Возвращение на землю
Валерий Николаевич Герасёв родился в Ульяновске в 1961 году. Окончил Ульяновский политехнический институт (инженер-системотехник), работал в НПО «Марс». Службу в таможенных органах начал в декабре 1993 года, прошел путь от старшего инспектора таможенного поста «Ульяновск-Восточный» до заместителя начальника Приволжского таможенного управления - начальника службы федеральных доходов.
1 ноября 2011 года полковник таможенной службы Валерий Герасёв назначен начальником Ульяновской таможни.
- Валерий Николаевич, в этом году исполняется двадцать лет с тех пор, как вы начали службу в таможенных органах России. Расскажите, как все начиналось.
- Служба в таможне началась для меня с цепочки случайностей. В начале 90-х я занимал должность начальника научно-исследовательского сектора на оборонном предприятии Ульяновска. Меня окружали умные, образованные люди, для которых инженерная мысль и творчество, постоянное совершенствование и изобретательство было смыслом жизни. И вдруг с развалом СССР все стало приходить в упадок. Уменьшение госзаказов и финансирования, соответственно - задержка заработной платы приводили к тому, что люди стали заниматься побочным бизнесом. И меня не минула сия чаша.
Мы с товарищами организовали кооператив, остановились на внедрении в школах компьютерных технологий. Это занимало много времени, домой приходил только переночевать, да и то полночи занимался ремонтом техники, которая часто выходила из строя. Импортные комплектующие достать было сложно, но мы нашли пару фирм из числа совместных предприятий. Одна из них располагалась в здании по соседству с таможней. А в то время в этой структуре проходили службу два моих бывших коллеги. Как-то раз зашел к ним в гости, и меня остановила женщина в форме, как оказалось - начальник отдела кадров, спросила, что привело меня в таможню. И уж совсем неожиданным было предложение о трудоустройстве.
Две недели я мучился в раздумьях: бросать ли любимую работу, престижную должность, круто изменить свою жизнь, вступить в неизвестную мне сферу деятельности? Был определенный риск. А ведь у меня была жена, маленькая дочь, я нес за них ответственность. Но все-таки посчитал, что появился шанс расширить кругозор, получить новые знания и, в конечном итоге, что-то изменить в жизни. Профессия таможенника подразумевала изучение экономики, правовых отношений, товароведения, информационных технологий, основ организаторской и управленческой деятельности. Это соответствовало моим жизненным приоритетам по постоянному развитию и совершенствованию. Таким образом, в неполных 32 года я пришел на низшую ступень государевой службы, чтобы начать все с нуля.
- Вы прошли путь от инспектора до заместителя начальника Приволжского таможенного управления. На какой должности работать вам было интереснее всего?
- Сложно ответить на этот вопрос. Каждый этап, каждое назначение на должность подразумевало, с одной стороны, повышение и расширение ответственности за порученный участок работы, увеличивало количество подчиненных и сфер влияния, а с другой - иногда захватывало дух от перспектив развития, возможностей и содействия внешней торговле. Именно последнее было всегда для меня приоритетным. Поэтому в своей работе всегда старался внедрять инновации, передовые технологии, содействовал упрощению, прозрачности деятельности и доступности совершения таможенных операций и контроля. А это может быть достигнуто только через постоянное совершенствование профессиональных навыков, образование и самообразование.
Первое мое личное достижение - еще будучи инспектором в течение восьмичасового рабочего дня оформил 13 товарных партий. Интересно, побит ли этот «рекорд»?
А вообще, мне нравится начинать с нуля. В таможне представился такой случай, когда мне было поручено организовать направление деятельности по нетарифному и экспортному контролю. Как должна работать эта система - никто толком не знал. Методом проб и ошибок, сначала в одиночку, а затем в команде из трех человек, используя собственные программные разработки и современную систему управления базами данных, которые позволяли предупреждать возможные нарушения законодательства, мы выстроили механизм, работающий практически в автоматическом режиме.
Дальнейшее продвижение по службе, начиная с начальника поста, требовало от меня получения новых знаний и навыков организаторской, управленческой деятельности. Большой опыт в этой части я получил, будучи первым заместителем начальника Ульяновской таможни и когда исполнял обязанности начальника Орской и Пензенской таможен. Именно в эти периоды мне приходилось сталкиваться с разрозненностью, а в некоторых случаях и с сепаратизмом отдельных структурных подразделений, руководители которых считали, что если они добросовестно выполняют свои должностные и функциональные обязанности, то в целом со своими задачами справляются.
В результате же получалось, как у Аркадия Райкина: пуговицы пришиты намертво, а костюмчик не сидит. То есть в работе присутствует несогласованность действий, разобщенность в реализации общих целей, отсутствие системного, комплексного подхода к решению проблем и задач, стоящих перед таможенным органом в целом, а не отдельными функционалами. Так что, возглавив Ульяновскую таможню, я все усилия направил, прежде всего, на то, чтобы «костюмчик сидел», чтобы каждый сотрудник работал на общий результат. И в этом мои действия очень хорошо коррелируются со взглядом начальника Приволжского таможенного управления Вячеслава Ивановича Голоскокова. В конечном итоге мы с ним добились серьезных результатов: все таможни ПФО - единственные в России, которые сертифицированы по стандарту ISOсерии 9000.
- А зачем госслужащему программа МВА?
- Что такое госслужба? Четкое исполнение нормативных документов, приказов, постановлений Правительства РФ и т.д. Бизнес же с точки зрения внутренней структуры своей организации более свободен. И мы пришли к выводу, что если просто четко следовать приказам и не выстраивать взаимосвязанные процессы, не налаживать взаимоотношения, не строить работу на системном подходе - получится путь в никуда.
Нужно отдать должное нашей системе управления человеческими ресурсами, направленной на постоянное и планомерное повышение квалификации, обучение и переподготовку. Мне, например, представилась возможность окончить курсы по государственному и муниципальному управлению, а в 2010 году на базе Высшей школы экономики прошел обучение по бизнес-программе МВА, специализация - стратегическое управление.
- И каковы же главные результаты в работе Ульяновской таможни за это время?
- В законе «О таможенном регулировании в РФ» первым среди критериев оценки работы ставится скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек лиц, заинтересованных в результатах таможенной деятельности. За прошедший год нам удалось сократить время оформления импортных деклараций в три раза, по экспорту - в два раза. В то же время, основным критерием при оценке деятельности таможен была и остается фискальная составляющая. За 2012 год в федеральный бюджет мы перечислили 5,1 млрд. рублей с учетом Пензенского областного и Мордовского постов. Достигнута положительная динамика перечисления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета.
- По объему работы таможни можно судить об экономической активности региона. Как можно оценить в этом отношении Ульяновскую область?
- Как «золотую середину» в рейтинге Приволжского региона. Конечно, по объемам внешнеторгового оборота мы отстаем от Нижнего Новгорода, Казани, но опережаем Пензу, Удмуртию, Мордовию и т.д. В то же время Ульяновская область в прошлом году заняла первое место в ПФО по инвестиционной привлекательности и третье место по объему инвестиций. Одна из задач, стоящих перед коллективом Ульяновской таможни, - всемерная поддержка инвестиционного климата в регионе. Шесть инвестпредприятий, чьи грузы мы сопровождали, посчитали сумму экономии, получившейся за счет сотрудничества с нами: порядка 60 млн. рублей.
- Расскажите об особенностях внешнеэкономической деятельности Ульяновской области.
- В целом, внешнеторговый оборот по Ульяновской таможне в прошлом году составил 1,6 млрд. долларов США. По сравнению с 2011 годом товарооборот увеличился на 57 млн. долларов (на 3,77 процента). Третий год подряд в объеме всех внешнеторговых операций импортная составляющая превалирует над экспортной (56 процентов против 44-х). Согласно общемировой практике, это называется отрицательное сальдо. Если посмотреть по товарной структуре ВЭД, то основной ввоз - это не какой-то ширпотреб, а изделия машиностроения, оборудование, целые производственные линии - то есть все, что идет на перевооружение реального сектора экономики. И это здорово.
- Какие законодательные новшества последнего времени изменили деятельность Ульяновской таможни?
- Во-первых, это дорожная карта. Программа, которая прописывает действия Федеральной таможенной службы по улучшению ситуации таможенного оформления и контроля. Поставлены амбициозные цели: по показателям, сформулированным Всемирным банком, Россия должна войти в двадцатку лучших стран мира. Практически все таможни ПФО по критериям оценки уже подошли близко к выполнению дорожной карты. Теперь многое будет зависеть от совершенствования законодательной базы.
Еще один фундаментальный документ, который перекликается с дорожной картой, - стратегия развития таможенной службы до 2020 года. И, наконец, третий документ - Положение о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга, где отражаются показатели, по которым оценивается наша работа с точки зрения общественных организаций. Вот такая у нас программа действий, определяющая наши стратегические цели и задачи.
- Изучали ли вы опыт зарубежных коллег?
- Мы с генералом Голоскоковым побывали в Посольстве ФРГ в Москве, попросили немецких таможенников поделиться опытом организации особых экономических зон. Нам рассказали, как функционируют такие зоны в Гамбурге. Как выяснилось, наша законодательная база не совсем соответствует общепринятым мировым тенденциям: все эти заборы, ограждения - уже вчерашний день.
- В конце прошлого года в Ульяновской таможне произошла реорганизация, сокращение штатов. Как сказалось это на деятельности таможни?
- Сокращение штатов состоялось в рамках реализации программы по переносу основного таможенного оформления на границу. Это то, от чего мы в свое время уходили. На сегодняшний момент информационные технологии, логистическая составляющая, инфраструктура пограничных районов позволяют сократить внутренние таможни. Коллектив нашей таможни с учетом пензенского и мордовского постов сократился на 50 процентов. Однако для участников ВЭД ничего не изменится. Более того, сейчас мы работаем над тем, чтобы сконцентрировать весь документальный контроль на Засвияжском таможенном посту и в перспективе организовать здесь центр электронного декларирования. В прошлом году вынесли место прибытия автомобильного транспорта на границу города, открыли там склад временного хранения. В Ульяновск большегрузные машины теперь не заходят.
- Какие направления деятельности Ульяновской таможни будут приоритетными в нынешнем году? Какими видите перспективы?
- Наша основная работа будет по-прежнему связана с реализацией крупных инвестиционных проектов, а также с Портовой особой экономической зоной, которая наконец-то начала формироваться. Когда резиденты ПОЭЗ начнут строительство, соответственно, у нас увеличится нагрузка. Большой пласт работы связан и с афганским транзитом.
- Ваш день расписан по минутам. В свете такой занятости уместен ли будет вопрос - на что вы тратите свободное время?
- Действительно, на сегодняшний момент работа для меня - это все. Ради нее я оставил все свои хобби - рыбалку, бассейн, стихи, которые когда-то писал. Я очень люблю читать - историческую, научно-популярную литературу, интересуюсь восточной медициной. Люблю все делать своими руками, вот взял участок земли, строю там дом, и все, что возможно, делаю сам.
- Строите дом - значит, в Ульяновске планируете обосноваться надолго?
- Да, закончить карьеру я хотел бы в родном городе, с ним я связываю свое будущее. Полтора года назад, когда представилась возможность, я сам попросил перевести меня в Ульяновск - на родную землю. И ничуть об этом не жалею. Сейчас свою основную задачу вижу в том, чтобы сохранить коллектив, настроить его работу таким образом, чтобы Ульяновская таможня, несмотря на сокращения, оставалась работоспособной, по-прежнему выполняла все свои обязательства перед государством и участниками ВЭД, содействовала экономическому развитию региона.
Татьяна Задорожняя