Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Великий немой» в Симбирске

110 лет назад, 12/1 мая 1898 года в Симбирске прошел первый в истории города киносеанс.

«Художественный» — наши дни

Кинотеатр «Модерн», начало XX века



Аначалось все с создания французскими изобретателями Луи Жаном и Огюстом Люмьерами киноаппарата, продемонстрированного ими парижской публике в 1895 году. Новое чудо техники показало, как с его помощью приходят в движение фотографии. Очень скоро завораживающая магия кино охватила Европу, через год достигла России.
В Симбирске, по данным краеведа Ю.Д. Ефимова, первый киносеанс состоялся в мае 1898 года в театре Д.С. Булычевой. В течение нескольких дней заезжий киномеханик на собственном киноаппарате «крутил» короткие киноленты на самые разные сюжеты, развлекая и поражая симбирских зрителей.
На протяжении последующих десяти лет подобные показы в нашем городе устраивались неоднократно.
Весной 1905 года здесь побывал театр-биограф Махотина, разместивший в «Симбирских губернских ведомостях» рекламное объявление следующего содержания: «На Конной площади ежедневно даются дневные и вечерние представления синематографа Люмьера. Показывает последние новости из русско-японской войны и другие картины разного репертуара последних новостей. Цены местам: 10-50 к., вечер 20 к. — 1,5 р. Утреннее представление с 12 ч., вечернее в 7 1/2».
Кроме новостей демонстрировал Махотин и художественные короткометражные фильмы. Поскольку балаган, где шел кинопоказ, размещался в оживленном месте города, рядом с Ярмарочной площадью, то для развлечения торговцев и покупателей, по большей части из простонародья, подбирался соответствующий их вкусам репертуар. Как пишет краевед А.С. Сытин: «Наибольшей популярностью у мещан и крестьян-торговцев пользовались фильмы, названия которых говорят сами за себя: «Сонька — золотая ручка», «Аромат греха», «Иго любви» и им подобные».
По мере завоевания кинематографом зрительских симпатий он стал перебираться из балаганов в красивые здания, иногда специально для него построенные.
Первым симбирским кинотеатром стал электротеатр «Патэ», открытый в 1907 году в здании учебно-трудового пункта, бывшего
доходного дома «водочного короля» И.И. Сусоколова. Он расположился на углу Большой Саратовской и Верхне-Чебоксарской улиц (ныне Гончарова, 28). Так как для работы киноаппарата необходимо было электричество, то в подвале дома установили динамо-машину, вырабатывающую ток.

Реклама киноаппарата, журнал «Нива», 1909 г.

Вслед за первым кинотеатром стали появляться и другие. Открывшийся в 1908 году кинотеатр «Модерн» (впоследствии переименованный в «Идеал», а в 1912 году — в «Зеркало жизни») разместился на Большой Саратовской улице в доходном доме, принадлежавшем богатому симбирскому купцу Н.С. Зеленкову. Его директор А.Б. Опель укрепил на фасаде дома эмблему — летучую мышь как символ стиля. Изготовлена она была из «выдержанного дерева, покрытого особым составом (сходным с эмалью), защищающим дерево от влаги, мороза и жары».
В 1911 году на Дворцовой улице в доме купца А.А. Крупенникова, в перестроенном помещении, открылся кинотеатр «Экспресс», в советские годы переименованный в «Пионер».
А в 1913 году на средства купца Н.С. Зеленкова было выстроено специальное здание для электротеатра «Ампир», (ныне — кинотеатр «Художественный»), ставшего лучшим в городе как по своему устройству, так и по оборудованию. В мае 1933 года в нем прошел первый показ звукового кино.
А до того дня все фильмы были «немыми». Для усиления эффекта зрелища в кинозалах устанавливали фортепьяно или пианино и приглашали пианиста — тапера, который аккомпанировал на протяжении всего фильма, или небольшие оркестры, состоящие из обычных любителей музыки.
Большинство художественных лент были иностранного производства. Но наряду с ними в кинотеатрах тех лет можно было увидеть и настоящие отечественные шедевры — «Ревизор», «Отец Сергий», «Анна Каренина», «Степан Разин» и другие, производимые с 1907 года на московской киностудии А.А. Ханжонкова.
Перед первой мировой войной в Симбирске было шесть кинотеатров, считая и летний научно-образовательный кинотеатр. Он открылся 1 сентября 1913 года в Беляевском переулке (ул. Матросова) в старом каменном сарае позади естественно-исторического музея, занимавшего часть помещения бывшей аптеки Э.Е. Филиппа. На средства члена попечительного совета музея А.А. Маркова сарай отремонтировали и оборудовали, так что после открытия его зрительный зал вместе с балконом вмещал 250 человек.
Кинофильмы и афиши для научного кинематографа поступали от фирмы «Свет», этой же фирмы была и киноустановка. Зрителям, в основном школьникам, демонстрировались «немые» фильмы из разных областей знаний. Чтобы лучше понять, о чем в фильме идет речь, перед каждым показом с кратким объяснением содержания фильма выступал специально приглашенный лектор. Как пишет сотрудник краеведческого музея Е.Г. Чернова: «Правление музея считало кинематограф не самоцелью, а лишь средством для чтений лекций и докладов. Киноленты подбирались тщательно, с учетом их познавательного характера. Иногда перед демонстрацией фильмов в кинематографе показывали животных из музейного зоопарка, в котором обитало 50 животных».
В начале первой мировой войны в кинотеатрах города популярны были хроникальные киноленты с театра военных действий: «Под русскими знаменами», «Штурм и взятие Эрзерума». Но постепенно интерес обывателей к ним стал падать. Только мальчишки с удовольствием смотрели кадры военной кинохроники, знакомясь с образцами боевой техники воюющих стран.

«Пионер» (бывший «Экспресс») — наши дни

Симбирские дамы предпочитали смотреть кинодрамы («Война их разлучила», «Не забуду тебя никогда») или киноленты «про любовь», непременно заканчивающиеся свадьбой. Впрочем, у местных дам имелся еще один немаловажный повод бывать на просмотрах художественных фильмов. Во время них они внимательно рассматривали фасоны платьев главных героинь, чтобы после заказать у портнихи такой же.
Сами модницы иногда являлись причиной конфликтов, возникающих во время просмотра фильмов. Одна из симбирских газет тех лет писала: «Кому не известно, что кинотеатры посещает публика весьма охотно. Но, увы, картины удается посмотреть далеко не всем благодаря модным дамским шляпам, которые иногда доходят до аршина (70 см) в диаметре. Публика, сидящая сзади, кроме этих шляп ничего не видит, хотя платит деньги за то, чтобы видеть картины, а не шляпы, хотя бы и такие расчудесные, представляющие собой иногда громадный сад с изгородью из длинных колючих булавок, которыми с успехом можно выколоть глаза любому соседу».
Но подобных конфликтов и неудобств можно было избежать, отказавшись от посещения кинотеатров вообще, устраивая просмотр фильмов дома. В начале ХХ века это уже стало возможным. Российские и зарубежные фирмы наперебой расхваливали предоставляемую ими кинотехнику для домашних кинотеатров.
В 1909 году журнал для семейного чтения «Нива» рекламировал немецкие киноаппараты торгового дома «Х. Финкельштейн», которые назывались «Театр-иллюзион». Реклама призывала: «Не тратьте лишних денег на посещение театров-иллюзионов, ибо имеете возможность устроить у себя дома таковой без всяких особенных знаний, выбора места и всяких приспособлений, выписав непосредственно от нашего торгового дома кинематографический аппарат со всеми нужными принадлежностями и приспособлениями». К аппарату предлагались всевозможные киноленты с операми, драмами, трагедиями, танцами, сатирические и спортивные. Цены были тоже приемлемые. Так, аппарат с тремя лентами в придачу «на 150 картин» стоил 9 рублей 50 копеек. А запасные ленты к нему продавались по 85 копеек за штуку.
Вместе с тем фирма предупреждала о появлении на рынке под их маркой польских подделок: «Предостерегаем почтенную публику от приобретения миниатюрных аппаратов «Театр-Иллюзион» (детская игрушка), объявляемых Варшавскими фирмами с текстом объявления о настоящих аппаратах нашей фирмы».
Спустя четыре года та же фирма предлагала усовершенствованные киноаппараты: «Юно» (с лампой «Искра», с приложением четырех лент на 250 картин) за 8 рублей 50 копеек и киноаппарат большего размера «Идеал», «с лучшим объективом и более изящный», с лампой «Диана», с приложением «3 разноцветных и 3 фотографических лент». Правда, и цена у него была почти в два раза выше.
Самым же крупным из предлагаемых аппаратов был «Геркулес» с двумя колесами для наматывания и сматывания лент длиною до 300 аршин, с объективом в пять оптических стекол и лампой «Электрон». В комплект к нему входило «шесть разноцветных и столько же фотографических лент с перфорацией Эдисона». Стоил такой киноаппарат 30 рублей. Для сравнения, зарплата чиновника средней руки в то время в Симбирске равнялась 1500-2500 рублям.
Перед первой мировой войной кинемато-графические аппараты появились и у россий-ских фирм. Так, в Москве в 1913 году их можно было купить в магазине Г. П. Кудрявцева на Мясницкой улице. А в 1916 году в Симбирске в лавке Старо-Троицкой гостиницы можно было купить кинопроекционный аппарат «Кок», хорошо известный симбирским зрителям. С его помощью демонстрировали кинофильмы в Летнем театре Владимирского сада (ныне парк Центральный). Из всех старых симбирских кинотеатров только «Ампиру»-«Художественному» удалось дожить до наших дней.

обсудить статью

Татьяна Громова

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: