Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ульяновску нужен эксклюзивный турпродукт

Что наш город может предложить любителям туризма? Как изменения в законодательстве повлияли на деятельность ульяновских турагентств? Эти и другие вопросы обсуждались на июльском заседании круглого стола «ДО».


Оксана Соловей

Гузель Айнутдинова

Владислава Слепова

Николай Борисов



Игорь Баннов

Олег Ефремов

Василий Силантьев



Участники круглого стола:

Гузель Айнутдинова, главный специалист-эксперт отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области
Игорь Баннов, генеральный директор ЗАО «Интерфлюг»
Николай Борисов, генеральный директор гостиницы «Октябрьская»
Олег Ефремов, генеральный директор ООО «Волга-Тур»
Василий Силантьев, генеральный директор ООО Туристическое агентство «Ульяновский Спутник»
Владислава Слепова, начальник отдела развития туризма департамента межрегиональных и международных связей правительства Ульяновской области
Оксана Соловей, сотрудник дирекции Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»



«ДО»:
— С какими особенностями проходит «высокий туристический сезон» в этом году? С чем связаны изменения в ценовой политике турфирм?


Олег Ефремов:
— Объемы выездного туризма в городе выросли. Сегодня наши туристы предпочитают лететь за границу из Ульяновска, Самары, Казани — это экономия денег, времени, это удобно, особенно для семей с детьми. Если в прошлом году из Ульяновска в Турцию летал один самолет в неделю, то теперь — два, они организованы российскими туроператорами «Pegas Touristiс» и «ТEZ-Tour», официальным дилером которых является наша компания. Заполнение рейсов очень хорошее, несмотря на то, что цены на путевки выросли. В основном, рост произошел за счет повышения цен на авиационное топливо — оно сейчас на уровне мировых и даже выше. Так, более пятидесяти процентов стоимости путевки в ту же Турцию «съедает» авиаперелет. И все же тот, кто хочет выехать подешевле, в принципе, может найти очень хорошее предложение. Это следствие большой конкуренции, которая сегодня существует среди столичных туроператоров. Конечно, во время высокого сезона — в июле, августе — низких цен уже не будет, все туры продадут заранее.

Игорь Баннов:
— Доллар падает, цена на нефть растет — отсюда и повышение цен на путевки. И, тем не менее, сегодня у жителей Ульяновска появилось больше возможностей для выездного туризма, они приобретают туры в кредит и т.д.

Василий Силантьев:
— Для нашей компании понятие «высокого сезона» уже не существует. Летом объемы традиционно больше, но вот что странно: в прошлом году в четвертом квартале у меня оборот был в два раза больше, чем летом. 95 процентов средств, что мы зарабатываем, — это выездной туризм. Здорово, что сейчас летают самолеты за рубеж из Ульяновска. Хотя местная авиация могла бы своими силами организовать авиаперелеты для наших туристов, а деньги в виде налогов пошли бы на развитие ульяновской туристической отрасли.

«ДО»:
— А как сегодня развивается въездной туризм в Ульяновске? Программы, которые могли бы привлечь в наш город туристов, должны разрабатываться при помощи административного ресурса или же это прерогатива бизнеса?


Олег Ефремов:
— В этом сегменте, сужу по нашей компании, рост небольшой. Стабильный поток дают туристы с круизных теплоходов, которые заходят в наш порт, а также школьники и студенты из близлежащих городов, приезжающие в Ульяновск на экскурсию.
Чем может быть привлекателен Ульяновск для иногородних туристов? Проектами, которых нет в близлежащих городах, например, «Ленинские горки». Отдыхом на Волге по умеренным ценам и с приличным уровнем сервиса. Но, увы, у нас нет достаточного количества загородных отелей, пансионатов с развитой инфраструктурой (хорошие коттеджи со всеми условиями, с крытым бассейном, со спортивным залом, спортплощадками, кафе и ресторанами, которые можно использовать круглогодично). В общем, все, как в Подмосковье, но по более доступным ценам. Вот тогда народ к нам поедет. А наотдыхавшись вволю, он посетит наши музеи и прочие достопримечательности Ульяновска.

Игорь Баннов:
— Я патриот своего края, но наше турагентство специализируется на выездном туризме, и это, в основном, из-за того, что мы предоставляем отдых, за качество которого нам не стыдно. А как я буду смотреть в глаза партнерам после того, как они привезут группу в Ульяновск и выскажут мне: у вас такие дороги, такие автобусы! Понимаю, что для Ульяновской области выгоднее развивать въездной туризм. Но пока мы не приведем город в порядок, качественного отдыха предоставить не сможем.

Николай Борисов:
— Для меня, как руководителя гостиничного хозяйства, очень актуальны вопросы въездного туризма, который «работает» на экономическое процветание области. Но, к сожалению, ситуация за последние годы здесь не меняется. Турфирмы поставляют нам одиночных клиентов — в основном это так называемый деловой туризм. Туристические группы наша гостиница давно не принимает.
Я помню времена, когда в выходные дни тургруппами были забиты все ульяновские гостиницы, а сегодня у нас суббота и воскресенье — «провальные». Ждем турагентства, когда же они привезут нам группы. Тем более, что ситуация с гостиничным сервисом, состоянием номеров изменилась в лучшую сторону. Мы готовы принять туристов на высоком уровне! Та же ситуация в «Венце», «Волге».
Но, к сожалению, ни одной новой гостиницы за последние годы в Ульяновске не построено. Видимо, бизнес пока не готов вкладывать деньги в развитие гостиничной индустрии, ему это неинтересно. А городу нужны современные гостиницы. В других регионах есть отели и четыре, и пять «звезд». У нас пока «потолок» — трехзвездочный «Венец».

Василий Силантьев:
— Я работал в этой системе еще в советские годы и знаю, что въездной туризм был всегда затратным, дотируемым. Когда-то в наш город ехали миллионы, мы не знали, куда их селить. Зато люди приходили в торжественный зал Ленинского мемориала, им повязывали пионерские галстуки, и они до сих пор это помнят. Так что каждому времени — свои эксклюзивные мероприятия.
Для того чтобы развивать внутренний туризм в Ульяновске сегодня, нам нужны три-четыре суперэксклюзивных мероприятия. В России реализуется проект «Семь чудес», вот и мы должны найти и создать в нашем городе свои «чудеса», чтобы они были интересны и нашим соседям, и дальним регионам России, чтобы туристы к нам поехали. А уже на этот «ульяновский специфический турпродукт» будет «наслаиваться» все остальное в виде строительства гостиниц, развлекательных центров и т.д.

Оксана Соловей:
— Наш Музей-заповедник — одно из «чудес» Ульяновска. Мы работаем в режиме туроператора и видим, что число туристов с теплоходов, а также автобусных групп из Мордовии, Чувашии в последнее время увеличилось. Это стало итогом рекламных туров, которые мы провели в конце прошлого года по инициативе правительства области.
Специально для иногородних туристов мы подготовили новые программы для туров выходного дня, это перспективное для нас направление. Придумываем событийные программы — гимназические балы с погружением в XIX век, перфомансы в музеях с экскурсоводами в стилизованных костюмах. Организуем фотосессии в старинном павильоне, мастер-классы по ремеслам, купеческие приемы с чаепитием, катанием на фаэтоне... Да, это трудно и затратно, но это только начало!

Владислава Слепова:
— В этом плане показателен опыт Самарской области. Там очень активный туристический бизнес, хорошо развивается въездной туризм. А в структуре областной администрации есть департамент по туризму со статусом юрлица, который работает в режиме туроператора.
Функции же, которые сегодня осуществляет наш отдел, по сути, являются отмирающими. Изначально они были направлены на рекламно-информационное продвижение ульяновского туризма: участие в выставках, издание информационных материалов о туристических возможностях региона, создание новых туристических продуктов... На это выделяются небольшие средства. В 2008 году — чуть больше шести млн. рублей. Развитие отрасли на такие средства невозможно! В то же время назрела потребность в создании крупных инфраструктурных проектов. А значит, нужно пересмотреть свое отношение к въездному туризму.
У въездного туризма в Ульяновске много проблем, которые нужно решать сообща. В конце 2007 года, например, в рамках работы координационного совета по туризму была возможность распределить по конкретным проектам 3,5 млн. рублей. Возможно, для кого-то это невесть какие деньги, но все же. Однако ни одного проекта от нашего турбизнеса не поступило. Дальше слов дело не идет.
А ведь область располагает колоссальным туристическим ресурсом, у нас есть шикарные темы, которые можно разрабатывать. Ни в коем случае нельзя отказываться и от бренда «Ленин», только его нужно репозиционировать, тем более что интерес к нему есть и за рубежом, и в нашей стране. Работая на рекламных турах в прошлом году, мы убедились, что наши 40-50-летние соотечественники испытывают ностальгию по ленинской тематике. Не забывая и других знаменитых земляков, мы можем рассматривать «ленинскую тему» как часть проблемы лидерства.
Внутренний турпродукт нельзя формировать отдельно от событий, происходящих в регионе. Вот акция «Роди патриота». Можно подшучивать, а можно к этому «привязать» турпродукт — свадебный туризм. Вспомнить купца Шатрова, который помогал девушкам Симбирской губернии с приданым, это наш местный «Святой Валентин». Тот, кто изучал международный опыт, знает, что города, имеющие статус «свадебных столиц», неплохо живут. К нам могли бы приезжать из других регионов на день-два, чтобы сыграть свадьбу по народным традициям, в музеях. Отличная тема! У нас есть и другие интересные проекты, но чтобы их разрабатывать, необходимо решить множество проблем. Тот же уровень сервиса и вид из окна гостиниц, где будут отдыхать гости, очень важен!
В правительстве области разрабатывается новая программа по развитию туризма, она будет инфраструктурной, с привязкой к нашим основным туристическим достопримечательностям. Губернатор поставил задачу: человек, въезжающий в Ульяновск, должен чувствовать себя как дома, получить всю информацию об интересных местах региона. А они сконцентрированы не только в городе, но и в районах. Уже сейчас мы можем говорить о формировании трех туристско-рекреационных зон на территории Ульяновской области.
Поддержка событийного туризма — другая крайне важная задача, в Ульяновской области для этого есть все условия. По праву центрами событийного туризма кроме Ульяновска и Димитровграда можно считать Карсунский, Сенгилеевский, Старомайнский, Радищевский и Чердаклинский районы.

«ДО»:
— Главный документ для игроков отечественного туристического бизнеса — федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». Как последние изменения в законе повлияли на деятельность профессионалов отрасли?


Василий Силантьев:
— С юридической точки зрения обновленный закон о туризме полностью «разоружил» клиентов, в то же время сделав беззащитными и туроператоров, и турагентства. Закон обесценил профессиональное образование туристического менеджера. Люди, которые учились этой специальности годами, не видят теперь перспектив. Ведь отныне любой гражданин, хоть школьник, может открыть туристическое агентство, что собственно и делается. Посторонние для туризма люди собирают деньги в «высокий сезон», а зимой их «проедают», нет отдачи от этих денег! Подобная либерализация, на мой взгляд, приведет к развалу туристской отрасли. Складывается мнение, что закон писал некомпетентный человек... Нужен новый закон, который дал бы возможность развиваться индустрии туризма на современном этапе.

Владислава Слепова:
— За последние несколько лет функция регионального управления отраслью значительно усложнилась из-за отсутствия у областного органа управления туризмом практических рычагов воздействия на субъекты туриндустрии. Новый закон не облегчил эту ситуацию. Для открытия турфирмы сейчас не требуется ни опыта, ни знаний этого сложного бизнеса. В «высокий сезон» в Ульяновске каждую неделю появляется новая турфирма. Мы вычисляем их по объявлениям. Уже сейчас в Ульяновске 89 турагентств, из них более-менее регулярно работают где-то 50-60. Остальные — особо не светятся, ведут свой бизнес «с коленок»: «Отдых там-то, звонить на такой-то сотовый номер». Или, скажем, автобусы. Шинами они шуршат во все направления — Москва, Самара, Казань и т.д. Кто из этих «шин» реально платит налоги? Как эти предприниматели решают вопросы безопасности туристов? И водитель, и техника в сезон работают на износ, если что-то случится, кто будет отвечать?
Здесь можно использовать опыт Чувашии, Москвы. Разрабатывать свое региональное законодательство, которое предусматривает систему добровольной сертификации. Если гиды, перевозчики, турфирмы сертифицируются, значит, им незачем прятаться, значит, с ними можно договориться об определенных правилах игры. И итоги добровольной сертификации должны быть широко известны. Думаю, что в ближайшее время такая система заработает и у нас.

Василий Силантьев:
— Как работают наши белорусские братья? У них существует реестр субъектов туриндустрии, разработан перечень документов, которые один в один соответствуют требованиям органов лицензирования и сертификации. Пусть у нас из 89 турфирм только 18 войдут в реестр Ульяновской области, но они будут соответствовать всем требованиям госорганов, и, естественно, любой турист сделает выбор в их пользу.

Владислава Слепова:
— Нам было бы хорошо, чтобы количество фирм возрастало, чтобы их в Ульяновске было хоть 400! Но работающих легально.

Василий Силантьев:
— 400 фирм? Это очень плохо! Ульяновск такой город, где количество людей, которые имеют возможность регулярно приобретать туры, из года в год примерно одинаково. Для них хватит и тридцати агентств, которые смогут нормально развиваться. А так деньги будут только «размываться». В Белоруссии придумали закон о встречном потоке. Создал турагентство, отправил две тысячи человек за границу — будь добр принять пятьсот. Не принял? Извини, фирма закрывается! Схематично, примитивно, но работает.

Игорь Баннов:
— В новом законодательстве есть и плюсы, и минусы. Да, можно сказать, что любой где угодно может открыть турфирму. Но заметьте, что туроператоры, которым выставили определенные условия, будут, в первую очередь, иметь дело с агентствами, которые давно работают на рынке и завоевали определенную репутацию.

Николай Борисов:
— Считаю, что туристические, гостиничные виды деятельности должны быть строго лицензированы.

Гузель Айнутдинова:
— Я — всей душой за то, чтобы у нас все турфирмы были сертифицированы, обучены. Только в этом случае они могут обучить туристов, выезжающих за рубеж. Мы ежегодно осуществляем комплексные проверки туристических фирм на соблюдение санитарных правил и сталкиваемся с тем, что работа многих не соответствует предъявляемым требованиям. Ведь турфирма — это не только продажа туров, но еще и ответственность за безопасность туриста, за недопустимость завоза и распространения карантинных инфекций на территории Ульяновска и области. В прошлом году, например, житель Димитровграда заболел тропической малярией, и такие случаи не редкость. Ведь та же Турция является эндемичной по холере, очень проблематична по острым кишечным инфекциям, а отдыхающие относятся к ней как к совершенно безопасной стране.

Василий Силантьев:
— Пришло время создать региональную ассоциацию субъектов туристической индустрии, которая объединила бы и гостиницы, и турагентства, и автобусников, и пищевиков, и авиаперевозчиков, и работников музеев — всех, кто занимается облуживанием туристов.
В нее должны войти те, кто душой болеет за будущее отрасли, а не фирмы, которые торгуют хлебом, цветами, занимаются строительством и прочим, а летом открывают турагентства и проводят по бухгалтерским результатам туристическую деятельность как совершенно другие услуги с прочими уловками. Вот эта ассоциация и должна будет бороться за чистоту рядов. Конкуренция нужна и важна. Но пусть побеждает достойный.

обсудить статью

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: