Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Вперед в СССР

На вопросы «ДО» отвечает руководитель Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский

Сергей Геннадьевич Лаковский родился в 1974 году в Ульяновске. Окончил Ульяновский филиал МГУ (экономфак). Работал специалистом маркетинговой службы УАЗа, главным бухгалтером, финансовым директором в бизнес-структурах. Собственным бизнесом занялся в 2002 году. Ныне возглавляет ОГКУ «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса».

Женат, трое детей.

- Сергей Геннадьевич, с чего вы начали свой первый серьезный бизнес?

- Я занимался разными проектами, прежде чем начать первое свое дело. О молочном  бизнесе совсем не думал, все получилось случайно: мы с женой приобрели дачу в Тереньгульском районе и узнали от местных жителей, что неподалеку в районном центре есть молочный завод и находится в полном упадке. Недолго думая, купил у работников контрольный пакет и принялся за работу. Предприятие удалось поднять с колен, оно стало развиваться. Если поначалу завод перерабатывал триста литров молока в день, то сегодня  мы ежедневно производим более пятидесяти тонн молочной продукции. Одно плохо - для таких объемов сырья постоянно не хватает.

- Расскажите, как вы стали помещиком.

-  Тоже как-то неожиданно. Лет десять лет назад помогал в организации детских православных лагерей, которые проходили на полуострове Старомайнского залива. Глава района предложил мне серьезно заняться развитием этой территории, на которой в то время ничего не было - ни дорог, ни инфраструктуры - один лес и богатая история (на этом месте до 1928 года располагался женский монастырь). Я достаточно долго сомневался, но в итоге решился. Так появился «Русский берег». Сегодня это живое поселение со своей  особой атмосферой, укладом жизни, полноценной экономикой. Но  это все же не бизнес-проект, а, я бы сказал так, - мироустройство. Это очень интересно.

- Какие перспективы развития «Русского берега» вы видите?

- Вполне оптимистичные. Сейчас у нас появился серьезный партнер - компания «Халтек», которая строит био-отель европейского формата. Эта гостиница будет статусом не ниже четыре звезды, здесь, кстати, мы планируем разместить одну из иностранных сборных - участниц Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Прорабатывается вопрос создания авиакемпинга, фермерской деревни, строительства разнообразной оздоровительной и спортивной инфраструктуры. Но задачи форсированного развития не стоит: «Русский берег» растет как ребенок: вроде бы, небыстро, но заметно.

- Расскажите о своих новых проектах.

- Мечтаю снять фильм с рабочим названием «Русская матрица», выступить в роли продюсера. Идея в том, чтобы перевести на современный язык суть той триады, которая в XIXвеке формулировалась как «Православие. Самодержавие. Народность». Это на самом деле никуда не делось, просто песком времени занесло, затянуло «жижей», «грязью». На мой взгляд, мы, как народ, сильно заблудились и, пока будем блуждать в потемках, ничего путного у нас не получится. Нужно жить в соответствии с той задачей, по тем правилам, которые Господь Бог нам дал, тогда будет все хорошо.

- Интересно, как у вас рождаются идеи?

- Трудно объяснить. Примерно так же приходят в голову, как и у всех творческих людей. Ведь предприниматель - это, в первую очередь, творец, его  миссия состоит в том, чтобы уловить нужную идею, соответствующую времени, и потом материализовать ее. Предприниматель - не тот, кто пишет хороший бизнес-план, в России вообще работают только краткосрочные финансовые планы. Самое главное для предпринимателя - интуиция. Когда берешься за дело, интуитивно чувствуешь, чем это обернется.

- А что говорит ваша интуиция по поводу создания «Музея СССР»?

- По своим внутренним ощущениям я понимаю, что этот большой проект - «живой», хотя он крайне сложный в реализации. Ведь мы задумали создать культурно-туристический кластер национального масштаба, бренд мирового уровня - наравне с «Золотым кольцом», Санкт-Петербургом. 

- Ленинскую тему планируете развивать?

- Ленинская тема у нас представлена хорошо. Конечно, нужна модернизация, но вождь - лишь один из героев того времени. Суть же нашего предложения состоит в том, чтобы расширить ленинскую тему до целой советской эпохи, которая куда масштабней даже самой крупной исторической личности.

- Кем вы себя сейчас больше ощущаете - предпринимателем или чиновником?

- Госслужащим не являюсь даже юридически и, надеюсь, чиновником никогда не буду: я не из той породы людей, у меня иное мышление. Сейчас я директор предприятия, фактически наемный менеджер, перед которым поставлена задача развития внутреннего туризма в регионе. И я занимаюсь тем, чтобы в такую «мертвую» тему, как туризм Ульяновской области, вдохнуть жизнь. Вот скажите, какой турист из Москвы сегодня поедет в Ульяновск, когда у него столько предложений в разных странах? Так вот наша задача состоит в том, чтобы сделать в регионе такой «магнит», на который к нам люди поедут не только из Москвы - из разных уголков страны и  мира.

Но проект «Музей СССР» должен решить не только эту задачу, но и помочь сделать очень серьезный толчок в развитии региона. И мы видим, как это сделать. Мы - это большая команда экспертов, которые провели большую двухлетнюю подготовительную работу, сумели сформулировать убедительное предложение для федерального центра. Сейчас проект рассматривается руководством страны.

- Где территориально будет располагаться «Музей СССР»?

- Надо понимать, что музей СССР - всего лишь ядро культурно-туристкого кластера, который охватывает очень большую территорию, практически весь центр города - от Мемцентра, а также все, что находится между Венцом и улицей Спасской, включая территорию суворовского училища, часть улицы Гончарова и улицы Минаева до Дома техники. Кластер не будет ограничен рамками советской истории. В него будут органично вплетены еще, как минимум, три темы, сгруппированные нами условно как кварталы: Симбирский квартал (Музей-заповедник имени В.И. Ленина, музей Гончарова, драмтеатр и пр.), квартал Дружбы народов с ландшафтным парком, Дворцом дружбы народов, Башней «Евразия» с экспоцентром, а также Креативный квартал, связанный с современным искусством - как продолжение темы культурной столицы.

В состав «Музея СССР» войдет Мемориальный центр со своей специализацией «Ленин и революция», в здании областного Правительства предполагается разместить музей политической и экономической истории, на территории суворовского училища расположатся музей Советской армии, музей советской науки, техники и космоса. На эспланаде Венца появится большая скульптурная композиция «Люди эпохи». Там же предполагается создать музеи архитектуры, советского быта, НКВД, а также Монумент примирения.

На выходе мы можем  получить центр притяжения мирового уровня, совершенно уникальный город, плюс - объекты, связанные с питанием, проживанием, развлечениями. И если все это заработает, то Ульяновск получит значительный экономический эффект, а жители будут гордиться своим городом. Мы изучили мировую практику, знаем, как все это работает. И это будет тот актив, который с каждым годом станет только дорожать.

- Но отношение к советской эпохе у людей неоднозначное.

- Важно показать обе стороны медали - великие достижения и принесенные народом жертвы. И все это мы в своем проекте раскрываем, никакой «лакировки». Я сам по натуре «белый», между тем, понимаю, что именно во время советской эпохи Россия достигла своего максимального геополитического могущества, хотя и за счет невероятного труда наших отцов и дедов.

- А у вас с Советским Союзом какие ассоциации связаны?

- Большие плюсы того времени - создание мощнейшей социально-экономической системы, которая, на мой взгляд, наиболее адекватно отвечала базовым потребностям жителей страны, но которая стала терять свою ценность после того, как мы начали двигаться к потребительскому обществу. Ведь мы потребляем воздух, не замечая его, и понимаем как без него плохо, только когда его становится мало. Так и в то время казалось, что безопасность, социальная защищенность, образование, работа, жилье - это все естественно, само собой, никто это особо не ценил. А вот то, что система не производила ярких образов, была слишком серой и скучной, виделось отчетливо, особенно на фоне ярких неоновых огней западных картинок.  Лично у меня в то время была заранее тоска: вот отучусь я в институте, потом меня распределят на работу, дадут квартиру... Заблаговременная тоска на жизнь! Оказывается, деятельным людям несвойственна безрисковая жизнь, им невыносима предопределенность.

- Но наш музей серым не будет?

- Однозначно, нет! Он не станет застывшим, не будет обращен исключительно в прошлое, не сведется к примитивному навешиванию артефактов, типа старых афиш. Для нас главное, ЧТО люди вынесут после посещения комплекса. И вот как я это вижу: иностранные гости - уважение и удивление от нашей страны, от той эпохи, а жители стран СНГ должны снова захотеть быть вместе, понимая, что так будет лучше: таким интеграционным эффектом должен быть «прошит» этот проект. Наша молодежь должна затосковать по этому вкусу великой эпохи, захотеть жить в государстве, за которое испытывает гордость. А старшее поколение россиян окунется в атмосферу своей молодости, вспомнит все хорошее, еще раз почувствует, что не зря прожили жизнь.

- А вашему поколению чем интересен этот проект?

- Мы - те, кто родом из СССР, должны понимать, что не все потеряно. Наша страна, как птица феникс, всегда возрождается, так будет до конца Истории. Русская цивилизация - великое и уникальное явление  проявление Божьего мира на земле, и битва за будущее идет именно у нас, поэтому нам так и трудно.

- Проект «Музей СССР» приурочен к столетию Советского Союза. Реально ли завершить начатое к 2022 году?

- Прежде чем завершить, надо начать. Это проект государственного уровня и принимать решение не нам. Сами мы за него даже браться не будем. В течение нескольких месяцев все станет ясно, что реально, а что нет.

- Почему вы занимаетесь этим рискованным проектом?

- Потому что не собираюсь отсюда уезжать, я хочу жить в городе, которым мог бы гордиться, и где мне и моим близким было бы хорошо. Еще до кризиса мы с женой приняли принципиальное решение не приобретать недвижимость за рубежом. Я уверен: тот, кто имеет «там» запасной плацдарм, большой силы на родной земле уже не имеет. А так - ты сжигаешь мосты, земля чувствует искренность и дает поддержку в правильном деле.

Сейчас у Ульяновска, как я вижу, есть два пути развития. Можно превратиться в «большую Бугульму», стать какой-нибудь окраиной «Казанского ханства», маргинализированным городом, потерять свою региональную идентичность в масштабах России. Что бы этого не произошло, нужна яркая идентичность, большая культурная составляющая, и вот тут очень хорошо «ложится» эта грандиозная тема - раскрыть XXвек, стать депозитарием целой эпохи! 

- На стене вашего кабинета - картина «Божественная дойка» Анатолия Ашакова. А почему она в оконной раме?

- Это дверь-окно в метаисторический мир. По замыслу автора на ней изображена химера, как образ современного государства, моллюск, сосущий из нашей земли жизненные соки. Казалось бы, с такой управляющей структурой по определению невозможно не то, что развиваться, но и просто жить. Но по  Божьей волей даже из этой химеры, хоть и не обильно, но все же истекает питающее млеко, помогающее нашей русской земле не пропасть.

Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: