Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Техническое задание

Статистика из месяца в месяц фиксирует рост потребительской активности. А конкуренция на розничных рынках становится только острее. Рынок бытовой техники и электроники - не исключение.

 

Статистика из месяца в месяц фиксирует рост потребительской активности. А конкуренция на розничных рынках становится только острее. Рынок бытовой техники и электроники - не исключение.

 

Конкуренция усиливается

До недавнего времени рынок БТиЭ в Ульяновске был представлен такими известными ритейлерами, как «Эльдорадо», «Техносила», «ДОМО», «М.Видео» и местной сетью «Полюс», которая по формату несколько отличается от федералов. В августе на рынке появился еще один игрок: открыла свой магазин немецкая сеть MediaMarkt, лидер в Европе по продажам электроники и бытовой техники.

В 2011 году в рейтинг «INFOLine&RetailerRussia TOP-100» вошли семь компаний сегмента БТиЭ. Лидер по выручке - «М.Видео», за ней следуют «Эльдорадо» и «Медиа-Маркт-Сатурн» (сети MediaMarkt и Saturn). Первое место по показателю выручки с квадратного метра в год занимает «Медиа-Маркт-Сатурн» - 9 тыс. долларов. На втором месте - «М.Видео» (6300), на третьем «Эльдорадо» (5500).
В среднем по рынку этот показатель составил 6100
долларов.

Одни из главных «козырей» ритейлера - широчайшая ассортиментная матрица и масштаб торговых площадей. Гипермаркет MediaMarkt в ТРЦ «АКВАМОЛЛ» - это порядка 4,5 тыс. квадратных метров, что в разы больше, чем у аналогичных магазинов.

- Оценивая состояние ульяновского рынка БТиЭ, считаю, что он развивается довольно быстрыми темпами, - говорит директор филиала «Медиа Маркт Ульяновск 1» ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» Евгений Филоненко. - Конечно, конкуренты не дремлют, но мы понимаем, что здесь можно работать и добиваться высоких результатов.

Планшет для школьника

Местный рынок бытовой техники меняется в соответствии с общероссийскими тенденциями. Если раньше решающим фактором при покупке товара была его цена, то сейчас люди все больше внимания обращают на качество - как продукции, так и сервиса. Со временем трансформируются и потребительские предпочтения. Ритейлеры отмечают хороший спрос на мелкую и крупную бытовую технику, товары для здорового образа жизни: пароварки, массажные кресла и т.д. Перед началом учебного года на ура идут компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны (рост продаж - 15-20%).

Ульяновские потребители следят за новинками, им интересны достижения научно-технического прогресса. Тренд дня сегодняшнего - снижение спроса на диски с играми, фильмами: все это можно скачать из Интернета. Некоторые сети уже вовсе отказались от продажи дисков.

Пылесос и Интернет

Глобальная сеть все активнее проникает в деятельность ритейлеров сегмента БТиЭ. Согласно исследованию розничной торговли GfKRetailAudit, онлайн-продажи в России продолжают расти. Если в начале 2010 года доля интернет-продаж цифровой и бытовой техники не превышала 4%, то к 2011-му она почти достигла 6%. А в мегаполисах эти цифры и того выше: так, в Москве она уже перешагнула рубеж в 20%.

Интернет-торговля получит дальнейшее развитие, а темп ее роста будет во многом определяться скоростью проникновения Интернета в дома, говорят эксперты.

Среди прочих факторов, которые влияют на развитие онлайн-торговли, можно отметить увеличение доверия к интернет-платежам. Одной из ключевых тенденций на рынке БТиЭ сейчас является формирование единой мультиканальной системы продаж для оффлайн-игроков.

Проблемы и прогнозы

Большинство сегодняшних проблем - общие у всех ульяновских игроков рынка БТиЭ. Прежде всего, высокая арендная плата - в иных торгово-развлекательных центрах Ульяновска стоимость квадратного метра выше, чем в Самаре и других крупных городах.  Еще один актуальный вопрос - кадры.

- Подобрать персонал было непросто, большая часть руководителей в магазине - сотрудники MediaMarkt из других городов, - отмечает г-н Филоненко. - Многие сотрудники пришли к нам из других сетей, где соотношение оклада к бонусной части, как правило, 30:70. У нас же наоборот - 70 к 30.

А в основе бизнес-моделиMediaMarkt лежит нетипичный для компаний сетевого формата принцип децентрализации. Каждый магазин MediaMarkt, в том числе ульяновский, - это отдельное предприятие, руководитель которого получает бонус в размере до 10 % чистой прибыли магазина за год, поэтому директора - не просто администраторы, а настоящие предприниматели, заинтересованные  в успехе бизнеса. Они напрямую работают с поставщиками, принимают решения относительно ассортимента, ценообразования, маркетинговой политики - с учетом спроса в конкретном городе, районе.

Какие параметры важны для покупателя электроники? Согласно исследованию маркетингового агентства FDFgroup, в первую очередь - уровень цен. 29% респондентов называют этот критерий первым, в целом 75% упомянули его в числе пяти важных.  Также важна широта ассортимента (для 17% первый критерий, 56% внесли его в свой топ5). На третьем месте - честность по отношению к потребителю (12% и 43% соответственно).

По прогнозам экспертов из сети «Телемакс», общий рост рынка БТиЭ в 2012 году в России оценивается в 10-12%. Активность покупателей только увеличивается, в частности, из-за возможности получать потребительские кредиты (по уровню закредитованности Россия пока находится в достаточно комфортном положении).

Вероника Градова

фото - www.gdb.rferl.org

9651
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: