€ 110,48
$ 103,95
¥ 13,96
Технолог Всемирной паутины
Гость апрельского номера — генеральный директор ООО «Интернет-технологии» Александр Щербина.
Александр Щербина |
— Александр, как давно вас «затянуло» во Всемирную паутину?
— Когда учился в университете. Вообще, я учился «на одном дыхании». Первые два года самозабвенно учился, даже с фанатизмом, а к третьему курсу появилась мысль применить свои знания на практике. Захотелось реализовывать себя именно в области информационных технологий. Так родился проект «www.uazshop.ru» — сайт, на котором мы хотели делать обзор дилеров УАЗа. Проект собирались развивать на деньги от рекламы автомобильных компаний, но выяснилось, что они тогда и так неплохо жили... А мы неожиданно стали получать предложения о доставке машин от иногородних заказчиков. Я долго сомневался: опыта же не было! Но нас поддержала компания «Мишар». Она была одной из немногих, кто согласился давать рекламу на сайте и вообще относился к нам с доверием.
— Вы первым на ульяновском рынке стали применять технологии электронной коммерции в автомобильной торговле. А насколько автомобили интересны вам?
— Не особо интересны. Cтараюсь менять их почаще (уже пятая), но я не сумасшедший автолюбитель, просто люблю хорошие автомобили. Они для меня всего лишь комфортное средство передвижения.
— Где вы взяли начальный капитал на открытие своего дела?— С продаж машин через Интернет. В то время мы сделали сайт к
омпании «Мишар», и я сам бегал, покупал им всю необходимую технику, показывал, как всем этим пользоваться. Кроме того, я сделал сайт своему брату Андрею, он тогда только пришел к руководству заводом «Металлоконструкция», и средств на рекламу у предприятия практически не было. Отдача от сайта вдохновила: за первое же лето они смогли продать через Интернет процентов 80 своей продукции.
— Сегодня ваш старший брат — тоже успешный предприниматель. Является ли он для вас примером для подражания?
— Андрей для меня — пример практически во всем. Даже в школе в сочинении про родителей я написал, что хочу быть похожим не на папу или маму, а на брата. Очень благодарен ему, что когда я начал заниматься своим делом, он поверил безоговорочно — даже больше, чем я сам. Правда, денег не дал (смеется). Сказал: если у тебя есть мозги, сам справишься. И вот этой весной нашей фирме исполнилось пять лет, и я горжусь тем, что смог так многого достичь в IT-бизнесе. У «Интернет-технологий» самая большая доля рынка в области. Сегодня профессионализм нашей фирмы вряд ли кто-то может поставить под сомнение: подавляющая часть компаний-лидеров ульянов-ского рынка работает с нами. Многие клиенты предъявляют высокие требования, и мы эту планку всегда перепрыгиваем. За пять лет от наших услуг отказалось не больше одного-двух процентов заказчиков.
— Сегодня ООО «Интернет-технологии» обслуживает более ста интернет-сайтов, причем не только корпоративные web-страницы ульяновских фирм...
— Наша клиентская база такова, что даже иные московские компании завидуют. Мы, например, выиграли тендер и сделали сайт для Российского отделения саммита Большой восьмерки, нашу работу принимала Элла Панфилова. Две из трех самых крупных компаний страны по системам безопасности в торговле — тоже наши клиенты. Среди клиентов фирмы — один из лучших ресторанов России с итальянской кухней «Семифреддо», там вся московская элита кушает. Благодаря своим клиентам я всегда нахожусь в гуще событий. Например, часто общаюсь с главврачом одной из ведущих московских стоматологических клиник, доктором наук Григорием Дроботом. Он входит в десятку лучших стоматологов России, несмотря на то, что ему около тридцати. Мне кажется, мы с ним похожи: он также не приемлет шаблонов, на все у него есть своя позиция.
— А какая у вас позиция?
— Наивно звучит, но я хочу, чтобы люди вокруг были добрее. Я об этом часто думаю и даже придумал формулу, благодаря которой могу жить в гармонии с собой: я не могу изменить мир, но смогу повлиять на людей, окружающих меня. И я стараюсь всячески это делать. Трепетно отношусь к природе и экологии, меня коробит, когда люди мусор бросают и вообще загрязняют окружающую среду. Ратую не просто за здоровый образ жизни, а за душевную чистоту, стараюсь внушать это людям. Подавляющее большинство тех, кто общался с сотрудниками нашей компании, говорят, что у нас работают все до одного прекрасные, открытые, искренние, доброжелательные люди. Плохие у нас не приживаются! И при этом они одни из лучших специалистов в стране!
