Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Вопросы трудового права для предпринимателя-работодателя

Согласно Трудовому кодексу, работодатель – это физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Изменения, внесенные в кодекс в 2006 году, приравняли предпринимателей в трудовых отношениях с работниками к юридическим лицам. Со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Какие ошибки в области трудового права со стороны работодателей наиболее распространены?

Как правило, работодатель не воспринимает трудовые правоотношения как отдельный вид договорных отношений, основанных на нормах права, где у каждой стороны есть свои права и обязанности, а также общие правила поведения. Поэтому при возникновении трудового спора суд в большинстве случаев удовлетворяет требования работника, принимая его сторону.

Первая ошибка - это произвольное составление трудового договора. Статья 57 ТК РФ четко устанавливает форму и содержание трудового договора; несмотря на это, многие работодатели вольно трактуют их, не определяя четкого содержания обязанностей режима работы и отдыха. Иногда трудовой договор просто противоречит требованиям трудового законодательства, определяя кабальные условия для работника, что является дискриминацией в сфере труда.

Вторая ошибка - это отсутствие должным образом оформленной первичной документации по учету труда и выплаты заработной платы. Такие важные документы, как штатное расписание, приказы о приеме на работу, увольнении и т.д., работодатели издают в произвольной форме, что является серьезным нарушением.

Каждому работодателю необходимо уяснить, что данные учетные документы четко регламентированы и определены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". При любой проверке инспекция труда в первую очередь требует эти документы. При рассмотрении трудового спора потребует их и суд.

Третья ошибка появилась недавно и связана с кризисом. Это нарушения, связанные с сокращением штата. Желая снизить расходы на персонал, работодатели пытаются порой придумать хитроумные схемы, понятные только им. В результате - заводят себя в такой тупик, выход из которого найти крайне сложно.

Например, под предлогом сокращения работодатель фактически увольняет работников, чтобы на их должности взять людей с более низким уровнем зарплаты. При этом соблюдает все требования закона об увольнении по сокращению штата работников и выплачивает им причитающиеся компенсационные выплаты.

Обратите внимание: В данном случае фактического сокращения штата работников не произошло, т.к. должности сохранились и на них приняты другие работники. В такой ситуации сокращенный работник имеет шансы в судебном порядке восстановится на работе в прежней должности и с прежним уровнем заработной платы.

Какие трудовые споры чаще всего возникают на практике?

50- 55% всех трудовых споров связаны со взысканием невыплаченной заработной платы. На втором месте (40%) - споры, связанные с восстановлением на работе вследствие незаконного увольнения и выплаты заработной платы за время вынужденного прогула.

Нужно ли индивидуальному предпринимателю вести кадровое делопроизводство: готовить штатное расписание, приказы, должностные инструкции и.т.д.?

После поправок в ТК РФ, введенных в действие с октября 2006 года, предприниматели обязаны вести кадровую документацию в том же объеме, в котором это делают юридические лица.

В ст. 68 Трудового кодекса указано, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Эта норма закона распространяется на всех работодателей, в том числе и на предпринимателей. Но в ч. 1 ст. 309 ТК РФ подчеркивается, что обязанность вести трудовые книжки установлена только для работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Предприниматель-работодатель обязан вести в полном объеме все кадровое делопроизводство (включая заполнение трудовых книжек), принимать локальные нормативные акты (инструкции, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.), регламентировать работу с персональными данными и др. Это требование относится ко всем ситуациям, возникающим в процессе взаимоотношения с работниками, - от приема на работу до увольнения.

Рекомендации эксперта: кадровые документы интересуют различные проверяющие инстанции (трудовую инспекцию, МВД, налоговиков). Поэтому необходимо вести их правильно.

Какие документы следует оформить при приеме на работу сотрудников?

Комплекс документации, составляемой при приеме работника, самый объемный. Индивидуальному предпринимателю необходимо совершить ряд последовательных действий, чтобы соблюсти требования трудового законодательства:
1. Заключить с работником трудовой договор.
2. Ознакомить его с локальными нормативными актами (прежде всего, с правилами внутреннего трудового распорядка).
3. Заключить договор о материальной ответственности (если работник будет нести ответственность за материальные ценности).
4. Издать приказ о приеме на работу.
5. Сделать запись в трудовой книжке.
6. Оформить работнику личную карточку.
7. Провести инструктаж по охране труда и оформить документы, подтверждающие факт проведения инструктажа.

Обратите внимание: если работодатель заключил со своим работником гражданско-правовой договор, который фактически регулирует трудовые правоотношения, то при возникновении спорных ситуаций суд будет применять положения трудового законодательства.

Нужно ли подписывать дополнительное соглашение, если сотрудник принят по срочному трудовому договору, период истек, но работник продолжает трудиться?

Не нужно. Если срок трудового договора истек, сотрудник продолжает выходить на работу, а работодатель не возражает, то условие о срочном характере договора утрачивает силу и договор автоматически считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ). Закон не требует каких-либо дополнительных соглашений. В то же время запрета для этого нет.

Рекомендации эксперта: Соглашение избавит вас от вопросов трудовых инспекторов. По мнению Роструда России, соглашение в подобных случаях необходимо.

Сотрудник вновь принят на работу спустя несколько месяцев после увольнения. На него оформляется новая личная карточка или можно продолжать заполнять старую?

Личная карточка (форма №Т-2, утверждена Постановлением Госкомстата России от 5.01.04 №1) закрывается записью об увольнении. Поэтому оформляя работника заново, необходимо заполнить новую личную карточку.

Должен ли предприниматель делать какую-либо запись в своей трудовой книжке? Например: "С 15 января 2009 г. является индивидуальным предпринимателем". А в качестве основания - указать реквизиты своего свидетельства.

Нет. Трудовая книжка заполняется только при заключении трудового договора. Такая ситуация возникает, если предприниматель одновременно работает по найму. В этом случае он передает своему работодателю трудовую, и тот внесет в нее соответствующую запись.

Должен ли предприниматель составлять график отпусков?

Да, если у него есть наемные сотрудники (ст. 123 ТК РФ). Работодатели обязаны ежегодно утверждать график предоставления очередных оплачиваемых отпусков. Сделать это нужно не позднее чем за две недели до наступления календарного года (то есть на 2010 год график должен быть подписан предпринимателем не позже 17 декабря 2009 года). Унифицированная форма №Т-7 утверждена Постановлением Госкомстата России от 5.01.04 №1. По просьбе сотрудника работодатель может переносить сроки отпусков. На основании заявления работника достаточно составить приказ о внесении изменений в график.

Распространяется ли на совместителей требование выплачивать зарплату два раза в месяц?

Да. Совместители (как внешние, так и внутренние) не отличаются от обычных сотрудников, и требования Трудового кодекса о выплате зарплаты на них распространяются в полном объеме.

Предоставлено ли законодательством право работодателю направлять работников в отпуск без сохранения заработной платы?

Не предоставлено. В соответствии со ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен только на основании письменного заявления работника. Этот отпуск не может быть обусловлен экономическими трудностями работодателя. Направление работников в отпуск без сохранения заработной платы путем издания соответствующего приказа или без него при отсутствии добровольного волеизъявления работников является грубым нарушением трудового законодательства.

Данный вид отпуска работников следует квалифицировать как вынужденный прогул, который подлежит оплате исходя из среднего заработка работника. Каждый работник вправе предъявить требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в виде отпуска без сохранения заработной платы, в который работники направлены по инициативе работодателя. Имейте в виду, что устранение этого нарушения возможно путем обращения в государственную инспекцию труда и прокуратуру.

Можно ли обосновать временное снижение заработной платы?

Работодатель, используя нормы трудового законодательства, имеет возможность снижать размер заработной платы работников. Уменьшение заработной платы необходимо отразить в трудовом договоре и в акте, закрепляющем систему оплаты труда. Изменение условий трудового договора в соответствии со ст. 72 ТК РФ возможно по общему правилу по соглашению сторон. Поэтому, если работник соглашается с изменением заработной платы в сторону ее уменьшения, проблем не возникает. Единственно требование, которое работодатель обязан выполнять - это сохранение минимального размера заработной платы (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

Ч. 1 ст. 74 ТК РФ предусматривает возможность изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя в связи с изменением организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции. Таким образом, изменение оплаты труда возможно, работодатель должен обосновать ее необходимость.
Работодатель должен соблюсти всю процедуру: уведомить работника о предстоящих изменениях в письменной форме не позднее, чем за два месяца, и в случае несогласия работника продолжать работу в новых условиях предложить ему другую имеющуюся работу.

Какие документы необходимы для увольнения работника по собственному желанию, и в какие сроки необходимо подать сведения в соцстрах и Пенсионный фонд?

Сотрудник должен написать заявление, на основе которого коммерсант издает приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (форма №Т-8, утверждена Постановлением Госкомстата России от 5.01.04 №1). Работник должен быть ознакомлен с приказом под роспись. После увольнения никаких сведений в фонды не подается. Это делается по итогам года, когда предприниматель отчитывается по своим сотрудникам. Нужно не забыть и тех, кто работал неполный год.

За какие нарушения трудового законодательства предусмотрена уголовная ответственность?

Законодателем предусмотрена уголовная ответственность за несколько видов преступлений в сфере труда:
- ст. 145 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу либо за необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет,
- ст. 145.1 УК РФ предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
- ст. 143 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда.

Эльмира Багаутдинова, эксперт - налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: