Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

В HD-тренде

Аудитория Интернета растет, однако стагнации в сегменте традиционного телесмотрения не наблюдается. Сегодня телеком-операторы делают ставку не столько на широкополосный доступ, сколько на телевидение высокой четкости.

Российский телеком-рынок развивается по американскому и европейскому сценарию. Аудитория Интернета растет, однако стагнации в сегменте традиционного телесмотрения не наблюдается. Сегодня телеком-операторы делают ставку не столько на широкополосный доступ, сколько на телевидение высокой четкости.

Не смотрят, а платят?

Много лет назад герой культового фильма «Москва слезам не верит» предрекал смертьгазетам, книгам, кино, театрам: «Будет односплошное телевидение!». Сегодня слышны разговоры о том, что Интернет затмит все … ну, уж телевидение-то точно. Так ли это на самом ли деле?Журналист «ДО» побывала на Vсъезде медиаклуба «Рыбное место», организованном компанией «Дом.ру», и получила информацию о состоянии российского рынка инфо-коммуникаций, как говорится, из первых рук.

Аналитик  «TNS Россия» (агентство, измеряющее аудиторию СМИ) Екатерина Кузнецова рассказала, что число поклонников сети Интернет растет (в основном, за счет молодежи), но уже не такими мощными темпами, как раньше. Радиослушателей в России становится меньше, но радио держится, в основном, за счет мужчин-автомобилистов. Неплохо обстоят дела у телевидения: телеканалы аудиторию не теряют, за два года ее размер не изменился. Хотя время контакта для традиционных медиа снизилось и выросло для Интернета.

Аналитики отмечают российский «медиа-менталитет»: признаваться в любви к телесмотрению в нашей стране становится «не модно». Куда современнее заявлять: «Я телевизор не смотрю!», «У меня и телевизора-то дома нет». Однако цифры говорят об обратном: на ТВ-рекламу в России тратится в два раза больше, чем на Интернет. И за платное телевидение россияне готовы платить больше, чем за выход во Всемирную паутину (подобная тенденция характерна для многих развитых стран - США, Великобритания, Германия).

С каждым годом доходы операторов платного ТВ растут - как в России, так и во всем мире. По данным главы аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, за 2012 год объем отечественного рынка платного ТВ превысил отметку в 47,5 млрд рублей, рост за год - почти 20%. На конец первого квартала 2013 года в России насчитывалось 31,7 млн абонентов платного ТВ (годом ранее - 26,6 млн). Эксперты полагают, что по итогам 2015 года их будет более 37 млн.Приволжский федеральный округ называют одним из основных драйверов рынка, регион входит в тройку самых активных потребителей платного ТВ. В России растут и продажи телевизоров: если в  2010 году было продано 3 млн штук, то в прошлом году - уже 7 млн, прогноз на 2013 год - порядка 10 млн.

Впечатления в высоком разрешении

Рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в России теряет былую активность: по данным AC&M-Consulting, в 2012 году количество подключений к сетям фиксированного ШПД в России выросло на 14% (в 2011-м рост был 25%, а в посткризисном 2010 году - 36%). В прошлом же году провайдеры подключили только 2,6 млн подписчиков, что на 1,2 млн меньше, чем в предыдущем.

Проанализировав особенности медиа-потребления в России, практически все телеком-операторы сделали соответствующие выводы: ставку надо делать на рынок платного телевидения. Результаты уже налицо: ведущие игроки инфо-коммуникационного поля серьезно поработали над контентом, увеличили не только число каналов, но и количество сервисов.

Доля кабельного ТВ в общем объеме платного телевидения в России составляет 55%, однако данный сегмент снижает позиции, и этот тренд, по мнению экспертов, будет только усугубляться. Доля спутникового ТВ - 35%, и особой прибавки в «весе», судя по всему, не будет. IP-ТVпринадлежит всего 10%, но это только начало: интерактивное телевидение - самый быстро растущий сегмент

Сегодня российскому абоненту платного телевидения доступно более стаканалов, но среднестатистический телезритель смотрит максимум девять каналов, остальные - лишь «перелистывает» нажатием пульта. В приоритете - нишевые каналы, а также каналы высокой четкости (согласно данным «TNS Россия», HD-каналы люди смотрят дольше, чем «обычные»).Главные поклонники HDTV- любители спорта, кино и сериалов, а также природной тематики (так, у канала Discoveryв России  22 млн. телезрителей).

По оценкам аналитиков, распространению HDTVв России способствуют следующие факторы: увеличение количества хороших телевизоров в семьях (а на хорошей технике приятнее смотреть каналы высокой четкости), а также рост HD-каналов: в 2010 году их было всего восемь, а сегодня уже 64 (в Европе - 720).Лидером по этому показателю в нашей стране сегодня является компания «Дом.ru» с заявленными 44 каналами в формате высокой четкости, у «Ростелеком» - 37 HD-канала, у Билайн ТВ - 31, у «Триколор» - 25. И это только начало! Наличие «высокочетких» каналов позволяет компаниям наращивать ARPU (средний доход с абонента), HD - стимул покупать премиальные пакеты каналов.России есть куда стремиться: проникновение HDTVв США составляет 75%.

Драйвер роста

Аналитики утверждают, что HD-каналам суждено стать драйвером по продвижению платного ТВ. Люди готовы платить за качество изображения, за интересный контент.

К 2018 году HD должен занять порядка 20-22% рынка платного ТВ по всему миру, - такие данные исследований сообщил «ДО» директор по маркетингу Viasat Артем Лысов. В прошлом году HDTVсмотрели 1, 46 млн домохозяйств России, прогноз к 2015 году - 7,7 млн.

Популяризации HD у россиян определенным образом способствует и бОльшая доступность гаджетов - смартфонов, планшетных компьютеров: люди сегодня смотрят телеканалы в салоне авто, в очереди в поликлинике и т.д.По статистике, около 60% HD-контента отечественные телезрители потребляют на экранах телевизоров, 25% - на компьютерах, 10 - на планшетниках. И это только начало: в России в 2012 году было продано 4 млн планшетов.

А тут и новый тренд: в России достаточно стремительно начал развиваться рынок смартфонов с диагональю экрана более 5 дюймов. Как отмечает эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева, «популярность планшетофонов вызвана наличием целого ряда преимуществ относительно традиционных смартфонов. В первую очередь, это увеличенный размер экрана и более качественное изображение (большее разрешение экрана). Также смартфоны с диагональю более 5 дюймов существенно удобнее использовать в местах общего пользования. Они легче и компактнее традиционных планшетных компьютеров и ноутбуков».

Есть куда расти не только производителям, но и телеком-операторам. В выигрыше останутся те, кто сможет предложить потребителюдостаточное количество интересных каналов и дополнительных сервисов по адекватным ценам, а такжеболее «четкую» картинку. Кто-то из игроков отрасли подумывает уже о внедрении ULTRAHD!

И, конечно же, операторы платного телевидения мечтают заполучить свой «кусок пирога» от государственной программы цифровизации ТВ, завершение эры эфирного вещания запланировано к 2015 году.

Татьяна Задорожняя

фото под заголовком - sssu.ru

11731

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: