Ставка на гостя
Жизнь современного города, открытого миру, немыслима без развитой гостиничной сферы. В Ульяновске к услугам приезжего люда —
модернизированные традиционные гостиницы, частные мини-отели, квартиры, сдающиеся в кратко-срочную аренду.
Welcome to Ulyanovsk!
В советское время гостиничное хозяйство Ульяновска было представлено государственными и ведомственными объектами. «Венец», «Волга», «Октябрьская», «Дружба», «Советская» процветали на ниве въездного туризма. Наш город манил туристов со всего света — брендом «Родина Ленина», захватывающим видом с волжского косогора. Старожилы помнят времена, когда в выходные дни тургруппами были забиты все ульяновские гостиницы.
Дефицит номерного фонда, таблички на ресепшене «мест нет» — обычное явление для гостиниц прежних времен. Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. Ульяновские отели теперь лишь мечтают о туристических группах.
— Турфирмы поставляют нам одиночных клиентов, в основном это так называемый деловой туризм, — отмечает генеральный директор гостиницы «Октябрьская» Николай Борисов.
«Оптом» же постояльцы въезжают в гостиницы только в период проведения спортивных соревнований, конференций, выставок. Не часто, но все-таки проходят у нас мероприятия федерального масштаба. Так, в июле на ульяновской земле под патронажем Всемирного Конгресса татар и Правительства Республики Татарстан впервые пройдет Всероссийский Сабантуй. В Ульяновск приедут официальные делегации из 60 субъектов Российской Федерации, высокие гости со всего мира.
— Проблем с размещением не будет, — говорит директор областного департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина. — В первую очередь задействуем центральные гостиницы, в которых есть достойные статусные номера.
— В разрезе статистики, на первом месте среди причин, по которым люди сегодня приезжают в Ульяновскую область, значится деловой туризм, — отмечает начальник отдела туризма департамента развития предпринимательства Правительства Ульяновской области Владислава Слепова. — На втором месте — оздоровительный туризм, на третьем — культурные поездки.
По наполняемости гостиниц можно судить о состоянии экономики региона. Так, в гостинице «Октябрьская», которая сдана 20 лет назад, самая большая наполняемость номерного фонда (85%) была зафиксирована в 1988 году, когда Ульяновская область активно строилась и развивалась, а самая низкая (34%) в 1995-м, когда рынок только вступил в свои права. Неплохие показатели (66%) продемонстрировал 2001 год, в настоящее время «Октябрьская» балансирует на уровне 50-65%. С октября прошлого года (кризис!) заселяемость бывшей «обкомовской» гостиницы, как и других ульяновских отелей, резко упала. Особенно заметно снизилось количество желающих занять двухкомнатные «люксы» стоимостью 5,5 тыс. рублей (последний раз цены здесь повышались в сентябре 2008 года). Однако благодаря загодя созданной «подушке безопасности», рост товарооборота в минувшем году в «Октябрьской» составил 123%.
Непостоянство, сезонность — специфическая черта рынка гостиничных услуг. Скажем, традиционно минимальная загрузка номерного фонда в Ульяновске отмечается в январе и в летние месяцы. Так, в гостинице «Венец» в августе прошлого года заселяемость составила 27%, в то время как хороший показатель для самого большого отеля Ульяновска колеблется в пределах 55%. В праздничные дни, естественно, загрузка увеличивается.
Если «звезды» зажигают...
По мнению специалистов, Ульяновск относится к числу городов Поволжья, где сфера гостиничного бизнеса переживает второе рождение. Особенно наглядны изменения в так называемых традиционных гостиницах, построенных в советское время: «Венец», «Волга» и «Октябрьская». Первые две акционировались с участием муниципального капитала, третья — областного.
Полученная самостоятельность идет отелям на пользу. Так, за последние пять лет в развитие «Октябрьской» инвестировано порядка 20 млн. рублей. Гостиница вернула себе статус элитного отеля, вновь среди ее клиентов — российские политики, банкиры, руководители крупных предприятий, иностранцы. Разительные перемены произошли и в «Венце». У этого символа Ульяновска, которому в 2010 году исполняется 40 лет, альпинисты вымыли фасад, активно — целыми этажами! — идет капитальный ремонт номерного фонда.
— Сегодня каждая уважающая себя гостиница находится в постоянном развитии, — отмечает генеральный директор гостиницы «Венец» Сергей Андрианов. — Совершенствование нашей деятельности — непрерывный процесс!
«Венец» сегодня не только один из самых больших (проектная мощность — 1008 мест), но и один из самых лучших отелей Поволжья, получивший по государственной системе классификации гостиниц категорию «три звезды».
Здесь останавливаются практически все звезды российского шоу-бизнеса, приезжающие в Ульяновск на гастроли. Часто они выбирают номера категории «апартаменты» площадью 100 кв. метров с персональной сауной и джакузи за 8,5 тыс. рублей в сутки («Венец» держит средние цены по Поволжью, повысив их в прошлом году на 6%).
