный дом на Венце.
Нереализованный проект перестройки Спасо-Вознесенского собора, 1883 г. |
Симбирский Спасо-Вознесенский собор. Фото А. Баха, 1867 г. |
Существуя рядом с государственными учреждениями, епархиальное ведомство не вмешивалось в политическую и экономическую обстановку в губернии. Здесь, как в параллельном мире, кипела своя особая жизнь. Духовные пастыри заботились об образовании, телесном и духовном здравии паствы, занимались просветительской и миссионерской деятельностью.
В тяжелые для церкви годы, когда в стране пропагандировался атеизм, было разрушено многое из того, что когда-то составляло гордость епархии. В конце концов, упразднили и ее саму. Но спустя много лет, пройдя через все тернии, она начала возрождаться. В 1989 году была восстановлена Ульяновская архиерей-ская кафедра, которую возглавил епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл.
Говоря о местной епархии, мы, прежде всего, вспоминаем о главных ее святынях — соборах Симбирска.
В разные годы в городе было несколько соборных храмов. В XVII веке ими являлись Троицкий собор в Симбирской крепости и Смоленский собор в Подгорье. В XVIII столетии, кроме Троицкого, статус собора имела главная церковь Спасского женского монастыря. Значительные изменения произошли в 1844 году после освящения нового Троицкого летнего кафедрального собора. Стоявший рядом с ним старый Троицкий собор был переосвящен в честь Святителя и Чудотворца Николая и стал называться Николаевским зимним кафедральным собором. В том же году вместо упраздненного собора Спасского женского монастыря в ранг соборного храма была возведена старинная Вознесенская приходская церковь, получившая название Спасо-Вознесенского собора. В годы лихолетья все симбирские храмы были уничтожены.
Мы помним недавнюю неудачную попытку восстановления Троицкого собора в самом центре города между памятниками Ленину и Карлу Марксу. От нее вовремя отказались и вернулись к прежнему проекту — постройке нового соборного храма по образцу особо почитаемого в прошлом большинством симбирян Спасо-Вознесенского собора.
Спасо-Вознесенский собор после его перестройки по проекту Розетти. Фото начала ХХ века |
В скором времени Ульяновск вновь украсит православный храм
Вознесенская церковь стояла тогда посреди кладбища у пересечения Казан-ско-Саратов-ской дороги (позднее — улица Большая Саратовская, ныне Гончарова) и улицы, называвшейся Большая Свияжская (позднее — Московская, ныне ул. Ленина).
Просуществовала эта церковь совсем недолго. Уже в 1694 году с благословения казанского митрополита Маркелла на том же месте — возле Вознесенских ворот «большого города» (так в XVII веке называлась примыкавшая к Кремлю нагорная часть Симбирского посада) прихожане вместо первого, обветшавшего и маловместительного храма, построили другой, тоже деревянный, но уже с двумя престолами — в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы.
Эта церковь, как и первая, простояла более тридцати лет. В 1729 году казанский митрополит Сильвестр разрешил заменить деревянную церковь каменным двухэтажным трехпрестольным храмом с главным престолом опять же в честь Вознесения Господня.
Новую каменную церковь строили очень быстро (в 1731 году она была закончена и освящена), но именно эта поспешность и привела к тому, что в сводах церкви вскоре появились опасные трещины, и ее пришлось временно закрыть. В истории храма начинается длительный период ремонтов и перестроек, продолжавшийся почти 40 лет. Только в 1769 году работы по «реставрации» храма завершились освящением всех его престолов. В своем первоначальном виде церковь была центрической (с колоколами в особом восьмерике, поставленном на главный купол) и являлась типичным образцом позднего московского (нарышкинского) барокко, которое называют «лебединой песней» самобытной древнерусской архитектуры.
Симбирская Вознесенская церковь всегда считалась «купеческой», так как купцы и мещане составляли большинство ее прихожан, жертвовавших большие суммы на украшение храма. В XVIII веке среди них выделялись богатые симбирские купцы Маленковы (Малиньковы), особенно Иван Федорович Маленков (Корольков), бывший в середине века президентом Симбирского городового магистрата.
Таким, как в XVIII веке, храм оставался недолго, и уже в начале XIX века начались новые ремонты и перестройки, целью которых было не столько укрепление сводов (их скрепляли изнутри железными полосами), сколько расширение храма за счет трапезной и боковых приделов к ней. Одновременно (с 1806 по 1829 годы) велось строительство огромной каменной колокольни. Она имела три яруса и завершалась высоким шпилем. Значительные средства на все эти работы жертвовали симбирские купцы и мещане Темниковы, Мамонтовы, Карташевы, Кутенины, Щербаковы и прочие.
Новый этап в истории старинного храма начинается с указа Святейшего Синода от 26 июля 1844 года, когда Вознесенская церковь была возведена в ранг собора. После этого, по проекту, утвержденному 29 мая 1847 года, храм был снова значительно расширен за счет новых пристроев с западной стороны. В 1859 году «усердием» церковного старосты храма, богатейшего симбирского купца Алексея Петровича Кирпичникова была надстроена колокольня, шпиль на которой заменили золоченой главой.
В грандиозный пожар 1864 года Вознесенский собор пострадал менее других симбирских храмов и вскоре был полностью восстановлен. Однако два десятилетия спустя вновь дали о себе знать старые «раны» — в сводах и стенах опять стали появляться трещины. Тогда-то и родился первый проект полной замены старой восточной части собора совершенно новым сооружением, представлявшим собой несуразное нагромождение украшенных колоннадами объемов — нечто среднее между нереализованным творением архитектора Витберга (храм на Воробьевых горах в Москве) и вокзалом эпохи сталинского неоклассицизма.
Проект нового Спасо-Вознесенского собора. Архитектор Л.М. Варюхина, 1993 год. |
Проект нового Спасо-Вознесенского собора. Архитектор Л.М. Варюхина, 2006 год. |
К счастью, этот странный проект не был реализован, но проблемы остались, а поэтому в 1899 году симбирским архитектором Николаем Алексеевичем Розетти был разработан новый проект перестройки собора. В соответствии с замыслом этого автора на месте разобранной восточной части храма в 1900-1904 годах возвели грандиозное краснокирпичное сооружение в так называемом «русском стиле».
Богато украшенная кирпичная громада, увенчанная гигантской луковицей, пришлась по душе городским обывателям, зато местная интеллигенция отнеслась к творению Розетти весьма скептически, считая храм выстроенным в «купеческом вкусе».
В таком новом облике освященный в 1906 году Спасо-Вознесенский собор запомнился старожилам города. Он оставался действующим до 1920-х годов, пока его не закрыли и не попытались по моде той эпохи перестроить в фабрику-кухню. Из этой затеи ничего не получилось, и в 1930-х годах окончательно изувеченный храм был полностью разобран. На его месте в послевоенные годы был устроен скверик, который сначала украшала скульптурная группа, известная как «Три пионера», а в 1965 году в нем установили памятник Гончарову.
С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всесвятской церкви протоиерея Алексия Скала ведется строительство нового городского
каменного собора, прототипом которого стал симбирский Спасо-Вознесенский собор. Сейчас снова в моде грандиозные эклектичные постройки, чем-то напоминающие чужеземные образцы культового зодчества (помесь римского с вавилонским). Мы же надеемся в скором времени увидеть настоящий православный храм, который напоминал бы нам о великолепии прежних построек Симбирской епархии. Именно таким предстает перед нами новый Спасо-Вознесенский собор на проектных чертежах архитектора Ляйли Махмутовны Варюхиной.