В России нехватка рабочих кадров есть только в строительно-ремонтной сфере
На днях глава Роструда Юрий Герций в очередной раз обратил внимание на то, что на рынке труда катастрофически не хватает строителей, слесарей, трактористов, бульдозеристов, ремонтников. Он отметил, что наименее востребованными специалистами являются юристы, экономисты, повара.
«Поэтому мы перед собой видим задачу, когда организуем систему подготовки специалистов из числа безработных граждан, – готовить их по тем профессиям, которые востребованы. То есть работодатель, имея контакт с центром занятости своего региона, может подобрать из числа безработных себе кандидата, центр занятости его обучает, и он идет и работает у него», – сказал глава Роструда.
Кадровые агентства подтверждают слова Юрия Герция. «Работа над вакансиями рабочих специальностей всегда проходит более трудоемко, так как среди кандидатов данного уровня ажиотаж при поиске работы не наблюдается. Cейчас острая нехватка рабочих специалистов в сфере строительства. Это связано как со скорым началом строительного сезона, так и с продолжением масштабных строек (Сочи-2014), где квалифицированные рабочие нужны в большом количестве», – комментирует менеджер по рекрутменту компании «АНКОР Бизнес решения» Татьяна Жданец.
Об ульяновском рынке труда читайте
"Синдром кадрового расстройства" >>>
Так сложилось, что существующая система начального и среднего профессионального образования не способна обеспечить рынок труда необходимым количеством квалифицированных рабочих специалистов. «Вся проблема в том, что в некоторых регионах даже нет ПТУ, где молодой человек мог бы получить специальность, скажем, тракториста или машиниста экскаватора. Такие специальности непопулярны среди молодых людей, поэтому они просто-напросто ликвидируются. Но с другой стороны, компании ведут реальную охоту на тех же экскаваторщиков», – говорит начальник отдела развития персонала и менеджмента качества ОАО «Связьстрой-4» в Нижнем Новгороде Наталья Крячкова.
Многие компании готовы взять на себя ответственность за подготовку специалистов. «Мы готовы вложиться в людей и выучить их за свой счет. Зарплату мы предлагаем достойную, но сдельную, поскольку все зависит от контрактов. В среднем монтажник в Пензе может получать до 30 тысяч рублей в месяц», – прокомментировал директор пензенского ООО «СМУ-405» Олег Еремкин.
Особенно остро стоит проблема с подбором рабочих специалистов в мегаполисах. Скажем, московский строительный рынок сейчас испытывает огромный дефицит в кадрах. «Но мы восполняем дефицит в Москве за счет приезжих из других регионов. Понятно, что если, скажем, в Саратове зарплата 7–8 тысяч рублей, то к нам и едут ребята довольно охотно. Мы обеспечиваем жильем, питанием, спецовкой. То есть создаем все условия, чтобы к нам ехали», – рассказал директор НОУ НПО «Учебный центр СУ-155» Виталий Ковалев.
Компания также берет на себя расходы на подготовку специалистов. Любой желающий может пройти обучение в центре совершенно бесплатно с последующим гарантированным трудоустройством. «Обучение длится от месяца до четырех. К примеру, на стропальщика можно выучиться за месяц, а на более сложные специальности – крановщик или электросварщик – учатся примерно 4 месяца», – рассказал Виталий Ковалев.
Если сравнить зарплаты тех же строителей и менеджеров, то видно, что они практически на одном уровне. К примеру, на московском рынке труда есть вакансии менеджера по продажам и менеджера по логистике с зарплатой от 35 тысяч рублей. Столько же, собственно, и получает монтажник ЖБК и бетонщик – 25–40 тысяч. Машинисты тяжелой техники ценятся дороже. Так, к примеру, квалифицированный бульдозерист оценивается на рынке в 70–80 тысяч рублей. Если говорить о машинистах автокранов, то разброс в зарплатах довольно большой. Он может получать как 35 тысяч рублей, так и 70 тысяч. Минимальная зарплата среди строителей и маляров – 25 тысяч.
Но, как и везде, заработок во многом зависит от квалификации и опыта работы. «У нас тотальный дефицит специалистов в силу того, что структура производства не успевает реагировать на снижение численности населения в трудоспособном возрасте. Мы сейчас уже теряем в год около миллиона человек трудоспособного возраста. Они либо уезжают, либо умирают. Еще есть те, кто уходят на пенсию. Дефицит кадров бизнес замещает за счет привлечения мигрантов», – объясняет причину заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин.
По оценкам экспертов, будет неуклонно снижаться численность занятого населения. Так, к 2025 году этот показатель может уменьшиться на 12–15%. Причем численность занятого населения активных возрастов сокращается более интенсивными темпами. Так, численность занятого населения в трудоспособном возрасте к 2025 году может сократиться на 18–21%.
Однако не все так плохо. «Ситуация не столь безвыходная. Есть такая точка зрения, что с повышением производительности труда и трудовой активности населения, а также с помощью изменения структуры рынка труда можно решить проблему дефицита трудовых ресурсов», – сказал Андрей Коровкин.
«Если производительность труда растет достаточно хорошо относительно ВВП, то спрос на труд падает. Может быть, нам скоро и не надо будет столько народу на рынке труда. Именно поэтому необходимы инвестиции в экономику, поскольку, чтобы увеличить производительность труда, необходимы большие капиталовложения. С другой стороны, необходимо наращивать предложение по труду – думать про занятость инвалидов, лиц в местах заключения», – продолжил эксперт.
К примеру, если к 2020 году рост производительности труда будет превышать рост ВВП примерно на 1,5%, то дефицит рабочей силы прогнозируется на уровне всего лишь 1,1 млн человек. Если же показатели роста ВВП и производительности труда будут на одном и том же уровне, то дефицит рабочей силы составит 11,5 млн человек. Если же рост ВВП будет превышать производительность труда даже на 1,2%, то в 2020 году дефицит будет на уровне 19,4 млн человек. Причем такие прогнозы даются, если экономика страны будет развиваться стабильно без сильных потрясений. Если случится очередной кризис, то цифры могут измениться.