Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Три бизнес-поколения на ульяновской земле

Летопись ульяновского бизнеса соткана из историй многих тысяч предпринимателей. Одни из них начинали свое дело в 90-е годы, другие - подхватили эстафету отцов в нулевые. Третьи пытаются добиться успеха в наше время.

Новые русские в эпоху романтического прагматизма

Начало легальной истории современного российского бизнеса имеет точную дату: 26 мая 1988 года. Этим днем датируется закон «О кооперации в СССР», фактически разрешивший частное предпринимательство.

Кооперативы в стране стали расти как грибы, в Ульяновске к середине 90-х их было более четырехсот. Люди шили шапки, открывали в подвалах «качалки» или, как первая женщина-кооператор в нашем городе Асия Мулюкова, организовывали кооперативные кафе.

Однако большинство кооперативов занимались откровенной спекуляцией. В годы тотального дефицита гарантом успеха в бизнесе выступали связи, полезные знакомства с людьми, распределяющими товары. Схема была проста: взять «по блату» дешево, а продать - задорого, и разницей поделиться с «благодетелями». Из песни слов не выкинешь: именно так строили свои состояния многие известные ныне предприниматели.

Среди современных собственников ульяновского бизнеса есть выходцы из директорского корпуса советских предприятий, приватизированных в годы рынка, а также бывшие комсомольские лидеры, которые добились успеха на предпринимательском поприще благодаря организаторским качествам, коммуникабельности, умению «договариваться» с контролирующими органами (а как без этого проведешь, скажем, турслет?). Как отмечает бывший секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии, известный ульяновский предприниматель Владимир Рыжих, в 90- годы в бизнесе больше ценились «комиссарские» качества - энтузиазм, энергия, настойчивость, даже наглость - девять раз тебя выгнали, заходи в десятый!

Бизнесмены первой волны, оглядываясь на прожитые годы, признаются, что легкой жизни у них, собственно, никогда и не было, просто у каждого времени - свои трудности. Так, 90-е годы стали временем небывалого разгула преступности.

- Сейчас бизнес, безусловно, стал более цивилизованным, а тогда был просто «диким», сколько было убийств, обмана, отъема собственности, сколько жулья! Помню, отправил два вагона муки в Воронеж, как выяснилась, несуществующей фирме, - вспоминает Владимир Рыжих. - Рэкет, «крышевание» - все это было, как пел бард Митяев, «тогда никто не мог пройти между братвою и ментами». Кроме того, население отрицательно относилось к «новым русским», и, надо признать, люди были правы: бизнес 90-х, в основном, был основан на перепродаже дефицитных товаров, за что тут ценить и уважать? И хотя в то время быть бизнесменом было престижно, «модно», на нас смотрели, как на неких выскочек, которых максимум через год не будет. Тем не менее, мы чувствовали себя этакими романтиками-прагматиками, которым многое по плечу.

Одной из главных трудностей бизнес-стартов 90-х годов было полное отсутствие какой-либо законодательной базы

- Общественное питание тогда было на дотациях, а кооперативы - на самоокупаемости, государственные учреждения снабжали необходимым сырьем, а нам приходилось ездить по деревням в поисках овощей, молочных продуктов, - рассказывает директор кооперативного кафе «Русь» Асия Мулюкова. - Большая проблема была с кадрами: законодательно нам было запрещено брать на работу специалистов из государственного общепита. Старшего повара мы из Тюмени «выписали». Трудились как пчелы, сделали ставку на качество и не прогадали: наши блинчики с начинкой пользовались популярностью у горожан.

Многие ульяновские «пионеры бизнеса» солидарны с Хамзой Ямбаевым, который называет одной из главных трудностей бизнес-стартов того времени полное отсутствие какой-либо законодательной базы. И эту проблему взялись решать новоиспеченные общественные объединения предпринимателей, активистам реально удалось убедить власть в принятии тех или иных решений в пользу зарождающегося бизнеса. Так, в середине 90-х в Ульяновской области был принят закон об ЕНВД, благодаря маленькой ставке на вмененный доход многие тогда смогли «подняться». Как образно говорит Рыжих, «овцы обросли шерстью, которую потом можно было стричь».

Общественные объединения добились и принятия закона о свободной экономической зоне Заволжья, которая стала прообразом современного кластера для производственников.

А еще в 90-е годы робко поднимал голову, как сейчас говорят, инновационный бизнес. Так, члены кооператива «Менеджер» при филиале МГУ занимались разработкой экономических новаций для предприятий. Эволюция ульяновского, равно как и российского предпринимательства, могла бы быть куда более интенсивной, если бы не дефолт 1998 года. После такого потрясения выжили далеко не все ульяновские бизнесы, особенно те, что были завязаны на валюте.

Масштабнее, креативнее, прозрачнее

Миллениум для российской экономики ознаменовался положительной динамикой, бизнес снова начал «наращивать жир». Правила игры стали понятней и прозрачней, почувствовав стабильность, ульяновские предприниматели начали инвестировать в долгоиграющие проекты, в том числе, с участием иногороднего капитала. В свою очередь, местные бизнесмены стали активно покорять зарубежные рынки, особенно, в сфере IT. Вообще, в нулевые в Ульяновске бурно развиваются креативные бизнесы (реклама, издательское дело), заполняются не освоенные ранее ниши, такие, как пассажирские перевозки (муниципальные ПТП с потоком пассажиров не справлялись). Именно в те времена появилось много частных маршрутных такси, к 2002 году в городе работали уже около 20 частных перевозчиков, а количество маршрутов приближалось к сотне.

Время одиночек прошло, в нулевые бизнес становился масштабнее, и в компаниях стали цениться командный дух, нацеленность коллектива на результат. Артур Котельников, руководитель ГК «СтройГрад» (на рынке - с 2002 года) прямо заявляет, что за созданием компании стоит труд большого коллектива.

Если 90-е годы характеризовались неразвитостью рынков, невысокой конкурентностью, то в нулевые ситуация изменилась, очень многое стал решать профессионализм - как топ-менеджеров, так и специалистов. Собственники, ранее строившие свой бизнес по наитию, начали постигать искусство маркетинга и технологий, компании стали вкладывать в обучение сотрудников, именно тот период ознаменовался бурным развитием сферы бизнес-образования.

В нулевых годах многое стал решать профессионализм - как топ-менеджеров, так и специалистов. Собственники, ранее строившие бизнес по наитию, начали постигать искусство маркетинга и технологий

В обществе произошла переоценка ценностей, бизнесмены - и первой, и второй волны - стали тратить немалые средства на благотворительность, реализовывать долгосрочные социальные программы.

- В нулевых уже не было такого беспредела, с которым в 90-е годы столкнулись многие предприниматели, в том числе, мой отец, - рассказывает 33-летний руководитель компании «АЛЕКТО» Алексей Ховрин. - Нас уже никто не крышевал, тем не менее, других трудностей хватало. Скажем, большие проблемы были с поиском подходящих торгово-производственных помещений. Это сейчас предложений масса, а тогда объекты коммерческой недвижимости были в большом дефиците.

Но главным испытанием для представителей и первой, и второй бизнес-волны стал мировой экономический кризис. Многих тогда спасла диверсификация бизнеса.

- Я начинал с услуг грузоперевозок, спустя короткое время параллельно организовал торговлю декоративными материалами, в общем, не стал «класть яйца в одну корзину», - рассказывает Алексей Ховрин. - Такая стратегия отчасти помогла нам выжить во время экономического кризиса. Когда в 2008 году «упал» сегмент перевозок, благодаря торговле мы удержались на плаву, смогли развиваться дальше. Так, наш бизнес расширился за счет производственно-строительного сегмента, мы зарегистрировали торговую марку «Построй себе дом», начали строить жилье эконом-класса.

По стопам родителей

Особенность нулевых годов состояла еще и в том, что у бизнесменов первой волны подросли дети, у которых сама среда сформировала лидерские, предпринимательские качества, усиленные хорошим дополнительным образованием, в том числе, по программе МВА. Таким можно было доверить руководство целым направлением, в том числе новым. Так, Роман Арифуллин в холдинге своего отца Миркасима Арифуллина начал развивать розничный бизнес - сеть алкомаркетов «Градус».

- Я частично перенял стиль управления отца, среди качеств его характера мне импонируют честность по отношению к партнерам, умение выполнять взятые обязательства, стремление ставить цели и достигать их, - рассказывает Арифуллин-младший. - Я с детства видел, что бизнес - это тяжелый труд, но был готов добиваться успехов на этом поприще. Осознаю, что пока еще нахожусь в начале пути, и мне очень помогают советы отца - опытного бизнесмена. Мы регулярно проводим совместные совещания по вопросам стратегического планирования.

Бизнес-династия - это стремление сохранить имя и гордиться им в поколениях, протяженность во временной перспективе, желание вкладывать в свою страну, в свой регион

Примечательно, что не только отцы и сыновья в тандеме руководят компаниями, часто и дочери вносят свой серьезный вклад в семейный бизнес. Причем, эта тенденция наблюдается во всем мире: согласно аналитическому докладу американской страховой компании MassMutual, количество компаний, возглавляемых дочерьми основателей, в 1998 году составляло 25% от общего числа семейных предприятий, а к 2003 году таких «дочерних» фирм стало уже 34%.

- Рад, что дочь Регина пошла по моим стопам. Сегодня она руководитель целого направления, занимается рекламой, развивает наш корпоративный сайт, - рассказывает директор компании «Магия Кристалла» Фарид Айнетдинов.

Своей «правой рукой» называет старшую дочь и генеральный директор ООО «Производственная фирма «Инзенский ДОЗ» Владимир Куприянов. Елена Куприянова - заместитель генерального директора по сбыту, переняла фамильные черты - настойчивость, целеустремленность, работоспособность, энергичность.

- Предпринимательские династии - это постепенно возрождающаяся и очень славная традиция, которая была порушена за многие годы отсутствия бизнеса в нашей стране, а потом его присутствия, но в «диком» варианте быстрой наживы, - рассказала «ДО» доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук Инна Семикашева. - Появление династий - это всегда свидетельство стабилизации экономики и веры людей в свою страну. Потому что династия - это стремление сохранить имя и гордиться им в поколениях, протяженность во временной перспективе, желание вкладывать в свою страну, в свой регион.

Однако, как показывает практика, наличие отца - успешного бизнесмена не гарантирует у отпрыска предпринимательских качеств, желания проложить родительское дело.

- Мой сын, увы, не пошел по моим стопам, - признается генеральный директор компании «СимбирСофт» Сергей Юркин. - Пытался его направить, но понял, что он не технарь - гуманитарий, в общем, не стал ломать, дал право жить своей жизнью.

Молодежь, на стартап!

Сегодня наступил период третьей бизнес-волны, у которого есть также свои специфические особенности. Во-первых, повысился статус госработника: зарплаты в госсекторе выросли. Добавьте сюда чиновничьи преференции, что само по себе сулит блага. Опросы российских абитуриентов показывают: большинство из них хотят стать чиновниками или работать в госкорпорациях, а вот тернистая тропа бизнеса привлекает единицы выпускников школ. Хотя, как рассказали «ДО» в Департаменте молодежной политики Ульяновской области, предпринимательство, в принципе, поколению Y интересно - многие не хотят работать «на дядю». Вот только, столкнувшись с первыми трудностями, ребята быстро пускают руки.

Их отцы надеялись только на себя, а у предпринимателей категории 20+ зачастую - потребительская психология: все им кто-то должен (гранты и т.д.). К услугам молодого поколения - то, что «пионерам»-предпринимателям и не снилось: обучающие семинары, тренинги, различные площадки для стартапов, например, бизнес-инкубаторы, в том числе, в вузах. Бизнес-«аксакалы» охотно делятся с ребятами опытом, перед предприимчивой молодежью вступают такие известные в ульяновской деловой среде персоны, как Расих Гаталуллин, Анатолий Еленкин, Анатолий Сага.

Где родился, там и пригодился

Согласно статистике, полученной в результате исследования компании «ФИНОТДЕЛ», более 85% молодых (не достигших 35 лет) предпринимателей уверены, что имеют перспективы для развития своего бизнеса в России, а не за рубежом.

Немаловажным фактором, способствующим росту предпринимательской активности, по мнению опрошенных, является государственная поддержка (гранты на развитие собственного дела, выплаты субсидий на возмещение затрат). Вместе с тем, исследование показало, что всего 12% молодых предпринимателей ощущают явную поддержку от государства.

Основной проблемой, с которой столкнулось более 70% молодых предпринимателей-участников опроса, стал недостаток финансирования. Среди других препятствий на пути к собственному делу названы также нехватка опыта и недостаточное образование.

Отсутствие средств для закупки оборудования заставляют бизнесменов до 35 лет все чаще выбирать для начала собственного дела сферы торговли и услуг. Порядка 80% молодых предпринимателей России осуществляют свою деятельность именно в этих секторах.

Выкраивает время на студентов и министр экономики Ульяновской области.

- К современной молодежи отношусь хорошо, она сильная. Как говорила моя бабушка, «с зубами рождается», - говорит Олег Асмус. - Кто хочет, крепко хватается за жизнь. Проблема в том, что молодежи у нас стало мало….

- В том, что молодежи стало меньше, виновата демографическая яма 90-х, - продолжает председатель НП «Сообщество молодых предпринимателей Ульяновской области» Василий Пашин. - В лихие годы было нормой иметь одного ребенка в семье, которая всеми правдами и неправдами обеспечивала благополучие единственному дитя. И зачем ему было стараться, когда мама-папа за него уже все сделали, даже определили, в каком вузе учиться? В результате среди современной молодежи зачастую нет здоровой конкуренции, но большие запросы, даже вчерашний студент без опыта работы требует зарплату в 20 тысяч рублей!

Эксперты признают, что состояние деловой среды Ульяновска, условия ведения бизнеса серьезно изменились по сравнению с нулевыми и уж тем более с 90-ми. Так, сегодня нет возможности задешево получить недвижимость или земельный участок, практически невозможно быстро захватить долю рынка, найти свободную нишу. Теперь, чтобы войти в какой-либо бизнес, необходимо много вложить в его создание и маркетинговое продвижение, и все равно таких капиталов, как раньше, вряд ли заработать.

- 25 лет назад можно было быстро заработать и быстро потерять,- подчеркивает Василий Пашин. - Сегодня - меньше рывков, зато больше стабильности. И потом, у молодых есть такой мощный ресурс, как Интернет, благодаря которому предприниматель, в принципе, уже может обойтись без таких, некогда базовых качеств, как харизма и напористость, да и личная раскрутка теперь необязательна - можно делать деньги «не светясь», скажем, занимаясь Интернет-торговлей. Сейчас на первый план выходят такие качества, как трудолюбие и усидчивость, и есть немало примеров успешных стартапов людей, этими качествами обладающими.

От самолюбования до переосмысления

Доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук Инна Семикашева:

- Если говорить о философии, то стратегии поведения в бизнесе полностью соответствуют представлениям Кьеркегора, который говорил, что человек проживает три периода в своей жизни: первый - эстетический (до 30 лет), когда все вращается вокруг самой важной персоны - самого себя, и все поступки строятся на основе самолюбования и попыток самореализации, не особо обращая внимания на чувства других людей. Второй - этический (с 30 до 60), когда мы начинаем понимать, что окружены живыми людьми, и стоит обращать внимание и на их потребности и чувства тоже: и как аукнется, так и откликнется. В результате, наши поступки становятся более нравственными, и мы больше сопереживаем и больше думаем о людях, окружающих нас. Третий - духовный - после 60, когда человек обращается, ну если не к вере, то к чему-то высшему, старается придать материальному то значение, которое оно заслуживает, и переключиться на иные ценности. Вот и с бизнесом так же. В 20 лет человек озабочен продвижением себя, своей идеи, более «агрессивен», меньше думает о последствиях, он - завоеватель, покоритель. В 40 уже важно, что скажут и подумают другие люди, уже простроены связи с деловым и просто с сообществом, есть имя, репутация, человек понимает, что резонанс от его действий может повлиять не только на его дело, но и на жизнь в целом. А в 60 идет очень серьезный кризис - переосмысление всей жизни, подведение итогов, соответственно, и бизнес-решения могут быть совсем другими.

- Общаясь с клиентами, мы видим, как меняется сознание в ульяновской деловой среде, что появляются молодые предприниматели - более динамичные, дерзкие, открытые ко всему новому, - говорит начальник управления массового бизнеса ОО «Ульяновский» Альфа-Банка Олег Сайгушев. -  Они понимают, что бизнес не может стоять на месте, что им нужно искать что-то новое, внедрять инновационные технологии.

Что касается предпринимателей первой и второй волны, чьи бизнесы, вопреки всему, выжили, то многие из них признают, что, несмотря на декларируемые меры поддержки, сегодня развивать бизнес не легче, а подчас даже сложнее, нежели лет 10-20 назад.

- Законы ужесточаются, а все проблемы, которые мы пытались обсуждать с властью на протяжении многих лет, остались. Более того - обострились. Это и кадровый голод, и рынки сбыта, и высокая закупочная цена на сырье на фоне низкой покупательной способности в регионе, - возмущается индивидуальный предприниматель Ольга Судакова. - А тут еще увеличение налогов. Мы тонем по всем позициям!

Статистика неумолима: в 2013 году после повышения единого социального налога в стране закрылось более полумиллиона частных предприятий, не минула чаша сия и наш регион: очень многие предприниматели снялись с учета. Вместе с тем, в 2013 году в регионе зарегистрировано почти 6 тысяч новых субъектов малого и среднего предпринимательства, а их общее количество составило почти 58 тысяч.

Предприниматели жалуются и на ухудшение бизнес-климата в регионе. Так, омбудсмен Татьяна Скопцова рассказала, что в приемную Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ульяновской области, за пять месяцев 2014 года поступило 326 различных предложений от местного делового сообщества, из них 182 - жалобы от предпринимателей Ульяновска. Основная масса обращений связана с проблемами в оформлении земельно-правовых документов (85).

А по мнению известного защитника прав предпринимателей, представляющего общественные организации «Ульяновское объединение предпринимателей» и РОООО «Опора России» Анатолия Саги, в Ульяновск возвращаются нецивилизованные методы решения бизнес-споров.

Но… большинство предпринимателей все-таки по натуре пассионарии, оптимисты, им не привыкать преодолевать трудности и верить в лучшее. Они считают, что для бизнеса любые времена хороши, и сегодня развивать собственное дело интереснее, чем когда-либо. А кто хочет - тот добивается.

Татьяна Задорожняя

Фото: blog-executive.ranepa.ru

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: