Все, что останется после меня
Гость августовского номера — председатель совета директоров Группы компаний «Универсалстрой» Сергей Курков.
Сергей Курков |
— Сергей Викторович, какая ваша детская мечта сбылась?
— Самая главная. Я с детства мечтал стать строителем! Еще в школьные годы в селе Хмелевка в составе молодежной бригады принимал участие в строительных работах. Своими руками строил объект — колхозную ферму, получил первые трудовые навыки и радость от конкретного труда. Так что уже к четырнадцати годам в моей душе укоренился вкус к зодчеству. По окончании средней школы я приехал в Ульяновск реализовывать свою мечту, поступил на строительный факультет политехнического института.
— Жили в общежитии?
— Да, конечно, все пять лет студенчества я жил в общежитии, причем, уже со второго курса меня избрали членом студенческого совета. Полтора года я был председателем студсовета общежития.
— Чему вас научила «общага»?
— Во-первых, конечно, привила чувство коллективизма, сплоченности. Ну, и это была, пожалуй, первая школа жизни. Самостоятельной жизни.
— Вы тогда мечтали о собственном жилье?
— В те годы, наверное, даже не задумывался об этом.
— А когда пришла мысль о том, что неплохо было бы жить отдельно — даже без соседей на площадке?
— Идея строительства собственного дома возникла в 1993 году, как раз тогда началось строительство первых коттеджей — домов индивидуального типа, наша компания одной из первых освоила это направление. И в начале 1994 года я заложил свой дом.
— И он получился очень красивый и стильный. Видно, что над его интерьером потрудился профессиональный дизайнер.
— Да, вкладывать душу в любое дело — принцип моего отношения к жизни. Наверное, поэтому и дом получился таковым.
— А есть в доме любимое место?
— Мне комфортно в каждой комнате, каждая по-своему хороша. Вот, скажем, кухня-столовая, где и ужинаешь, и общаешься с близкими, и смотришь телевизор. Очень нравится мой рабочий кабинет.
— Даже не верится, что ваш портрет на стене кабинета был написан лет пятнадцать назад. Вы ничуть не изменились! Есть свое «средство Макропулоса»?
— Наверное, все-таки спасибо родителям за гены. Да и мой дедушка в восемьдесят два года, когда я приезжал к нему в гости, говорил: «Сережа, давай по сто граммов и пойдем песни петь!». Я стараюсь ценить то, что дано природой: придерживаюсь здорового образа жизни, стараюсь регулярно делать утреннюю гимнастику, следовать диетической системе питания. Хотя, когда хорошая компания, праздник — с удовольствием посижу за хорошим столом.
— Любовь к спорту у вас давно?
— Еще в школьные и в студенческие годы, пока позволяло время, я достаточно активно занимался спортом — борьбой, легкой атлетикой, даже был членом сборной района. К сожалению, на по-следних курсах в вузе времени на активный спорт стало катастрофически не хватать. Я был членом комитета комсомола института, по окончании третьего курса на бюро обкома комсомола меня утвердили инженером областного студенческого строительного отряда. А кроме общественной деятельности и учебы, я еще и работал на трех работах. Такой у меня был принцип самостоятельности. Если многие мои сверстники сидели на шее у родителей, я же, приезжая на каникулы домой, вез кучу подарков, гостинцев и даже привозил маме деньги.
— Не секрет, что общественной работой в те годы многие занимались из-за материальных благ и карьерного роста....
— Никогда не думал о выгоде для себя! Все делал по велению души. И потом, я всегда был ответственным человеком с активной жизненной позицией: кто, если не я?
— А чем вы измеряете успех?
— Уважением окружающих меня людей. Плюс, конечно, это тот добрый след, те объекты, которые моя компания воздвигла в родном городе.
Думаю, в этом мой главный успех. А еще я вижу его в том, что рядом со мной хороший сплоченный коллектив профессионалов. — Многие наслышаны о вашем серьезном отношении к подбору кадров. Кому вы отдавали предпочтение, формируя команду «под себя»?
— Основные критерии — это три «П»: профессионализм, преданность делу и порядочность. Бывало, что человек имел хорошие профессиональные навыки, но из-за его характера мы с ним расставались. В итоге сформировалась команда единомышленников. Считаю, что у нас в коллективе хорошая здоровая атмо-сфера. И это, в частности, помогает Группе компаний достигать определенных успехов в нашем бизнесе.
— Как Овен по гороскопу вы должны болезненно реагировать на критику...
— Здесь приходится усилиями воли и разума преодолевать то, что присуще Овнам. Я стараюсь правильно реагировать на критику, если разумом понимаю, что люди верно подмечают мои упущения и недостатки характера.
— Какая черта вашего характера вам не нравится?
— Так сразу и не ответишь... Может быть, порой излишняя заорганизованность. Не зря говорят: «Нельзя объять необъятное». Бывает слишком много планов, пытаешься охватить разом ряд направлений. Это не всегда получается. В итоге возникает определенное недовольство собой. Но я это сознаю, стараюсь планировать свою работу.
— Плюсы и минусы вашей работы?
— Сложно сказать, плюс это или минус... Весьма интенсивные темпы работы, так называемый «семичасовой» рабочий день — с семи утра до семи вечера, а то и позже. Плюсы — конкретные результаты. То, что построено моим коллективом. То, что останется после меня.
Помню, в пору моей комсомольской деятельности я стал одним из организаторов строительства МЖК «Центральный». Прежде чем воплотить эту идею в жизнь, нужно было «пробить» ее на уровне бюро горкома партии. А суть идеи заключалась в том, что отбирались молодые представители нескольких организаций — лучшие из лучших — и сами себе строили жилье. Это было очень здорово! Уже тогда принцип конкретного реального дела въелся в мою душу.
— Есть два типа руководителей: менеджер-организатор и креативный лидер. Вы к какому типу относитесь?
— Наверное, в большом многоплановом коллективе невольно приходится совмещать эти типажи. Здесь у меня богатый опыт: почти полтора десятка лет назад я начинал свой бизнес буквально с нуля — была только ручка, мозги и огромное желание чего-то достичь. Сейчас могу назвать целый ряд новых направлений, которые были предложены мною лично. Взять, например, ресторан «Богема». До этого наша компания была чисто строительной организацией. Но на каком-то этапе я увидел разрушающееся здание кафе на улице Гагарина, узнал, что там без работы осталось около сотни человек, колбасный цех пришел в запустение. У меня родилась идея, с которой я пришел к руководству города. Мы погасили все долги перед бюджетом, людям выплатили зарплату и в течение полугода восстановили здание. Так у нас появилось новое направление — производство колбасных изделий и ресторанный бизнес.
— А самому часто ли приходится «о быте кухонном забыть, попав в объятья рестораций»? Какие блюда предпочитаете?
— К сожалению, я и в собственном-то заведении бываю достаточно редко. Нравится там салат «По-богемски». А вообще, я люблю простую русскую пищу, с удовольствием ем картошечку с селедочкой, хороший борщ, щи.
— У вас была возможность уехать из города...
— И неоднократно. Но я считаю Ульяновск своей родиной. Здесь учились мои родители, живут мои близкие, друзья. В этом городе началась и продолжается моя сознательная жизнь. Я патриот родного города и не собираюсь отсюда никуда уезжать.
— Что для вас идеальный отдых?
— Общение с природой. Ценю возможность слиться с нею, получить от нее силы, дополнительную энергию. Люблю собирать грибы, ягоды. Просто походить по лесу, прижаться к березке...
— И даже во дворе своего дома вы собственными руками сотворили оазис!
— Когда-то вместе с папой мы создали этот маленький зеленый уголок, который и сейчас помогает мне после напряженного дня отойти от стрессов.
— А в какой-нибудь уголок дикой природы мечтаете попасть?
— Думаю, как-нибудь мы с коллегами побываем в тропиках Амазонки!
— Ну, пока вы с коллективом отдыхаете менее экстремально...
— В 2000 году мы купили турбазу в сосновом бору в Красном Яре. Для сотрудников путевки бесплатные. Есть такая традиция — выезжаем всем коллективом, с семьями, получается очень хороший отдых. Открываем сезон в июне, на День города, и обязательно отмечаем в августе День строителя — это святое!
— На отдыхе вы, говорят, и на гармошке можете сыграть?
— Когда мне было десять лет, папа подарил гармошку, я самоучкой освоил игру. Иногда в кругу близких людей беру в руки гармонь.
— Какие песни любите?
— У меня много любимых песен. Я, например, с удовольствием пою старые русские народные песни, помните (поет): «Ой, полным-полна моя коробочка, есть и ситец, и парча!».
— Вашим сотрудникам можно позавидовать — работают в таком прекрасном офисе, где есть тренажерный зал, бассейн, сауна...
— Обеспечение нормальных условий труда работников — один из принципов моей работы, никогда на это средств не жалел. Несмотря на то, что у нас уже был неплохой офис, я принял решение, и в 1998 году «пробил» этот участочек земли в центре города, за что неоднократно «получал по шее» от бывшего главы области. Много терний пришлось преодолеть, но все-таки на месте развалившегося теннисного корта, пристанища бомжей и наркоманов, мы в короткие сроки построили такое здание.
— Знаю, что однажды вы пожертвовали политической карьерой, чтобы выполнить сыновний долг.
— Так получилось, что в середине восьмидесятых мои родители уехали в Саратов-скую область к родственникам, там получили служебное жилье. А потом случилась беда с мамой, двое суток врачи боролись за ее жизнь, но в пятидесятилетнем возрасте цветущая здоровая женщина ушла в мир иной. Отца мы забрали в Ульяновск, и мне, ради того, чтобы срочно получить для него хоть какое-то жилье, пришлось сознательно уйти из обкома комсомола, обратно в родной трест.
— Вещь, которая вам очень дорога?
— Серп, переданный мне покойным отцом, завещанный моим прадедом, — как символ семейного трудолюбия.
— Вы активно и успешно участвовали в трех выборных мэрских кампаниях. Может, пора самому идти в политики?
— Мне не раз поступали предложения занять достаточно солидную чиновничью должность, в том числе в рамках заместителя мэра. Но мне всегда была интересна живая работа, со своим коллективом. В процессе последней выборной кампании, когда пятьдесят пять суток пролетели на одном дыхании, я заранее открестился от подобных предложений, сказав: «Сергей Николаевич, мне никаких должностей не нужно, просто важно, чтобы вы победили — люди в вас верят!».
— Самые яркие впечатления вашей жизни?
— Конечно, их много. Хорошо помню из детства, когда я, десятилетний мальчишка, вместе со взрослыми почти двое суток зимой участвовал в поисках младшего брата. Они с товарищем ушли на лыжную прогулку и из-за внезапной метели сбились с пути, потерялись. Мы всем районом без сна и отдыха искали их, знаете, тогда я почувствовал, что такое чувство братства.
Еще одно яркое событие — в тридцать лет я стал отцом. Это было трепетное чувство зрелого мужчины, впервые принявшего на свои руки новорожденную дочь.
Недавнее памятное событие — я был награжден медалью «За ратную доблесть» лично губернатором Московской области, президентом Всероссийского общественного движения локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» Борисом Громовым.
— А за что вы, человек, самой мирной профессии на земле, получили боевую награду?
— За то, что долгие годы моя компания оказывает помощь организации «Боевое братство» в Ульяновске, поддерживает вдов, инвалидов. Кроме того, мы постоянно помогаем правоохранительным органам, а также дет-ским домам, православной церкви. Например, участвовали в деле реставрации Богоявленского Храма в Старой Майне, за что от Отца Константина я получил благодарственное письмо.
— А на что вы еще с удовольствием тратите деньги? И на что вам денег жалко?
— На подарки детям и, пожалуй, на поощрения отличившимся работникам компании. Вот на это никогда не жалел денег. А жалею, когда приходится платить за чью-то глупость, порой за свою. Всем нам свойственно делать ошибки в этой жизни...
— Отражается ли ваш сегодняшний уровень доходов и степень занятости на отношениях со старыми знакомыми, друзьями, родственниками?
— Лично с моей стороны отношения не меняются. Другое дело, что времени на общение практически не остается.
— В вашем кабинете увидела интересные книги. Любите читать?
— Еще в школьные годы литература была моим любимым предметом. Помню, я очень сопереживал Наташе Ростовой в ее трагической любви к Болконскому. Конечно, в юные годы все это воспринимаешь по-другому. Сейчас я с удовольствием перечитываю классику — Достоевского, Толстого. Это великие мыслители, у них и сегодня можно многому поучиться.
— Сергей Викторович, вы согласны, что в сорок лет жизнь только начинается? Есть ли у вас на ближайшие годы своя «программа-максимум»?
— Сорок лет, особенно для мужчины, — время собирать камни. Оглядываясь назад, могу сказать, что определенные этапы жизненного пути позади, есть хорошие достижения. А планы? Еще, как минимум, прожить столько же лет такой же активной созидательной жизнью.