Уровню «звездного» отеля вполне соответствует и гостиница «Октябрьская» — дело за официальным подтверждением высокого статуса.
Лучшие номера ульяновских государственных отелей ничем не отличаются от номеров хороших иностранных гостиниц: белоснежные полотенца и халаты, комфортное постельное белье, сверкающая сантехника, современная система кондиционирования, модные ковры, портьеры, мебель и аксессуары.
Знаменитому создателю всемирной сети отелей «Хилтон» первому пришла в голову идея о том, как можно «выжать» максимум прибыли с одного квадратного метра: с его легкой руки в холлах гостиниц появились витрины с сопутствующими товарами. Сегодняшние владельцы отелей пошли дальше. Так, в гостинице «Советская» лишь один этаж служит своему прямому назначению, остальные номера заняты всевозможными арендаторами. Из 516 номеров «Венца» 300 готовы принять гостей, остальные сданы в аренду. Впрочем, по утверждению Сергея Андрианова, почти 90% доходов гостинице приносит именно проживание. И чтобы привлечь клиентов, крупные ульяновские отели активно развивают инфраструктуру заведения. Так, к услугам гостей гостиницы «Авиастар» (в основном это граждане, командированные на заволжские предприятия) — сауна, кафе, салон красоты, прачечная. К слову, «Авиастар» — один из немногих ведомственных объектов, которые значительно преобразились после приватизации. Бывшая собственность авиационного гиганта ныне — современный отель, в котором есть не только стандартные номера за 1300 рублей, но и комнаты повышенной комфортности с евроремонтом.
Не только для приезжих
Два года назад на заседании круглого стола в редакции «ДО» один из участников мероприятия посетовал, что «ни одной нормальной гостиницы за последние годы в Ульяновске не построено. Видимо, бизнес пока не готов вкладывать деньги в развитие гостиничной индустрии, ему это не интересно».
Сегодня наш гость не был бы так категоричен. Гостиничная сфера Ульяновска не стоит на месте. Не так давно в городе появился такой интересный проект, как частная гостиница «Барселона». На карте Ульяновска можно найти и так называемые мини-отели (до 10-15 номеров в нежилом фонде), их названия уже знакомы гостям нашего города: «Европа», «Азия», «Виктория», «Сказка».
Аналитики называют мини-отели, рассчитанные в основном на семейный отдых, наиболее динамично развивающимся и перспективным сегментом рынка гостиничных услуг во всем мире. Однако у «малых» объектов все-таки меньше возможностей в плане инфраструктуры. Большой отель многофункционален, а в структуре мини-гостиницы лишь небольшой набор услуг. Как правило, это сауна и бильярд.
Малые отели, по примеру больших собратьев, подключаются к беспроводному высокоскоростному Интернету, создают Wi-Fi зону: многие деловые люди, отправляясь в путь, берут с собой ноутбук, чтобы постоянно быть в курсе дел в офисе и дома.
Роднит ульяновские отели — вне зависимости от их масштаба — стремление заработать не только на иногородних гостях. Жители Ульяновска сегодня активно пользуются услугами гостиничной индустрии города. Например, молодожены снимают номера для первой брачной ночи. Тем более что в ряде гостиниц есть специальные свадебные номера (цена вопроса — от 3000 рублей). В «Барселоне» он украшен фонтаном, а в «Авиастаре» его интерьер выполнен в розовых тонах, украшен сердечками. Впрочем, практически в любом ульяновском отеле для новобрачных могут приготовить номер, например, в «Венце» — с лепестками роз, шампанским и... скидками на оплату — в качестве бонуса.
Ресторан, как одна из важнейших составляющих гостиничного бизнеса, тоже рассчитан не только на приезжих. Недавно в «Венце» распахнуло свои двери новое заведение под названием «ВЕНЕЦия». Великолепным образом преобразившийся ресторан гостиницы «Октябрьская» уже принял своих первых корпоративных гостей. В отелях не скрывают, что очень рассчитывают на проведение всевозможных банкетов, посвященных свадьбам, юбилеям, презентациям, открытиям-закрытиям конференций и пр.
Так что неслучайно в серьезных гостиницах стараются оборудовать конференц-зал, да не один: как средство привлечения «большого» клиента.
Придорожное заведение
В апреле в Ульяновске стартует акция «Жить и отдыхать на Волге», которая организована под патронажем Правительства Ульяновской области при сотрудничестве с Самарской областью и Татарстаном. Идея — настроить людей на отдых в близлежащих регионах, тем более что кризис «бьет» по карману, и ехать отдыхать куда-то в дальние страны — накладно. Да и отлучаться сейчас от рабочего места, как говорится, чревато.
На выставке, которая пройдет в рамках акции, жители Ульяновска смогут убедиться в том, что у наших соседей есть отличные
места для отдыха. А самарские и татарстанские бизнесмены, работающие в сфере туризма, по словам Владиславы Слеповой, были приятно удивлены, узнав об «островках цивилизованного отдыха» на ульяновской земле. В частности, они посетили гостиничный комплекс «Лесная быль», где созданы удачные решения для летнего отдыха. В том числе и корпоративного: благоустроенные коттеджи, ухоженный пляж, свежий лесной воздух.
Интересные гостиницы сегодня построены в районах области. У «северных ворот» Ульяновска клиентов встречает придорожный мотель «Метелица», а у восточных — вполне респектабельный «ОНАКО-Комета». Начали строить гостиничный комплекс и на территории частного парка «Александровский сад», который также находится на окраине Ульяновска.
Сегодня правительство региона всерьез озабочено развитием местного придорожного
сервиса. В рамках специальной программы на федеральных и региональных дорогах общего пользования Ульяновской области до 2010 года планируется построить 22 гостиницы. Правительство региона обещает активно поддерживать предпринимателей, реализующих проекты в сфере дорожного сервиса.
Постоялый сбор
«Сдаю квартиру посуточно». Бесплатные ульяновские газеты сегодня пестрят подобными объявлениями. Предложения краткосрочной аренды квартир с посуточной оплатой адресованы и гостям нашего региона. Предоставляемое
внаем жилье фактически составляет второй номерной фонд города.
Говорят, что услуга serviced apartments, предлагающая размещение постояльца не в классической гостинице, а в частной квартире, впервые была предложена в Лондоне, где и по сей день в посуточную аренду сдается порядка 4 тысяч квартир.
Вот и в Ульяновске появилось немало граждан, которые поняли, что выгоднее сдавать жилплощадь не оптом — помесячно, а в розницу. Как правило, это владельцы так называемых инвестиционных квартир, то есть приобретенных для дохода. Хотя есть и посредники, которые работают с хозяевами квартир, сдаваемых в долгосрочную аренду. Один из таких предпринимателей на условиях анонимности (этот бизнес чаще всего непрозрачен) рассказал, что сегодня в его распоряжении 35 квартир в Новом городе, так что выбрать есть из чего.
За 800 рублей за сутки можно снять однокомнатную квартиру, как говорится, без излишеств. Квартира, где есть микроволновка, холодильник, аудиотехника, стоит уже от 1200 рублей. Командированным предоставляются скидки, оформляются документы.
У рынка посуточной аренды, безусловно, есть свои преимущества. Так, он способен предложить клиенту уединение, а также проживание в наибольшей близости от необходимого клиенту объекта, например, офиса. Кроме того, даже «однушка», как правило, существенно просторнее стандартного гостиничного номера, а условия проживания в квартирах, которые сдают на короткие сроки, порой в лучшую сторону отличаются от тех же ведомственных гостиниц.
Хотельеры хотели бы...
...в первую очередь, стабильности гостиничного бизнеса! Но о какой стабильности можно говорить в кризис? Остается только строить прогнозы. При оптимистичном варианте развития экономики региона, без сомнений, гостиничная индустрия Ульяновской области будет демонстрировать дальнейший позитивный рост. Естественно, продолжат совершенствовать свою деятельность традиционные гостиницы, вносящие свою важную лепту в формирование положительного имиджа нашего города. А может быть, Ульяновск достигнет такого уровня, что ему будет просто необходим четырех-, а то и пятизвездочный отель.
Аналитики прогнозируют увеличение количества уютных и современных мини-отелей, в том числе недорогих. Нам есть с кого брать пример: в Европе широко развита сеть мотелей и хостелов для студентов и семей среднего класса. Стоит перенять и мировой опыт оценки гостиничного бизнеса через Интернет: в Глобальной сети есть специальные сайты, которые, публикуя отзывы посетителей гостиниц, обеспечивают потребительскую прозрачность заведениям.
К сожалению, на ульяновской земле пока не приживается гостиничный франчайзинг, однако будем надеяться, что брендовые сети рано или поздно придут в Ульяновск. Наш город от этого только выиграет. Во-первых, сети, как правило, имеют в структуре собственные турфирмы, а значит, станут активно продвигать свои турпродукты в регионе присутствия.
Следовательно, будет толчок для развития туризма, в том числе въездного (сегодня он в Ульяновске практически отсутствует).
Внедрение сетей с их высокими стандартами деятельности важно и для подготовки специалистов гостиничного сектора. Сегодня же, по мнению профессионалов рынка, уровень подготовки кадров для отрасли очень низок, будущих хотельеров учат по старым методикам люди, плохо знающие практическую сторону вопроса. Между тем современная гостиница — сложный организм, и чтобы поддерживать его
в идеальном порядке, необходима слаженная, профессиональная
работа всего коллектива — 24 часа в сутки, 365 дней в году...