€ 105,81
$ 100,22
¥ 13,82
Ульяновский вуз в рыночном интерьере
На вопросы «Делового обозрения» отвечают ректоры ведущих ульяновских вузов
1. Насколько конкурентен ульяновский рынок образовательных услуг?
2. Какой должна быть идеальная структура финансирования вуза?
3. Оправдан ли, на ваш взгляд, перенос рыночных механизмов в сферу образования?
4. Какие новые специальности вы планируете открыть в 2005 году?
5. Есть ли специальности, от которых намерены отказаться?
6. Существует ли в вашем вузе программа поддержки талантливых студентов?
7. Какие формы вступительныхэкзаменов будут применяться в 2005 году?
8. Каковы ваши прогнозные планы приема студентов на 2005-2010 годы?
1. Особой конкуренции, которая бы обостряла взаимоотношения вузов, у нас, в принципе, нет. С УлГТУ некоторая конкуренция существует по специальностям «Компьютерные технологии», «Информатика», «Телекоммуникации». В остальном рынок с государственными вузами мы уже поделили. Негосударственные вузы нам фактически не конкуренты. И по уровню подготовки, и по материально-технической базе. Однако за счет того, что мы содержим инфраструктуру, включающую в себя серьезную образовательную и социальную базу, стоимость обучения у нас значительно выше. В этом плане какая-то доля конкуренции есть.
2. Мы уже адаптировались к условиям недофинансирования со стороны государства, мы научились зарабатывать. Но в основном оплачивают обучение физические лица. У нас есть опыт целевой подготовки специалистов для предприятий области. Возможно, не в такой мере, как хотелось бы, но он существует. Согласно распоряжению губернатора о целевом наборе в вузы, осуществляем и такой набор. Квота целевого приема — 20% от числа бюджетных мест. Плата здесь минимальная. Если за одного студента по внебюджетной подготовке мы собираем от 20 до 30 тыс. рублей в год, то при целевом наборе — 4,5 тыс. за все 5 лет.
3. Конечно, адаптация к рынку должна быть. Но все должно быть четко проработано и продумано. Сегодня есть проекты документов, связанных с реформированием организационно-правовых форм вузов. Главная их идея — привлечь в образование дополнительные источники финансирования. Но поскольку нет четко прописанных правил функционирования этих форм, все может привести к приватизации учебных заведений. Я не думаю, что частные инвестиции будут действенным источником финансирования российских вузов. В нынешней экономической ситуации большинство фирм и предприятий вообще не имеют возможности инвестировать в образование. Поэтому может появиться масса желающих вложить средства в вузы с другой целью: прибрать к рукам их недвижимость, землю и т.д. То есть исходная ситуация достаточно сложная. И сегодня Союз ректоров России прилагает максимум усилий к тому, чтобы реформирование не обернулось образованию во вред.
4. В 2005 году планируем набор на специальности «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям туризма и гостиничного бизнеса, торговли и общественного питания, городского хозяйства), «Социально-культурный сервис и туризм», «Международные отношения», «Прикладная математика и информатика» (филиал в Димитровграде), «Пожарная безопасность». Новые специальности мы открываем каждый год, учитывая потребности рынка.
5. Сейчас не ведется набор по специальностям «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» и «Химия». Но ни от одной из них отказываться мы не намерены. Скажем, если химия «в чистом виде» пока не востребована, то есть перспективные биоинженерные специальности, генная инженерия, для которых химия является одной из базовых дисциплин. Поэтому мы ее укрепляем и будем развивать. В 2004 году в УлГУ был низкий конкурс на специальности «Биология», «Теория и методика преподавания иностранных языков — немецкий язык», «Физика металлов». Вероятно, на эти специальности сократится количество бюджетных мест. Хотя некоторые из них очень востребованы предприятиями, и об этих преимуществах абитуриенты должны знать.
6. У нас работает программа «Молодежная политика», где есть целый ряд направлений поддержки талантливых студентов. Большую помощь оказывает Попечительский совет УлГУ. Ежегодно выплачивается более 150 именных стипендий за успешную учебу и участие в общественной жизни университета и более 160 — детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей. Есть именные стипендиаты предприятий: ЗАО «Авиастар-СП» (4 человека), НПО «Марс» (10 человек), НК «ЮКОС» (3 человека). Это студенты 5 курса, которые в течение года получают стипендию в размере 1000 рублей, а по окончании университета будут работать на этих предприятиях. Действует и комплексная программа по одаренным детям, мы отбираем наиболее талантливых абитуриентов через систему олимпиад.
7. Все экзамены проводятся в письменной форме. Исключение — лингвистические специальности, на которых присутствует устная форма ответа, а также экзамены на творческие и спортивные специальности. Уже два года наш университет засчитывает результаты централизованного компьютерного тестирования. В 2005 году на 22 специальности в УлГУ и 3 специальности в Димитровградском филиале будет засчитываться результат ЕГЭ по физике.
8. В ближайшее время мы не предполагаем уменьшать число студентов на бюджетной форме обучения. Это, как правило, 1100 бюджетных мест ежегодно. Сохраняется пока и ежегодное число целевых мест в УлГУ — 100. Но если рынок будет сужаться, то станет другая актуальная проблема: переподготовка специалистов, получение второго высшего образования. Мы рассчитываем, что это направление будет востребованным.
1. Ульяновский рынок образовательных услуг достаточно конкурентен за счет присутствия на нем большого числа как государственных, так и негосударственных вузов и филиалов. Наиболее жесткая конкуренция ощущается по направлениям: экономика, управление, финансы, обучение по которым ведется практически во всех вузах. Вместе с тем, есть сегменты рынка, где ульяновские университеты работают практически монопольно. Конкуренцию им составляют лишь иногородние вузы (педагогические и сельхозспециальности, большинство инженерных направлений).
2. Высшее образование — одна из приоритетных сфер государственных интересов. Это демпфер между средней школой и рынком труда. Поэтому госфинансирование должно сохраниться, как минимум, на существующем уровне (с учетом инфляции), не допуская снижения установленного законом норматива финансирования (170 студентов на 10 тысяч населения). Сегодня 50% консолидированного бюджета УлГТУ составляют средства, полученные от платной образовательной деятельности, 46% представлены федеральным финансированием. При этом работодатели всех форм собственности в финансировании вузов не участвуют, а предпочитают подбирать готовых специалистов бесплатно. Потенциальные спонсоры, не имея налоговых льгот, также не заинтересованы в поддержке вузов. Поэтому для становления цивилизованного рынка труда необходима активизация работодателей в финансировании вузов на основе целевых договоров.
3. Рыночные механизмы должны
внедряться и в сферу образования. Вместе с тем, уровень образования населения страны является решающим фактором, определяющим развитие экономики России и ее место в будущем мировом сообществе. Поэтому государство не может себе позволить «уйти» из сферы образования и оставить ее на попечение рынка.
4. УлГТУ не планирует в ближайшее время лицензировать новые специальности. Пока же мы изучаем потребности кадрового рынка, анализируем состояние экономики региона, следим за демографической ситуацией в Ульяновской области.
В 2005 году будет открыт первый набор на специальность «Многоканальные телекоммуникационные системы», лицензия на которую была получена университетом ранее.
5. Мы не собираемся отказываться ни от одной из специальностей, по которым в настоящее время ведется подготовка.
В течение многих десятилетий специальности УлГТУ зеркально отражают структуру экономики Ульяновской области. Учитывая бедственное положение многих промышленных предприятий и связанное с этим снижение конкурса на ряд инженерных специальностей, мы, тем не менее, сохраняем материальную базу и кадровый потенциал технических направлений. Ведь, чтобы «закрыть» ту или иную специальность, достаточно лишь одного росчерка пера. А чтобы восстановить или создать новую кафедру, надо потратить, в среднем, десять лет.
