€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Ульяновск рвется в небо
В авиационной отрасли Ульяновской области намечаются серьезные перемены. За крупным контрактом на грузовые лайнеры может последовать другой, уже на пассажирские. Больше полетов обещают и ульяновцам - новые рейсы и усовершенствованные аэропорты, кажется, не за горами.
Работа по контракту
Ключевым событием 2012 года в ульяновском авиапроме уже исторически считается октябрьский визит в регион президента РФ Владимира Путина и подписание контракта с Минобороны на поставку 39 воздушных судов Ил-76МД-90А. По признанию руководства управляющей компании ООО «Ульяновский авиационный кластер», официально зарегистрированной месяцем позже, договор на новый «Ил» заключили с опозданием на полтора года. Первый экземпляр усовершенствованного мирового бестселлера грузовой авиации на «Авиастаре» выпустили еще в декабре 2011 года, с июля 2012-го он проходит испытания. 140-миллиардный контракт предполагает госгарантии на сумму, превышающую 7 млрд. рублей, которая необходима именно на старт проектов.
В целом же госзаказ на 39 модернизированных «Илов» может обеспечить загрузку ульяновского авиазавода до 2020 года.
- Если мы сюда добавим Ту-204СМ, который производится здесь же, то будет практически стопроцентная загрузка - впервые с 1991 года, - заявил на октябрьском совещании в Ульяновске руководитель администрации президента России Сергей Иванов.
А в декабре в ООО «Ульяновский авиационный кластер» официально сообщили, что в 2013 году планируется построить как минимум три Ил-76МД-90А. Отмечалось, что у завода уже есть «заготовки» на пять самолетов. Кроме того, в 2013 году предприятие планирует выпустить два новых базовых воздушных судна - лайнер дальнего радиолокационного обнаружения и управления А100 и перспективный самолет-заправщик. Оба на базе Ил-476.
Теперь одна из задач для «Авиастара» - перевести производство тяжелого «грузовика» из штучного в серийное. Но с этим, как утверждают руководители ульяновскогоавиакластера, трудностей не будет. Главное - что есть спрос.
- Рынок этих самолетов - порядка девятисот-тысячи машин, которые уже эксплуатируются. Через пять-семь лет половина из них будет стоять у забора: с того момента, как первый самолет подняли в небо, прошло 40 лет. В 2020-х годах ему исполнится полвека - ни один самолет столько не живет, - говорит генеральный директор ООО «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров.
- Мы еще лет шесть назад вели переговоры с нашими партнерами в некоторых азиатских странах, в том числе в Китайской Народной Республике. Они были готовы купить, по-моему, до 50 самолетов. Но я уверен, что эта машина будет востребована и у нас в стране, и у наших возможных партнеров за рубежом, - цитирует слова Владимира Путина интернет-портал президента России.
С мертвой точки
Еще один знаковый продукт для ульяновского авиапрома - легендарный Ан-124 «Руслан». Однако с июля 2011 года программу восстановления производства «Русланов» отодвинули на 2016-й, несмотря на то, что объем его рынка (опционы) в 2012 году насчитывал 82 машины. В течение прошлого года заметных сдвигов в ситуации с возобновлением производства Ан-124 не происходило. Пока 19 декабря на заседании военно-промышленной комиссии зампредседателя правительства РФ Дмитрий Рогозин не дал поручение подготовить правительственное постановление о возобновлении выпуска «Руслана».
Прогресс очевидный, считают в ульяновском авиакластере. Постановление станет первым нормативным документом по этому вопросу (ранее были поручения и протоколы). Датой его выхода предварительно называется апрель 2013 года. Три месяца - не срок. Особенно, если учесть, что с момента первого поручения об оформлении госзаказа на 20 машин, подписанного экс-президентом России Дмитрием Медведевым, прошло три года.
В центре внимания - «Ту-204»
Вопрос о загрузке авиационного комплекса Ульяновской области не только грузовыми самолетами, но и пассажирскими, тоже обсуждался во время визита Владимира Путина в Ульяновск в октябре прошлого года. Тогда министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил:
- Основная задача для предприятий Объединенной авиакорпорации и отрасли в целом - это обеспечение серийности. Как уже освоенных моделей, так и тех, которые сейчас запускаются в серию.
Перед ульяновским авиазаводом действительно стоит задача налаживания серийного производства Ту-204 - лайнера, ранее фактически являвшегося штучным продуктом (насчитывается 14 его разновидностей с разным программным обеспечением бортового оборудования). В 2009 году руководство ОАК говорило, что для оправдания затрат на запуск проекта Ту-204СМ портфель заказов должен включить 100-120 самолетов. А в конце 2012 года стало известно, что планируемый объем госзаказа - два десятка лайнеров. И «старых», и «новых». И вопрос «оправдания затрат» уже не стоит, задача - не допустить простоя мощностей ульяновского авиазавода.
- Мы планируем, что заказ на Ту-204СМ и Ту-204 разных модификаций составит около 20 бортов. Этого достаточно для сохранения компетенции и загрузки тех участков, которые заточены под этот проект, - заявил Вильдан Зиннуров, общаясь с ульяновскими журналистами в декабре.
Предполагается, что заказ разложится на 11 Ту-204 и девять Ту-204СМ. Основа для выпуска машин старой модификации у «Авиастара» есть, но в разной степени готовности и для разных типов машин. Как на штучных элементах удастся выстроить серию, пока неясно.
Накануне новогодних праздников Ульяновск «встряхнуло» известие об аварии Ту-204 в Москве. Самолет, принадлежащий авиакомпании RedWings, при посадке во Внуково сбил выпущенным шасси посадочный маяк и бетонное ограждение аэропорта, выкатился на автотрассу и развалился на части. В пассажирском лайнере, возвращавшемся из Чехии, находился только экипаж из восьми человек, пятеро из них погибли.
По предварительному заключению Межгосударственного авиационного комитета, у лайнера не сработала система реверса. Как выяснилось, в течение злополучного декабря с самолетами, эксплуатируемыми RW, произошло еще пять схожих инцидентов. Тем не менее, в компании заявили: отказываться от использования Ту-204 они не намерены.
«Статистика безопасности такова, что Ту-204 за 15 лет эксплуатации безопаснее самолетов Boeing и Airbus вместе взятых», - говорится в TwitterRedWings. А владелец компании Александр Лебедев на ее странице в соцсети заявил: «В производстве ТУ-204, помимо ульяновского и пермского заводов, участвуют еще 67 предприятий Ростеха, КБ Туполева и др. Больше, чем в автопроме. Если лишить RW сертификата эксплуатанта, то на программе ТУ-204 СМ можно поставить крест».
Следственный комитет РФ с сохранением у RW права эксплуатации Ту-204 не согласился. 31 января в СК заявили, что будут допрашивать чиновников Минтранса РФ, не отозвавших у авиакомпании лицензию. Планируют проверить и специалистов, участвовавших в разработке, летных испытаниях и вводе в эксплуатацию этого типа воздушного судна.
Повлияет ли этот инцидент на заказы по проекту Ту-204СМ - пока неясно. В конце 2012 года сообщалось, что эксплуатантом нового ульяновского лайнера готовы стать государственные ведомства - МВД, Минобороны, ФСБ, МЧС, Управление делами президента. Пока самолет проходит сертификационные испытания.
В приоритете
«Магистральный самолет XXI века» МС-21, который в 2020 году должен прийти на смену туполевским лайнерам (Ту-154 и Ту-204), в конце 2012 года получил «первое железо». В конце декабря появилось сообщение, что собран экспериментальный отсек хвостовой части фюзеляжа. В течение нескольких лет он будет испытываться в Риге, сообщил директор УФК «Иркут» Сергей Милюков.
По программе МС-21 за «Авиастаром» закреплено производство металлических деталей крыла и общая сборка углепластикового хвостового оперения. В общей сложности, ульяновский авиастроительный завод должен изготовить номенклатурный ряд из 1,3 тыс. деталей, 900 из которых (простых) уже собраны. А ЗАО «АэроКомпозит» в третьем квартале 2013 года планирует выпустить композитное крыло.
- Это огромная работа по конструированию, проектированию, освоению производства, техническому оснащению. В ближайшее время это даст дополнительные рабочие места, когда мы от образцов перейдем к серийному производству, - рассказывает г-н Зиннуров.
Лайнеры другой российской пассажирской серии - SukhoiSuperJet 100 - один за другим посещают «Авиастар». По соглашению с компанией «Гражданские самолеты Сухого», с марта 2012 года ульяновский завод делает монтаж интерьера салонов. Среди заказчиков бортов - авиакомпании «SkyAviation» (Индонезия) и «Якутия». Первый SSJ 100 с ульяновской «отделкой», уже используется в пассажирских перевозках.
