Владелец и родственники
Тема присутствия в бизнесе родственников - едва ли не самая популярная в вопросах управления и спорит за первое место с темой «как разводиться с партнерами».
Роли для близких
Опыт одних говорит о том, что родственники в бизнесе - это хорошо. Им можно доверять. Они гораздо более мотивированы и ответственны, являются проводниками воли хозяина, его глазами и ушами. Опыт других утверждает, что с родственниками лучше не иметь никаких рабочих отношений - ленивы, болтливы, предают… Соль в том, умеете ли вы строить рабочие отношения с родственниками и отделять рабочее от личного.
Как появляются родственники (а заодно и давние друзья) у нас в компании? Обычно причин две: или страшно делать самому, или страшно доверять ответственные участки работы «посторонним» (могут «кинуть»). Ввод родственников - наследников бизнеса рассматривать пока не будем.
Родственников можно (а иногда и нужно) держать в бизнесе. Вопрос: на каких постах и для каких задач. И на каких ролях. Секрет в том, что родственники - это такие же люди, только от них труднее избавиться. Из семьи ведь не увольняютO
Вы можете быть благодетелем, отцом-покровителем, и тогда вам почти обязательно аукнется - неблагодарностью, изменой, забвением. Не знаю почему, но исключения из этого тренда - в пределах 2%.
Вы можете быть партнером, а вместе - соратниками. Это самый непростой путь, но и самый результативный. Ведь здесь надо, чтобы родственник обладал недюжинным талантом и той же системой ценностей, что и вы.
Вы можете быть просто руководителем. Ну и что, что племянник? Пересмотрите фильм «Офицеры», там отношения деда и внука хорошо иллюстрируют эту роль. Если вы сможете заранее объяснить сестре\брату, что ваша услуга - взять на работу, а не быть нянькой, то все получится. И то, при каких условиях родственник будет уволен, важно разъяснить не только ему, но и его «патрону».
Какую роль выбрать - решать вам, но помните: родственники - такие же сотрудники, только с обременением. Чувство жалости или долга развращает получателя «добра».
Человек по протекции
Особняком стоит вопрос о родственниках (влиятелях), по протекции которых появляется у вас в компании «хороший человек». Ведь именно перед ними вы чувствуете некоторые обязательства, раз берете человека по их рекомендации. Да, иногда бывает, что вы обязаны чем-то этому влиятелю. И он просит вас оказать услугу. Вот здесь и прячется «дьявол».
Какую услугу он просит? Устроить на работу? Это нетрудно. Если человек толковый, он принесет пользу. Если лодырь -
обязательно оговорите, что будете относиться к нему на общих основаниях и оставляете за собой право уволить, если он не пройдет испытательный срок.
Содержать человека? Такой вариант тоже возможен. Но тогда каков безусловный период «контракта»? И что делать, если этот человек нанесет компании ущерб? Ведь одно дело платить человеку (как некую благодарность влиятелю), а другое - нести убытки от его бездеятельности или ошибок.
Получить «глаза и уши» в вашей компании, чтобы иметь больше влияния? Так это вообще вопрос переговоров. Если влиятель хочет получить такой бонус, нужно назначить цену такому запросу или предложить альтернативный вариант оплаты его услуги. Помните, что в таком контексте вы не обязаны давать именно то, что хочет оппонент, всегда есть варианты поторговаться.
Итак, родственники - это сотрудники с обременениями, с которыми важно оговаривать заранее и желательно письменно требования к их работе и поведению. Ведь молва людская будет связывать их поведение (особенно сомнительное) с вами. Если родственник толковый, активный - он вам нужен. Если он «тюфяк», вспомните поговорку «Хороший человек - это не профессия» и откупитесь. Один раз.
P.S.
Есть одно наблюдение, оно для самых любознательных. Не делайте родственников непосредственными подчиненными.
Помните: родственники - такие же сотрудники, только с обременением. Чувство жалости или долга развращает получателя «добра»
Александр Макаров
Бизнес-тренер. Работает с руководителями и собственниками российских компаний.
Руководитель консалтинговой компании «Развитие». Совладелец строительной
компании «Памир». Автор журналов «Деловое обозрение», «Генеральный директор», «Свой бизнес»
Фото: pixabay