6. В нашем университете уже давно отработана система поддержки талантливых студентов. Очень развита научно-исследовательская работа студентов. Одно из направлений — обучение по системе «бакалавр — магистр — аспирант». Так, только в 2004 году студентами УлГТУ опубликовано 616 научных работ без соавторов-сотрудников вуза, получено 79 охранных документов на ОИС и 79 положительных решений. На IV Всероссий-ском конкурсе студенческих работ, проводимом Международным союзом экономистов и финансистов в Москве, наши студенты получили 52 диплома и 4 грамоты. Сам вуз занял третье место из 296 вузов-участников и награжден дипломом «За лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов». Кроме того, наши студенты получают 10 губернаторских стипендий и стипендии Президента и Правительства РФ.
7. УлГТУ в течение многих лет проводит вступительные экзамены по технологии централизованного тестирования (исключение составляет только экзамен по рисунку и черчению для специальности «Дизайн архитектурной среды»). Применение тестирования существенно повысило объективность оценки знаний абитуриента и уменьшило возможность различных злоупотреблений при приеме экзамена. А также это позволило практически безболезненно перейти к системе единого государственного экзамена, который, по сути, проводится по такой же технологии.
8. В ближайшие пять лет соотношение между приемом студентов в государственные вузы Ульяновской области сохранится при некотором общем уменьшении, вызванном демографическим спадом.
1. Конкуренция на ульяновском рынке образовательных услуг, безусловно, существует. Что касается нашего университета, то из 21 специальности, по которым ведется подготовка, 17 являются педагогическими. Таким образом, у нас имеется своя ниша. Кроме того, наших абитуриентов привлекает и то, что только в педагогическом университете набор осуществляется полностью на бюджетные места.
2. Среди всех специальностей высшего профессионального образования следует выделить специальности, имеющие особую социальную значимость (например, учителя и врачи). Подготовка по этим специальностям должна финансироваться государством. Вместе с тем оправдана и целевая контрактная подготовка, позволяющая готовить специалистов для конкретных организаций и учреждений.
К сожалению, до сих пор не принято положение о целевой контрактной подготовке, определяющее механизм возвращения выпускника на место работы, определенное контрактом.
3. Мы согласны с утверждением ректора МГУ В. А. Садовничего о том, что «перенос рыночных механизмов в сферу образования чреват стратегическими потерями, которые в перспективе могут оказаться более ощутимыми, чем сегодняшняя выгода». Так как в результате этих преобразований исчезнут государственные гарантии социальных выплат всем участникам образовательного процесса — от студентов до преподавателей, что отрицательно скажется на конкурсе в вузы и качестве образовательного процесса.
4. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования в ближайшее время должны быть внесены изменения в стандарты высшего педагогического образования, и наш вуз начнет подготовку педагогов профильного обучения. Все специальности, по которым ведется подготовка в настоящее время, востребованы на рынке труда. Это подтверждается наличием ежегодных вакансий, которые выставляют общеобразовательные учреждения. Кроме того, в университете существует факультет дополнительных педагогических профессий, где ведется подготовка студентов более чем по 30 специальностям. Таким образом, наш выпускник становится более функциональным: помимо основной специальности, он может вести кружки, спецкурсы, факультативы.
6. В нашем университете существует система моральной и материальной поддержки наиболее талантливых и успешных студентов. В вузе работает научное студенческое общество, проводятся ежегодные конкурсы на лучшую научную работу студентов. В 2004 году 40 студентам за участие в конкурсе объявлена благодарность ректората университета. По результатам Всероссийского конкурса работа студентки естественно-географического факультета Елены Поповой представлена к награждению медалью Минобразования и науки России. Лучшие студенты получают стипендии Ученого совета университета и губернатора Ульяновской области. Кроме того, наши студенты ежегодно удостаиваются стипендий Правительства и Президента Российской Федерации.
7. Все вступительные испытания при приеме на первый курс проводятся в письменной форме. Кроме того, в 2005 году университет участвует в эксперименте по введению ЕГЭ по специальностям: «Физика» с дополнительными специальностями «Математика» и «Информатика»; «Биология» с дополнительными специальностями «Химия» и «Педагогика и психология».
8. По данным Главного управления образования администрации Ульяновской области, к 2010 году ожидается значительное уменьшение детей школьного возраста, что негативно скажется на конкурсе во все вузы области. Мы рассчитываем, что эти потери будут восполнены за счет выпускников средних специальных учебных заведений и выпускников прошлых лет.
1. Я считаю, что ульяновские государственные вузы конкурируют по экономическим, юридическим и ряду некоторых других специальностей. По большинству же специальностей каждый из госвузов ориентирован на свою социальную нишу. Абитуриенты нашей академии — молодые люди, которые хотят получить профессии, связанные с сельскохозяйственным производством, агроэкологией, перерабатывающими отраслями, ветеринарной медициной, инженерией, сервисом и ремонтом автомобилей, менеджментом и маркетинговой деятельностью на предприятиях АПК.
2. Идеальным вариантом было бы доступное для всех качественное высшее образование, которое финансировалось бы государством в полном объеме в соответствии с образовательными стандартами, которые предусматривают развитую материально-техническую базу вуза, высокий уровень информационного обеспечения, наличие высококвалифицированных преподавательских кадров. Современное же финансирование, по крайней мере, вузов Минсельхоза, лишь на 60-65% обеспечивает потребности учебных заведений. В связи с этим, конечно, мы заключаем целевые договоры на подготовку специалистов, ведем платное обучение, изыскиваем другие источники внебюджетных средств. В 2004 году за счет внебюджетных источников мы направили на развитие академии сумму, равную половине бюджетного фонда.
3. Если рыночные механизмы в образовании продиктованы потребностью, заинтересованностью гражданина, организации, предприятия в получении качественного образования и соответственно в подготовке высококлассных профессионалов своего дела, восприимчивых к инновациям, нацеленных на успех, то в этом случае, возможно, «стратегических» потерь в будущем и не будет. В связи с этим подготовка специалистов по договорам с юридическими и физическими лицами должна иметь право на существование.
4. В конце 2004 года нами были открыты пять новых специальностей высшего профессионального образования («Автомобили и автомобильное хозяйство», «Технология молока и молочных продуктов», «Землеустройство», «Земельный кадастр», «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров») и две специальности среднего профессионального образования («Технология мяса и мясных продуктов», «Технология хранения и переработки растениеводческой продукции»). Работу по расширению спектра образовательных услуг вуз намерен продолжить.
5. В 2005 году, по всей видимости, академия не будет проводить набор по специальности «Профессиональное обучение (агрономия)», так как два предыдущих набора полностью обеспечат потребность ульяновского рынка в специалистах данного профиля. Возможно, через два-три года, проведя мониторинг востребованности этой специальности, мы к ней вернемся.
6. Используя внебюджетные средства, в том числе Попечительского совета УГСХА, возглавляемого заместителем главы администрации области А.И. Якуниным, мы учредили именные стипендии в размере 300 рублей, которые присуждаются наиболее способным студентам, имеющим успехи и в учебе, и в науке. Кроме того, в академии действует Фонд материальной поддержки одаренных студентов. В 2005 году уже свыше 60 студентов получили из этого фонда по 400 рублей.
7. Мы стремимся обеспечить многовариантность условий поступления в вуз. Вступительные экзамены будем принимать в традиционной форме, учитывая также результаты единых госэкзаменов и централизованного тестирования. Считаю, что ЕГЭ и тестирование имеют право на существование, однако и выпускнику школы, и абитуриенту вуза должна быть предоставлена альтернатива: они вправе сами выбирать наиболее приемлемую для них форму конкурсных испытаний.
8. В связи с демографическим спадом в стране в целом, по нашим прогнозам, к 2008-2009 годам число выпускников 11 классов ульяновских школ уменьшится более чем на 30%. А в сельских школах, на которые мы ориентируемся прежде всего, ситуация еще хуже. Это неизбежно обострит конкуренцию между учебными заведениями в привлечении потенциальных студентов. Поэтому, действуя с опережением, мы нацелены на расширение спектра образовательных услуг, подготовку необходимых для экономики региона и страны специалистов и, конечно же, на повышение авторитета диплома Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.