€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Туристы, на выезд!
Лето в турбизнесе традиционно высокий сезон: взлетают объемы продаж, наращиваются обороты, растет прибыль. При этом главным источником дохода турфирм является туризм выездной.
В Ульяновске эта общероссийская тенденция фактически возведена в абсолют.
Этот «вольный» туризм
Вотраслевой структуре ульяновской экономики туристическая отрасль практически не просматривается. Ее не берут в расчет статистики, не видна доля туризма в общем объеме валового регионального продукта. Однако заявлять о стагнации этого сегмента экономики никто не торопится.
По оценкам самих игроков, ульяновский туристический рынок развивается достаточно динамично. Количество симбирян, которые могут позволить себе отдых за пределами области, только растет. Число же агентов, предлагающих туры на любой вкус и кошелек, исчисляется четырьмя, а то и пятью десятками.
Неопределенное «а то» есть следствие, прежде всего, сезонности рынка. Стабильных турфирм, оказывающих свои услуги все двенадцать месяцев в году, в Ульяновске не наберется и тринадцати. Остальные продавцы солнца и моря заявляют о себе с наступлением лета. Разобраться в этом обилии предложений бывает совсем не просто, и тут каждый покупатель действует по собственному усмотрению: либо где дешевле, либо где проверено на себе и на знакомых.
А уже со следующего года эта туристическая вольница грозит приобрести поистине массовые масштабы. Согласно действующему законодательству, туроператорская и турагентская деятельность подлежат лицензированию до января 2007 года. «После этого у нас в каждом подъезде будет турфирма», — с иронией и не без сожаления замечает директор одной из старейших ульяновских туристических компаний.
А стоит ли об этом сожалеть? С ответом на сей вопрос пока не определились даже депутаты Государственной Думы, в недрах которой вынашиваются два варианта федерального закона «О туризме». Согласно варианту либеральному, основным регулятором отрасли должен стать рынок (а помощником и защитником потребителей турпродукта останется достославный закон о защите прав потребителей). Второй вариант предусматривает обязательные финансовые гарантии ответственности туроператоров, введение жестких стандартов туристических услуг и, соответственно, расширение полномочий органов власти в регулировании деятельности игроков туристического рынка. Какой из этих двух вариантов предпочтет российский законодатель, покажет время.
Пока же региональные власти пытаются регулировать туристическое изобилие всяк по-своему. Есть, например, регионы, в которых игрокам туристического рынка, оказывающим свои услуги профессионально и качественно, присваивается знак «Гарантия губернатора» или «Гарантия правительства области». Этот своеобразный региональный знак качества является показателем надежности для потенциальных партнеров из других регионов.
Понятно, что такой опыт применим, в первую очередь, для туризма въездного и внутреннего. Не случайно он успешно используется во Владимирской и Московской областях и в Москве: туристические предложения российской столицы и маршруты Золотого кольца входят сегодня в число самых востребованных. Готовы взять на вооружение этот опыт и в Ульяновской области. Дело за малым: поднять уровень въездного туризма столь высоко, чтобы за право получить губернаторский знак качества игроки туристического рынка по-настоящему боролись.
Подайте Ульяновску турпродукт
Пока же въездной туризм в Ульяновской области пребывает в полудремотном состоянии. При изобилии возможного предложения (от исторического, литературного и культурного наследия до богатейшего природного потенциала региона) предложение реальное выглядит весьма скудно.
Тенденции к увеличению приезжающих туристов, к сожалению, не наблюдается. Относительно стабилен лишь поток круизных теплоходов. Иностранным туристам до сих пор интересны ленинские места, российским туристам — новые музеи-заповедники, в которых проходят интерактивные представления. Но «некруизный» поток крайне мал. В основном это школьники из близлежащих городов. Довольно вяло развивается и внутренний туризм, ориентированный на жителей Ульяновска и области.
Игроки рынка в один голос заявляют об отсутствии раскрученного бренда Ульяновска и конкурентоспособного туристического продукта. Вопрос же «А кто должен разработать этот турпродукт?» повисает в воздухе.
— Никто не спрашивает, кто должен печь хлеб, — вполне резонно замечает начальник отдела туризма Правительства Ульяновской области Владислава Слепова. — Турпродукт создает тот, кто его продает. Это очевидно. Мы готовы оказывать информационную поддержку, организовывать встречу турфирм, можем привезти в Ульяновск специалистов из Академии туризма для оказания методической помощи. Мы можем поддержать инициативу, но заниматься ее реализацией должна та структура, в чьих интересах успех проекта.
У турфирм же свои резоны. Разработка конкуренто-способного продукта требует значительных ресурсов — как интеллектуальных, так и материальных. Еще более значительных инвестиций потребует раскрутка этого продукта. Окупаемость сих вложений весьма туманна. А, кроме того, кто даст гарантию, что плодами твоих усилий не воспользуются конкуренты?..
Цель и смысл всякого бизнеса — получение прибыли. Стоит ли негодовать или удивляться, что игроки ульянов-ского туристического рынка предпочитают зарабатывать на выездном туризме? Вложения минимальные, схема известная (покупай у оператора готовый продукт и перепродавай его, устанавливая приемлемую маржу), доходность проверена практикой.
Сегодня въездным туризмом в Ульяновске занимаются максимум пять компаний. И у каждой из них эта
деятельность не является профильной. Вновь разработанными туристическими продуктами могут похвастаться, пожалуй, лишь музейщики.
— Для гостей города мы разработали готовый маршрут «Симбирск Заповедный», — рассказывает научный сотрудник Дирекции ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» Оксана Соловей. — По инициативе Заповедника совместно с компанией «Ульяновсктурист» для студентов и школьников создан новый интерактивный маршрут «Наумов День, или Путешествие в старую школу».
Но статистика бесстрастна: на протяжении последних четырех лет число туристов, посещающих Заповедник «Родина Ленина», резко сокращается. В туристический сезон 2006 года его музеи работают практически для школьных лагерей города. Оксана Соловей отмечает, что из постоянных партнеров (последние годы Заповедник сотрудничал с компаниями «Ульяновсктурист», «Агентство воздушных сообщений», «ВолгаТур», «Самараинтур») продолжает привозить туристов только самарская фирма.
Туристические приоритеты
И все это — при том, что Ульяновской Городской Думой еще два года назад принята муниципальная целевая программа развития туризма в Ульяновске до 2008 года, а областным Законодательным Собранием утверждена Концепция развития туризма в Ульяновской области на период до 2010 года. Процитируем, в частности, задачи, сформулированные город-ской программой:
— «создание организационных, информационных, нормативно-правовых и финансовых условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
— развитие гостиничной сети, объектов торгового и информационного обслуживания;
— совершенствование системы информационно-рекламного обеспечения в сфере туризма;
— стимулирование развития материальной базы туризма путем привлечения инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения».
Кто станет оспаривать актуальность этих задач? Но кто будет воплощать их в реальность и на какие средства? Разработчиком и головным исполнителем программы выступал Комитет стратегического управления и планирования мэрии. Этого подразделения в структуре сегодняшней мэрии уже нет. Городская Дума также работает в новом составе. И вот мнение заместителя председателя Гордумы Сергея Кузьмина:
— Этот документ принимался до вступления в силу
131-го федерального закона, который четко определил сферу полномочий муниципальных органов власти. В Программе много деклараций и много того, что выходит за границы наших сегодняшних полномочий. Да, туризм — важный источник пополнения городского бюджета, и наша задача — помогать тем, кто хочет зарабатывать на въездном туризме. Но программа, которая не подкреплена финансово, городу не нужна.
В областном бюджете-2006 финансирование въездного туризма тоже не заложено. На начало работы планировалось два миллиона бюджетных средств, однако планы так и остались планами. Предстоит защита программы на 2007 год, возможно, она будет-таки подкреплена реальными средствами. А главной ошибкой разработчиков областной программы развития туризма Владислава Слепова считает полное отсутствие «точек пересечения» с разработчиками программы поддержки малого предпринимательства. И эту ошибку надо устранять. Тем более что 2007 год объявлен в Ульяновской области годом малого предпринимательства.
Пока же областная власть делает ставку на инвестиционный проект «Страна Ундория», который имеет все основания получить статус туристско-рекреационной зоны (а значит, софинансирование из федерального бюджета). Уточним, что это новый вид особых российских экономических зон, резиденты которых могут рассчитывать на пониженную налоговую ставку по налогам на прибыль, на имущество и по земельному налогу. А Законодательным Собранием Ульяновской области приняты налоговые преференции для инвестиционных проектов, признанных приоритетными в нашем регионе. Таковым уже является проект «Автодром», реализуемый компанией «Максима-Х». На статус приоритетного претендует и проект «Ленинские горки», предполагающий строительство на Волжском склоне в Ульяновске горнолыжного комплекса.
Тенденции и перспективы
А что реально сделать уже в ближайшее время? По мнению Владиславы Слеповой, в первую очередь необходимо разработать стандарты предоставления туристических услуг. Обязательно нужно добиться бюджетного финансирования областной программы развития въездного туризма. В ближайших планах — привезти в Ульяновск оргсовет Межрегионального союза «Регионы России: московское соглашение», членом которого является Ульяновская
область. Членство в этой организации дает возможность бесплатно принять участие во многих выставках, в том числе международных. Непосредственно в Ульяновске можно было бы договориться о реальных совместных проектах.
Игроки же туристического рынка в один голос заявляют о том, что объем даже круизных туров в скором времени будет тормозить отсутствие квалифицированных экскурсоводов. Эту проблему надо решать в экстренном порядке. Кроме того, региону катастрофически недостает качественной рекламной продукции: красочных и информативных каталогов, буклетов, открыток. До сих пор не реализован проект по созданию Интернет-сайта о туристическом потенциале Ульяновской области.
Все опять упирается в деньги... В целом же перспективы развития туризма в Ульяновске неотделимы от общих тенденций развития туристического рынка страны.
— В ближайшем будущем в Ульяновск пойдут москов-ские туроператоры, — считает директор компании «ВолгаТур» Олег Ефремов. — Сначала они, конечно, разберут крупные регионы, но я думаю, уже на следующий год кто-то из крупных игроков туристического рынка будет пытаться поднимать от нас самолет не только в популярную сегодня Турцию, но и на другие направления. При этом ульяновские турагенты без работы не останутся: любому крупному туроператору удобнее открыть в регионе представительство, нежели набирать собственный штат и работать напрямую.
А из последних новостей туристического рынка Ульяновска — июньская презентация открытия регулярного авиарейса «Анталья-Ульяновск-Анталья». Реализацией этого проекта занимается турецкая туристическая компания «ON TREVEL». Согласно официальным сообщениям, в презентации приняли участие представители сорока турфирм региона. Ульянов-ские туристы, на выезд?