«СУПЕРМАРКЕТ» для города
Олег Александрович Лебеденко родился в 1960 году в Одессе. Окончил Ульяновское гвардейское высшее военное танковое училище, УлГУ (специальность «Финансы и кредит»). После службы в Вооруженных Силах занялся бизнесом. В Группе компаний «Дворцовый ряд» - с 1998 года. Ныне - Управляющий Сбытовой сетью «Дворцовый ряд».
Подполковник запаса.
Женат, две дочери, внук.
- Олег Александрович, какую роль в вашей жизни сыграла армия?
- Учиться в УГВТКУ я пошел по настоянию мамы, о чем нисколько не жалею. Армия меня многому научила, стала той платформой, с которой можно было уверенно идти дальше. Многое пришлось испытать, когда служил на Дальнем Востоке. Смерть товарищей от морозов, от дифтерии, желтухи - дивизия стояла в болотах… Не жили - выживали, это было страшно. Когда за заслуги по службе меня перевели в Германию - наступила совсем другая жизнь. Все было лучше: и условия, и техника, и человеческие ресурсы. Там я быстро стал подниматься по службе, но в то же время увидел другой мир, другой жизненный уклад… И у меня зародились сомнения: а тем ли я занимаюсь? У меня, патриота, произошла переоценка ценностей, я понял, что помимо идеологии, на которой мы все воспитывались, есть нечто более важное - идеология семьи и личных отношений.
И в 1991 году я принял решение уволится из Вооруженных сил.Увольнял меня известный по ГКЧП командующий округом генерал Макашов, наша дивизия напрямую ему подчинялась. Но прежде чем подписать мой рапорт, он предложил устроить меня в Ленинградскую академию тыла и транспорта: мол, ты мужик порядочный, перспективный. Хотя получить экономическое образование было моей мечтой (потом она все-таки исполнилась), я отказался. И даже предложенной «хлебной» должностью военкома не прельстился. Тогда меня многие не понимали, но это было мое решение.
Маме благодарен за многое
- Расскажите о вашем первом предпринимательском опыте.
- Он связан с Одессой - городом, к которому у меня большая привязанность с детства. Пусть я жил там мало - мама вернулась из Украины на родину в Ульяновск, когда мне было четыре года, но в Одессе осталась большая родня, к которой я почти каждое лето с удовольствием приезжал на каникулы.
И вот в 31 год я приехал в Одессу с твердым желанием «ковать жизнь заново», хотел там жить с семьей, даже встал на очередь на земельный участок, мечтал построить свой дом. Но потом заглянул в Краснодар к другу в гости и задержался там… на четыре года. Занимался торговлей - в 90-е все что-то продавали, в эпоху дефицита на этом можно было быстрее всего заработать. И я, боевой офицер, торговал курами на рынке, потом из Краснодарского края возил продукты в Москву, на Урал. Для меня это было не просто этапом первоначального накопления капитала, но и получением практического опыта: я уже тогда начал кое-что понимать в продуктах питания. Потом прочитал Котлера, «Основы маркетинга», оценил открывающиеся перспективы. Однако тогда в Краснодаре случились «кавказские события», и, чтобы не рисковать жизнью родных, мы с семьей в 1995 году вернулись в Ульяновск. Здесь я поработал руководителем филиала московской компании, меня взяли, несмотря на отсутствие опыта - видимо, из-за энергетики. Я первым в городе начал работать с продукцией Procter & Gamble, сотрудничал с компанией PepsiCo, очень быстро впитал секреты построения системы дистрибуции. А потом Михаил Урясов, с которым мы общались в бизнес-клубе Олега Берлянда, попросил меня помочь построить дистрибуцию по табаку. Несмотря на разницу в возрасте, с Михаилом мы на одной волне. Партнеры по бизнесу вот уже 15 лет.
- «Дворцовый ряд» стал одним из «пионеров» ульяновского ритейла. Когда было труднее работать - тогда или сейчас?
- У каждого времени свои трудности. Когда создалось новое рыночное образование - сеть магазинов «Дворцовый ряд», мы не знали, как всем этим управлять, и это заставило нас пойти по пути франшизы. Я познакомился с ребятами из питерской «Пятерочки», которые в начале нулевых выводили на рынок новую модель торговли - «экономичный универсам», открыв в своем городе около сотни «народных» магазинов. А затем столько же в Москве - и всего за год! И зачем было изобретать велосипед?.. В 2003 году мы получили франшизу, подписались под это сотрудничество на десять лет!
Начали открывать магазины. За первые три месяца - шесть, у некоторых моих руководителей с сердцем плохо было, в таком ритме работали. За второй год - еще порядка двадцати… Потом, спустя лет пять, кто-то мне эти павильоны ставил в укор: ну что это такое, вот семейный «Магнит» - другое дело. А это такой же павильон, только размером больше, отсюда и более масштабное восприятие объекта. Понимаю, что есть изыски в торговле, тот же «Елисеевский» в Москве, он создан для тех, кто хочет делать покупки в роскошной обстановке. Но существует же понятие рационализма! Это какую же нам наценку пришлось бы делать для окупаемости вложений?
В объединении - сила!
- Что же вас заставило досрочно расторгнуть договор с питерцами?
- Мы, «выпрыгнувшие» из ситуации 1998-го, предполагали, что рынок будет находиться в состоянии дефицита, как минимум, ближайшие десятилетия. И я «проморгал», не боюсь в этом признаться, что в 2005-2006 годах и в стране, и в Ульяновске начал серьезно прирастать средний класс, который уже не хотел делать покупки в «народных» магазинах. Ему нужны были другие интерьеры, и наши конкуренты это взяли на заметку, начав вкладываться в ремонт объектов, притом, что ассортиментная матрица у нас серьезно не отличалась.
И что было делать с нашими «народными» магазинами? За досрочное расторжение договора полагались огромные штрафные санкции. Нам предлагали продать магазины: как говорится, за «пять копеек», и нас это насторожило, хотя мы еще и не слышали о таком понятии, как рейдерство. А ведь у нас хорошие показатели, хорошая доля рынка, так почему мы должны были расстаться с нашим бизнесом? К счастью, нам удалось без серьезных экономических, политических и юридических потрясений выйти из договорных отношений на два года раньше срока…
- … и вы вернулись к «старому доброму» бренду «Дворцовый ряд». Но сегодня в вашей компании идет процедура ребрендинга. Что стало причиной «переформатирования»?
- Мы выждали, когда ситуация успокоилась, а потом стали решать: что дальше-то делать? Что мы можем предложить рынку? Обратились за помощью к независимым бизнес-консультантам, что немаловажно - практикующим, то есть понимающим материал изнутри, стали заниматься разработкой целеполагания, освоили инструмент стратегического планирования, поняли методологию разработки стратегии. И сегодня у нас полная четкость и ясность в понимании того, чем предстоит заниматься дальше.
Будем работать по трем направлениям, которые должны удовлетворить основные массы покупательских запросов. Первое и основное направление мы уже начали реализовывать в трех магазинах нашей сети, в том числе, в новом - в начале этого года на улице Гончарова в Ульяновске мы открыли магазин «Купеческий». А два других - в Новом городе и на улице Луначарского, в новой визуализации и новым внутренним наполнением, работают под брендом «СУПЕРМАРКЕТ». В 2014 году название «СУПЕРМАРКЕТ» будет носить большинство наших магазинов (в Ульяновской области у нас 37 торговых точек). Это наша «проба сил», новое предложение рынку, которое мы активно планируем развивать в следующем году. Кроме того, выведем на рынок еще два новых бренда, но всех секретов пока раскрывать не буду.
- Насколько уверенно чувствует себя Сбытовая сеть «Дворцовый ряд» в эпоху экспансии на ульяновский рынок федеральных сетей?
- Когда в поисках новых решений для бизнеса я начал активно ездить в Москву, то вошел в состав политической площадки «Союз независимых сетей России», стал акционером ЗАО «Т3С» («Торгово-закупочная система»). Эта структура была создана пять лет назад владельцами розничных сетей из разных городов России для того, чтобы обеспечивать бесперебойные поставки товаров, консолидировать закупки, разрабатывать собственные торговые марки. Иначе как можно было конкурировать с крупными торговыми сетями, которые на объеме зарабатывают совсем другие деньги? Система разрослась, и сегодня у нас есть более 400 собственных торговых марок (в Европе их доля доходит до 70% в обороте), которые позволяют чувствовать себя увереннее. Одновременно мы помогли через эту систему расширить рынки сбыта и ряду ульяновских компаний.
Да, сейчас в Ульяновске огромное количество торговых объектов, в том числе, и гипермаркеты, где человек совершает, в основном, покупки выходного дня. Но при всем рационализме гипермаркетов, они не всем доступны в плане транспорта, плюс «съедают» время… Сегодня происходит отток покупателей из гипермаркетов. Люди возвращаются к формату «магазина у дома», и это нас обнадеживает.
Отмечу также, что эра нулевых сбила потребительскую «спесь». Новое поколение уже не хватает все подряд, оно стало рациональней - люди хотят за свои деньги получить адекватный набор продуктов питания, соответствующий их жизненным целям и задачам, хотят иметь на своем столе натуральные продукты. Пусть будет дороже, но качественнее! Надеюсь, уже в конце января наступающего года мы сможем предложить нашим покупателям свежий хлеб и охлажденное мясо, в первую очередь, от местных фермерских хозяйств. Будем активнее работать с ними, потому что здесь можно приехать в хозяйство и посмотреть, как именно они производят то, что хотят реализовать в наших магазинах. Знаю, что в Подмосковье есть факты выращивания свиньи за три месяца, это мясо невозможно же есть! И некоторые ульяновские фермеры подобное тоже практикуют - для уменьшения себестоимости продукта. Как бизнесмен я их понимаю, а как человек - нет. Точнее, не то, что не понимаю, просто работать с ними не буду. Нам нужен качественный продукт, произведенный на территории нашей области. Мы не будем гнаться за ассортиментом, главное - профессиональный подход.
- Вас уже третий срок выбирают членом Общественной Палаты Ульяновской области. Обсуждение каких проблем города, региона вам наиболее близко?
- Мне наиболее близко поддерживать ту политику, которой следуют губернатор и Правительство области: по факту позитивных изменений в экономике региона есть реальный результат. Вот я два года не был на заволжской промзоне, и когда увидел громадье всех этих производств, был просто поражен увиденным. Миллиардные инвестиции, сотни высокооплачиваемых рабочих мест! Это очень впечатляет. Жаль, что в большинстве своем простые люди вследствие определенной экономической безграмотности не могут сопоставлять эти производимые изменения с конкретными результатами улучшений в их жизни.
Наш губернатор заставил чиновников приходить на заседания Общественной палаты, и мы имеем возможность вести с ними конструктивный диалог. В целом же, реальное формирование веса Общественной палаты, ее полномочий, способных влиять на изменение ситуации, - дело времени.
Четыре поколения семьи Лебеденко
- Практикуете ли вы в гражданской жизни авторитарный стиль управления, характерный для армейского коллектива?
- А вы скажите, разве в бизнесе может быть иначе? Введение в систему управления частным предприятием демократической модели? Пожалуй, не в этой стране. Так уж повелось исторически. Так что определенная жесткость осталась. Но я ловлю себя на мысли, что начинаю проигрывать текущей ситуации, ввиду дефицита кадров, и порой снижаю требовательность по отношению к людям. Кто-то даже считает, что я стал излишне мягок. Тем не менее, как руководитель, как лидер компании я все-таки стараюсь склонить людей к своей точке зрения: с единомышленниками, с которыми резонируешь, гораздо легче решать любые проблемные вопросы.
- И все-таки есть в вас что-то от одессита, энергичного, предприимчивого, с некоей долей авантюризма!
- Одесситы - особый народ, люди, неспокойные по жизни. Наверное, во мне что-то такое присутствует, досталась от природы эта энергетика. Тем не менее, начинаешь уже расставлять акценты по-другому. Хватает мудрости понимать, что не все вечно в этой жизни, что не следует бездумно разбрасываться энергией, нужно направить ее в более конструктивное русло. У меня эти другие ценностные понятия появились, в первую очередь, в связи с рождением чуть больше полутора лет назад второй дочери. На многие вещи я реально стал смотреть по-другому. Вот раньше, например, в Новый год хотелось попасть в какой-то энергетический клубок, а сейчас мне приятнее внутрисемейное общение. И мечты мои сейчас связаны с семьей - хочу больше времени проводить с родными и близкими людьми.
Недавно я был в Финляндии на бизнес-форуме, и после всех мероприятий ко мне прилетела моя семья. Я брал дочку и бродил с ней вдоль Финского залива. Мы смотрели на пролетающих мимо птиц, я держал свою Сонечку за ручку и был абсолютно счастлив.
Татьяна Задорожняя