— Какие сайты, сделанные вашей компанией, вам лично нравятся больше?
— Все нравятся! Но есть компании, которые уделяют этому много времени, их руководство относится к сайту очень ревностно. Соответственно, и наше настроение, как исполнителя, повышается. Один из примеров — компания «Авторай», им мы делаем уже третью версию сайта, они активно используют интернет-ресурсы в своем бизнесе. Такого цивилизованного использования Сети я не встречал даже у наших партнеров в Лондоне, Атланте.
— Благодаря своим корпоративным сайтам ульянов-ские компании стали известны и за рубежом. А сами часто выбираетесь за границу?
— Последнее время — чуть не каждый квартал. Летом отдыхал в Турции, зимой в Болгарии катался на горных лыжах, осенью ездил в Америку по программе обмена. Получился скорее культурный обмен, нежели деловой: нам показали, что такое Штаты, мы увидели, насколько у них развит Интернет.
В мае собираюсь в Австралию — тоже по программе обмена.
— А вам не «тесно» в провинции?
— Нет, не тесно. Я очень люблю Ульяновск, и никогда не появлялось даже мысли, что хочу жить, допустим, в Москве или за границей, честное слово.
Я хочу, чтобы наш город активно развивался, и это не просто слова. Разрабатывая сайты для ульяновских компаний, мы в некотором роде проявляем альтруизм: расценки для них в разы ниже, чем для иногородних заказчиков.
Мы рады, что в последнее время растет число компаний, которые уделяют немало внимания и средств корпоративным сайтам, и мы стараемся делать все, чтобы люди осознали, насколько это нужно. Организовали первую в Поволжье конференцию «Интернет-технологии-2005», пригласили представителей ведущих московских компаний: вице-президента холдинга «Рамблер», директора по продажам РБК и других ведущих специалистов страны в области IT-технологий. Они остались довольны, сказали, что даже не ожидали, что все так хорошо пройдет.
— А что для вас сейчас Интернет?
— Вообще, Интернет — это очень гибкое средство, придуманное для того, чтобы дать человеку то, что он хочет. Для меня и моих клиентов — это уникальный инструмент бизнеса, с помощью которого можно помочь развиваться любой компании. Недаром миссия нашей фирмы звучит так: развивая свой бизнес и бизнес наших клиентов, мы делаем мир лучше.
Мы действительно кровно заинтересованы в развитии каждой компании, с которой работаем. Даже принцип такой: пользуемся товарами и услугами только наших клиентов. Если нам нужны компьютеры, то покупаем их только у «своих». И Интернет для нас это даже не ниточка, а целый канат, который нас связывает с окружающим миром. У нас есть и социальные проекты, на которые тратим свои деньги. Например, делали сайт для СПИД-центра.
— А какие сайты вы лично посещаете чаще всего?
— Регулярно заглядываю на поисковую систему «Яндекс»: отслеживаю «искаемость» наших клиентов пользователями Сети. Читаю электронные газеты, в основном, новости.
— Наверное, не пропускаете новости IT-технологий?
— Не только. Меня очень интересует судьба нашей страны, потому я всегда внимательно слежу за конфликтами, ситуацией в экономике, международных отношениях. Да, я больше, чем обычный бизнесмен, провожу времени в Сети, но отнюдь не в разы. Я далеко не полностью погружен в Интернет. Если бы это произошло, то вряд ли смог нормально общаться с людьми.
— Насколько легко вам находить общий язык с руководителями или владельцами компаний, которые значительно старше вас?
— Никогда с этим сложностей не испытывал. Меня ведь судят по делам, оценивают как профессионала.
— Если верить статистике, ульяновцы чаще всего знакомятся на улице и по Интернету. Признайтесь, у вас был виртуальный роман?
— Нет, ни разу. Конечно, если бы я находился в поиске спутника жизни, то с удовольствием окунулся бы в Сеть. Но я счастлив в браке. С Катей мы очень давно знакомы, в школе за одной партой сидели.
— Супруга разделяет вашу страсть к делу всей жизни?
— По профессии она дерматолог-венеролог, но ей очень интересна моя сфера, как и мне ее. Более того, Катя на компьютере научилась работать раньше, чем я. Ее родители были более обеспеченными, и у нее появился компьютер еще во время учебы в школе. А я смог купить себе компьютер перед поступлением в университет, для этого родителям пришлось продать дачу.
— Новинки компьютерной техники вас привлекают?
— Да, очень. Мой товарищ Виктор Шпагин любит технику просто до безумия, отслеживает все последние новинки, и, общаясь с ним, я «заражаюсь». Так что все мобильные компьютеры, сотовые телефоны, ноутбуки стараемся приобретать самые передовые.
— Американский миллиардер Дональд Трамп говорил: «Приберегите свою жестокость и умение быть грозным для тех случаев, когда это действительно необходимо». Вам, как руководителю, знакома такая ситуация?
— Что-то я не припомню. Наш сегмент бизнеса нельзя назвать «грязным», он молодой и практически не коррумпированный. Сюда — однозначно! — пришли люди с головой, упорные. Нам не нужно давать «откатов», чтобы с нами работали: мы демонстрируем хорошие результаты, дорожим своей репутацией. А по характеру я добрый, всех людей люблю.
— В каком реалити-шоу вы могли бы участвовать?
— В каком-нибудь экстремальном, типа «Последнего героя». Для меня не проблема спать под открытым небом, без комфорта, мы с друзьями каждый год ходим в походы, где костры, палатки... При этом испытываю наслаждение в тысячу раз больше, чем если валяться на пляже. Лежать и ничего не делать — это меня раздражает. И во время праздников предпочитаю активное действо. Не люблю сидеть за столом, лучше схожу в бассейн, боулинг.
— В истории новейшей России появился термин «метросексуал» — так называют молодых мужчин, живущих по стандартам глянцевых журналов. Они всегда стильно одеты, носят украшения, следят за состоянием кожи...
— Ну, я тогда больше чем наполовину метросексуал. Хотя, например, негативно настроен, когда внешний вид возводится в культ: без мозгов это совершенно никуда не годится. Но быть модным стараюсь, тем более, что часто бываю в Москве или за границей — нельзя выглядеть плохо. И потом я люблю себя, стараюсь покупать удобные брендовые вещи. Ношу мужские украшения. В первую очередь, для того, чтобы доказать: директор — это не обязательно серьезный человек в галстуке. В конце концов, сфера, в которой я работаю, предполагает постоянное появление чего-то нового, неформального. А насчет кожи... Моя жена сейчас переквалифицировалась в косметолога, работает в косметическом салоне, и она убедила меня пройти курс процедур, чтобы решить кое-какие проблемы.
— У вас есть какой-то свой «опознавательный» знак, вроде трубки Шерлока Холмса?
— Ноутбук, наверное. Всегда беру его с собой, даже когда и не надо. Чтобы был. Там все мои документы, любимые фотографии, планировщик рабочей недели, без которого я просто теряюсь, потому что действительно очень занят. По возможности стараюсь лично выяснять, как идут дела по каждому нашему клиенту.
— Извините, а в вашем планировщике случайно не значится появление в семье первенца?
— На семейном совете с женой мы это обсуждаем, но так получается, что планы порой меняются. В этом году жена сменила работу, ее это очень увлекает. В общем, пока решили повременить. Мы вообще достаточно серьезно к этому относимся, все-таки жена — доктор. Да и я просчитываю все наперед, прежде чем принять серьезное решение. Например, просто обожаю собак, и очень хочу завести собаку, но как представлю, что она будет все время скучать одна дома...
— Года три назад французские рестораторы просили Папу римского исключить чревоугодие из списка грехов. Вы бы их поддержали?
— Да, поддержал бы, вы не представляете, какой я... (вздыхает). Дома на мне — готовка вторых блюд, кроме того, я без проблем могу и торт испечь, и блины. Когда был в Калифорнии, купил в магазине продуктов, накрутил фарш, сделал тесто, сварил пельмени и угостил своих американских друзей настоящей русской едой. Очень люблю покушать, но в последнее время прихожу к мысли, что нужно ограничивать себя в еде. Хотя для меня это очень тяжело.
— Коллекционируете что-то?
— Да, собираю фигурки из разных стран. Вот брат недавно привез с бразильского карнавала попугая из красного дерева. Любимая вещь из коллекции — кошка из Египта, я за нее сорок минут торговался на рынке в Каире. Это было весело. А вот в России торгуюсь почему-то все реже.
— Александр, недавно вам исполнилось двадцать пять лет. Для вас это повод задуматься о том, что будет с вами дальше?
— Моя мечта — стать кандидатом наук. Хочется больше личностных достижений. Впрочем, это же все неразрывно связано: развиваюсь я — развивается компания. На примере своей компании хочу доказать, что можно честно делать свое дело и при этом быть успешным.