€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Ульяновские газеты: вариант экспозиции (фрагменты обзорно-аналитического доклада)
Вместо предисловия
Для начала — несколько цитат почти 15-летней давности. Эти цитаты — из статьи по итогам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованной в «Московских новостях» 31.05.1992 г.
«Пресса утратила интерес общества. Продолжается падение тиражей, подписки, читательских интересов практически у всех изданий, рассчитанных на массового читателя. Кривая падения становится все более крутой.
...Интерес к ней (прессе — авт.) стал падать после 1990 г. Это коснулось практически всех политизированных газет, т.е. ориентированных на мобилизацию интересов массового читателя. В меньшей степени — газет, удовлетворяющих интересы специфических, профессиональных, возрастных и других групп (впрочем, такие издания всегда и везде имеют сравнительно скромные тиражи). Кроме того, кризис не сразу затронул ту часть прессы, которая ориентировалась на «низшие», социально-простейшие уровни популярно-обличительной или просто бульварной политизации.
...Существует, видимо, несколько возможных моделей или типов газетной прессы, которые смогут более или менее эффективно действовать в потоке нынешних общественных перемен. Например, информационно-аналитическая... Мало шансов у «общеоппозиционной» печати.
Собственно же партийные издания в непартийной ситуации вряд ли в ближайшем будущем выйдут за рамки прессы «для своих»... Определенные перспективы сохраняет, по-видимому, недавно возникшая у нас «пара-пресса»: многочисленные издания «по интересам» (хобби, крими, порно и пр.)... До последнего времени состояние общественной атмосферы практически не оставляло места для собственно интеллектуальной прессы. Сегодня соответствующая ниша, пожалуй, пуста».
Остается только порассуждать, насколько вышеприведенные мысли соответствуют сегодняшним реалиям — в частности, имеющим место на газетном рынке Ульяновска*. (* Вне пределов нашего анализа остались ульяновские вкладки федеральных газет.)
Предмет рассмотрения
Динамичность развития и распространения информационно-газетных услуг делает возможным, целесообразным и даже необходимым их анализ — как теоретический, так и прикладной. К такому анализу привлекаются социологи и психологи, юристы и экономисты. Рассмотрение рынка газет вполне допустимо и в рамках специализированных маркетинговых исследований, поскольку любая газета (равно как и вся их совокупность) представляет собой нечто целое, соединяющее и духовно-информационное, и материально-экономическое начала. Любая газета, далее, почти всегда есть компромисс между намерениями и возможностями ее редакции, с одной стороны, и потребителями — с другой. В этом смысле маркетинговые исследования газетного рынка, оперируя конкретными количественными показателями, почти всегда выходят на структуру массового сознания, и именно здесь заключается социальная значимость подобных исследований.
Развитие и отдельной газеты, и всего множества газет определяется самыми разными факторами; результирующим же индикатором воздействия всех этих факторов становится динамика газетных тиражей, взятых в качестве исследовательского объекта в определенных пространственных и хронологических рамках.
Основываясь на вышеизложенном, попробуем представить «траектории» газет общественно-политического содержания, издаваемых в Ульяновске с начала 1990-х годов. Будет логичным при этом начать с небольшого ретро-спективного обзора.
«Так это было...»
До 1990 года, в соответствии с тогдашними канонами, в Ульяновской области существовали две общеобластные газеты (партийно-советская «Ульяновская правда» и комсомольско-молодежный «Ульяновский комсомолец»). Сельские районы области, крупные промышленные предприятия и вузы имели, по предписанию, свои собственные «многотиражные» газеты.
Точкой отсчета ульяновского газетного плюрализма следует считать 1990 год. В сентябре того года на свет появляется «Симбирский курьер» — детище тогдашнего фрондирующего горсовета. В декабре того же года Областной совет народных депутатов весьма прозорливо создает свою «Народную газету» (с 1993 года газета становится печатным органом администрации области). Период 1990-92 гг. был «лабораторным» для «Ульяновского комсомольца», последовательно называвшегося «Словом молодежи» и «Симбирскими губернскими ведомостями». Эксперименты оказались удачными: к середине 1993 года публикуемые в этой газете сенсации, слухи и разоблачения расходились тиражом более 150 тыс. экземпляров. Почти в это же время (1992-94 гг.) до 170 тыс. экз. вырос тираж «Жизни и экономики», издаваемой Ульяновским Сбербанком.
«Всему на свете есть предел» — мысль эта, конечно же, не распространяется на беспредельность космоса, но применима к объему потребляемой газетной продукции. Поясним на примерах 1995 года. Тогдашние тиражи газет «Аглая» (издавалась с 1994 года), «Вестник» (издавался с 1989 года), «Град Симбирск» (издавался с 1994 года), «Правопорядок» (издавался с 1999 года) — всего около 110 тыс. экз., что было почти рекордным для этих газет — существенно потеснили позиции лидеров ульяновского газетного рынка — тех же «Жизни и экономики», «Симбирских губернских ведомостей» и «Симбирского курьера». В конце 1997 года появились «Молодежная газета» и «Левый марш», которые по своему идейному содержанию со временем частично заняли место, освобожденное «выбывшими» «Открытой газетой» (издавалась в 1996-98 гг.) и «Градом Симбирском», а также угасающей тиражно «Ульяновской правдой».
По диспозиции на начало 1999 года (т.е. в преддверии очередного электорального сезона 1999/2000 гг.), тиражи ведущих ульяновских газет были таковы:
Тиражи ведущих ульяновских газет (тыс. экз.)
«Аглая» 9,0
«Венец» 3,5
«Вестник» 6,0
«Жизнь и экономика» 37,8
«Левый марш» 10,0
«Молодежная газета» 17,0
«Народная газета» 39,6
«Правопорядок» 6,5
«Симбирские губернские ведомости» 47,2
«Симбирский курьер» 10,7
«Ульяновская правда» 3,1
«Шок» 47,0
В течение 1999 года ульяновцы обнаружили появление сразу нескольких, причем не похожих газет: официальной городской («Ульяновск сегодня»), независимой заволжской («Новый город»), «просто независимых» («Шок», «Симбирские известия»). Тот же 1999 год явил феномен под названием «Симбирские губернские вести» — небесталанную газету-пародию, издаваемую под патронажем тогдашней губернаторской «семьи». К слову сказать, эта газета стала прототипом для газет, создаваемых впоследствии «под выборы».
После некоторого перерыва (не в последнюю очередь связанного со сменой персоналий в кабинетах и коридорах ульяновской власти) в 2002 году появляются «Симбирское время» (еженедельная городская газета), «Губерния. Ульяновск» (издание «Горячев-фонда»), «Дыхание Земли» («газета для семейного чтения»).
В 2003 году начал издаваться «Новый град Симбирск» (модифицированный «Новый город»), две газеты с аналитической задумкой — «Бизнес-Инфо-Симбирск» (экономическая) и «Симбирские итоги», две газеты «масштабно-предвыборного» характера — «73 регион» и «Симбирский аргументъ». Из всех этих газет до сего дня продолжает издаваться лишь «Новый град Симбирск». В 2004 году заявил о себе «Ульяновский меридиан» (детище ООО «Газеты провинции»); в том же — предвыборном и выборном, кстати, — году промелькнули «Вечерний Ульяновск» и «Слово молодежи». В начале 2007 года появились «Вести Ульяновска» и «Ульяновское обозрение»...
По состоянию на начало 2007 года (опять-таки в преддверии очередного электорального сезона 2007/2008 гг.) тиражи некоторых ульяновских газет были таковы:
Тиражи ведущих ульяновских газет (тыс. экз.)
«Вестник» 3,4
«Губерния. Ульяновск» 50,0
«Дыхание Земли» 6,7
«Жизнь» 38,0
«Жизнь и экономика» 5,0
«Левый марш» 10,0
«Молодежная газета» 31,1
«Народная газета» 6,3
«Симбирские известия» 22,9
«Симбирский курьер» 8,0
«Ульяновская правда» 5,8
«Ульяновск сегодня» 3,8
Разумеется, это — лишь фрагменты общей картины.
Наши комментарии
Прежде всего — о статистике «производства и потребления», данные о которых представлены в вышеперечисленных таблицах.
Показатель «выпуск газетной продукции» мало связан с реальным объемом регионального газетного потребления — это, скорее всего, отражение полиграфических мощностей и объема размещаемых заказов. Цифровые значения этого показателя включают и газеты общественно-политического содержания, и газеты информационно-рекламного характера. Сюда же включены тиражи газет, заказы на которые приходят из-за пределов нашего региона. Ульяновцы к тому же потребляют газетную продукцию, «изготовленную» за пределами области.
Показатель «доставка населению газет и журналов» — часто выражение нашего уровня и стиля жизни, в чем-то — результат проводимых редакциями рекламно-подписных кампаний. Снижающееся же абсолютное и относительное количество «подписки и доставки» — явное подтверждение и снижения уровня жизни, и переориентации интересов (в частности, читательских), и, говоря терминами теории маркетинга, изменения форм потребительского поведения.
Сегодняшняя, периодически повторяющаяся, «борьба за подписку» — нонсенс, ибо даже при своей доходной минимальной гарантированности подписка, во-первых, «расхолаживает» дальнейшую редакционно-журналистскую активность и, во-вторых, давно уже перестала быть главной составляющей доходов наших газет (в общем и целом, разумеется).
Но, тем не менее, статистика «производства и потребления» в чем-то показательна. Выпуск газет (и доходы полиграфистов) заметно увеличивался в 2000 и 2004 годах, когда, как известно, проходило несколько выборов — президентских, губернаторских, муниципальных. Тогда и новые газеты появлялись, и существующие увеличивали свой тираж. Было. Будет? Скорее, да. С доставкой почтой — другая картина: сразу после 2000 года произошло сокращение ее объема — и сразу на 30%...
В период с 1998 по 2007 год мы зафиксировали появление в Ульяновске более 30 газет (не считая «разово-эспериментальных», которых было еще не менее двух десятков). Наиболее «урожайными» для начала изданий новых газет были 1999 и 2003 годы (кстати, опять-таки предвыборные). Не менее половины газет, созданных в тот период, в тот же период прекратили свое существование (см. табл. 3). Причины прекращения издания у них были самые разные: финансовые, кадровые, политические, но статистический итог очевиден — до сегодняшнего дня продолжает издаваться половина из числа созданных. Произошел почти (или вполне?) «естественный отбор». Здесь возникает непод-твержденная пока гипотеза о том, что судьбы газет — не в интересах читателей, а в голосах избирателей. Из той же таблицы 3 видно, что около половины «почивших» газет имели продолжительность своего издания от года до трех лет.
Если детально (по годам) рассматривать динамику тиражей отдельных газет, то можно обнаружить несколько различающихся типов этой динамики:
«стабильно низкий» тип (например, «Бизнес-Инфо-Симбирск»);
«стабильно высокий» тип (например, «Симбирское время»);
«сокращающийся с последующей стабилизацией» (например, «Ульяновская правда»);
«возрастающий с последующей стабилизацией» (например, «Молодежная газета»);
«относительно устойчивый» тип (например, «Симбирские известия»);
«крайне неустойчивый» тип (партийные издания, а также газеты, создаваемые «под выборы»).
За все это время лишь пять газет («Жизнь и экономика», «Симбирские губернские ведомости», «Симбирское время», «73 регион», «Симбирский аргументъ») смогли продемонстрировать разовый тираж, превышающий 100 тыс. экз, что весьма избыточно для нашего региона. За исключением «Симбирских губернских ведомостей», все эти газеты были заведомо убыточны — и судьба их известна.
Разномерность и разнонаправленность в динамике тиражей отдельно взятых газет влекут за собой изменения в структуре суммарного тиража всех издаваемых газет (под «структурой» будем понимать соотнесенность тиражей различных типов изданий: государственных, муниципальных, корпоративных, независимых). Комментируя данные таблицы 4, сразу же оговоримся: в нее включены далеко не все издававшиеся и издаваемые в Ульяновске газеты. Но, как говорят аналитики, цифры и факты порой менее важны, нежели тенденции и закономерности.
Так вот, до 2000 года наблюдается рост тиражной доли официальных изданий на фоне соответственного спада доли тиражей изданий корпоративных. До того же 2000 года доля тиражей независимых изданий изменилась незначительно.
После 2000 года картина несколько иная: за шесть последних лет произошло ощутимое сокращение тиражной доли официальных изданий; доля тиражей корпоративных изданий продолжила тенденцию к сокращению, а доля тиражей независимых изданий ощутимо возросла.
Произошло очередное и цикличное перераспределение сегментов газетного рынка Ульяновска, но это скорее — рынок производителей, а не рынок потребителей.
Из истории и экономики известно: при доминировании предложения, а не спроса, рано или поздно появляется и кризис производства. В качестве одной из превентивных мер (конкретно — в сфере газетного издания) нужно много людей, идей и рублей. Они у нас и есть — во множестве. Но в раздельности.
Попробуем обобщить? Резюмируем изложенное.
1. Динамика производства газетной продукции в Ульяновской области относительно устойчива, с заметным увеличением выпуска газет в годы проведения выборов.
2. Наблюдается тенденция к сокращению количества газет и журналов, доставляемых населению области почтовыми отделениями связи.
3. Рассматриваемый период демонстрирует увеличение доли газет, приобретаемых населением через розничную торговлю, с одновременным сокращением доли подписки (следует напомнить — речь идет только о газетах общественно-политического содержания)
4. Рассматриваемый период показал, что «шансы на выживание» у созданных за это время газет оценивались в соотношении 50:50.
5. Наиболее распространенная продолжительность «жизненного цикла» газет, прекративших свое издание в течение рассматриваемого периода, — срок от года до трех лет.
6. Как существующие, так и существовавшие газеты продемонстрировали различающиеся типы своей тиражной динамики (стабильный, растущий, угасающий, зигзагообразный).
7. С 2000 по 2007 год произошло почти 4-кратное сокращение доли тиражей официальных изданий, почти 2-кратное — изданий корпоративных при одновременном росте тиражной доли независимых изданий почти в полтора раза.
Складывается общее представление, что на газетном рынке Ульяновска доминируют редакционно-издательские («субъективные») факторы. Маркетинговые схемы и принципы (продвижение, распространение, потребление) находятся, образно говоря, «в забвении», но от этого не становятся менее значимы. Порой эти схемы и принципы дают о себе знать, и весьма деструктивно — для самих редакций, во всяком случае.
Владимир Казанцев, социолог
Надежда Накемпий, студентка гуманитарного факультета УлГТУ