По ПФО на самолете
Приволжский федеральный округ - пилотная площадка для реализации федерального проекта региональных авиаперевозок. 33 рейса свяжут 11 городов - Пермь, Уфу, Саратов, Пензу, Самару, Саранск, Казань, Нижний Новгород, Оренбург, Киров и Ульяновск.
В 2013 году на субсидирование внутрирегиональных авиаперевозок из федерального бюджета планируется выделить 300 млн. рублей. Субъекты выделят еще 304 млн. Так, Ульяновская область, по словам главы регионального Минпромтранса Андрея Тюрина, планирует потратить на эти цели 9,5 млн. рублей, Пермский край, по информации местного министерства транспорта и связи, - 14 млн.
Новые рейсы из центрального аэропорта Ульяновска появятся в этом году (сейчас самолеты летают только в Москву). В первом квартале планируется запустить авиарейс «Ульяновск-Мюнхен», во втором - рейсы в Нижний Новгород, Пермь, Саратов и Уфу. Цена билетов на перелеты внутри округа, по словам Андрея Тюрина, не превысит 3 тыс. рублей, т.е. окажется не более чем на 40% дороже, чем билет на общественный автотранспорт.
Стоимость перелета из Ульяновска в Германию предполагается на уровне 10 тыс. рублей. Иностранный рейс Ульяновску необходим, считают в региональном Минпромтрансе: многие зарубежные инвесторы, резиденты промзоны «Заволжье», наряду с наличием кадров ставят одним из условий комфортность поездок «с работы домой и обратно».
Средства на организацию региональных рейсов из Ульяновска выделены, рейсы согласованы, но вопрос по воздушным судам пока открыт. Задачу должны решить в течение первого квартала 2013 года. Вероятнее всего, это будут турбовинтовые самолеты вместимостью 35-50 человек, так как по своей экономике и расходу топлива они считаются наиболее выгодными.
Популярность пассажирского авиасообщения в Ульяновской области растет. По информации ООО «Ульяновский авиационный кластер», в 2012 году воздушным транспортом перевезено 145-150 тыс. пассажиров. Показатель еще низкий
(в Самаре, к примеру, он составляет 1,5 млн.), однако динамика явно прогрессивная: за прошлый год рост рынка пассажирских авиаперевозок составил 37-40%.
С появлением новых рейсов преобразится и аэропорт «Ульяновск-Центральный». На 2013 год в федеральном бюджете на проектные работы по реконструкции аэропорта предусмотрено 100 млн. рублей. Так, предполагается отремонтировать взлетно-посадочную полосу, радиотехническое и световое оборудование, портовую инфраструктуру. Первый этап работ, по планам, должен завершиться до 30 марта. «Ульяновск-Восточный» также ждут изменения, еще более затратные. На реконструкцию всей его инфраструктуры из федерального бюджета предполагается выделить 3 млрд. рублей.
Развитие портовой зоны
Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) Ульяновской области растет. В конце декабря губернатор Сергей Морозов подписал заявку в Минэкономразвития РФ на ее расширение почти втрое: к нынешним 120 га прибавятся 214 га второго пускового комплекса.
Имеющихся территорий инвесторам не хватает. Площадь первого комплекса уже занята пятью резидентами - FL TechnicsUlyanovsk, «Волга-Днепр Техникс Ульяновск», авиазавод
«Витязь», «Интеравионика» и «ААР Рус». К концу 2013 года для них будут готовы инженерные сети, а во второй половине 2014 года планируется запустить все объекты ПОЭЗ с таможенной инфраструктурой и начать эксплуатацию объектов первых резидентов.
На дополнительные площади претендуют компании «Промышленные технологии» (выпуск авиационных бортовых кабельных систем), «Вектор Эн Джи Рус» (производство самолетов Evektor-55), НПП «ВЭС» (изготовление диффузорных ветроэнергетических установок), действующий резидент «ААР Рус» (расширение проекта). В перспективе площадь портовой зоны предполагают увеличить до 640 га.
А процесс строительства самолетов должен охватить больше ульяновских предприятий. Руководство регионального авикластера ставит своей первоочередной задачей привлечь в кооперацию 400 ульяновских поставщиков техники и услуг для самолетостроения (сейчас задействовано 70). Предполагается, что цель будет достигнута через пять лет.
Эльмира Мухаметшина