Всегда на высоте
- Башенные краны над городом - верный показатель состояния дел в строительстве. Судя по количеству кранов, ульяновский стройкомплекс - на подъеме. Вы согласны с такой оценкой, Анатолий Иванович?
- Наше предприятие обеспечивает строительной техникой стройкомплекс Ульяновской области с 1968 года, поэтому оценивать ситуацию можно, что называется, изнутри. В эпоху «Главульяновскстроя» мы были одним из ведущих подразделений треста «Строймеханизация». Весь трест, включая шесть управлений механизации, УПТК и управленческий аппарат, насчитывал порядка 2,5 тысяч человек, и 1240 из них работали в УМ-2. Мы обеспечивали подъемными механизмами весь «Главульяновскстрой» - башенные, гусеничные, автомобильные краны, вышки и другая техника. Во времена максимальной загрузки ульяновского стройкомплекса доходило до двухсот смен башенных кранов в день. Для сравнения: сегодня их в Ульяновске - порядка 50. Так что расти еще, есть куда. Но то, что после глубочайшего спада, который пережила отрасль в 1990-е годы, строительство набрало серьезные темпы - очевидно.
Я совершенно уверен: 1 млн «квадратов» в год для ульяновских строителей - абсолютно приемлемая планка. Заводы стройиндустрии сохранены и постепенно развиваются, появляются новые предприятия, возрождается квартальная застройка, применяются новые технические решения. Показательно: первое высотное здание в Ульяновске было сдано в 1970 году - гостиница «Венец», 23 этажа. И только через 43 года появилась вторая высотка - жилой дом на улице Кирова. Сегодня высотные дома строятся в разных районах города. Мы имеем технику, которая позволяет возводить здания и сооружения высотой до 120 метров. Ограничений для строительства, по сути, нет.
- А что помогло УМ-2 сохранить имя, профиль работы, за счет чего остались в числе ведущих игроков строительного рынка Ульяновска?
- В последние десятилетия борьба за рынок была нешуточной. Произошло много пертурбаций, включая рейдерские захваты, но мы сумели отстоять рыночные позиции и не только сохранили свою нишу, но и заняли новые. Кроме традиционных для УМ-2 крановых работ, освоили практически все виды земляных и свайных работ. Сегодня наша доля в этом секторе в Ульяновске - порядка 70%. Конечно, конкуренты есть, но зачастую это небольшие организации, которые не имеют возможности выполнять сложные технологические и проектные решения.
- Строительная отрасль, действительно, очень неоднородна. Наряду с крупными застройщиками - масса компаний, у которых один-два объекта. Кому отдаете предпочтение?
- Мы готовы работать с каждым. Для динамичного развития рынка нужны и большие компании, и мелкие. Крупным надо отдавать застройку кварталов, где они начинали бы с социальной инфраструктуры - детских садов, школ. Такой принцип постепенно возрождается в ряде проектов, к примеру, на строительстве микрорайона «Искра» «квартал Б», застройщик КПД-2.
- Был период, когда вы работали за пределами Ульяновска…
- Да, у нас были объекты в Казани, Самаре, Саранске, Тольятти. В 2009 году выиграли тендер на производство строительно-монтажных работ и выделение башенных кранов на строительстве объектов универсиады в Казани. Из 17 башенных кранов на стройке студенческого городка 14 было наших. Но работать за пределами области стало невыгодно: растут цены на топливо, высоки затраты на перебазировку техники, проведение техобслуживания, содержание рабочих. Поскольку увеличились объемы в Ульяновске, мы делаем ставку на свой город. Хотя совсем от работ за пределами своей области не отказываемся.
Поле деятельности в Ульяновске сегодня большое. Во многом это надо отнести в заслугу губернатору Сергею Морозову: работа по привлечению инвесторов, развитие промышленных зон, снижение административных барьеров для жилищного строительства стало хорошей базой для развития строительной отрасли региона. Для нашего предприятия, например, работа на площадке завода МАРС в 2008 году оказалась настоящим спасением, позволила устоять в тяжелейший для всей ульяновской и российской экономики период. Далее был завод компании «Сабмиллер». Сегодня мы закончили работы на заводе «Немак». Ведутся переговоры по новым промышленным объектам.
Мы не стоим на месте. Практически полностью обновили землеройную и самосвальную технику, обновляем автокраны и башенные краны, изучаем и применяем новые технологии. Наше будущее - в обновлении.
- За клиента сегодня приходится по-настоящему «биться». В чем ваши конкурентные преимущества?
- Во-первых - оптимальные цены. Мы не демпингуем, наши цены реальны, и мы за них отвечаем. Во-вторых - гарантированные сроки и качество. УМ-2 имеет собственную производственную базу. Я бы сказал, это мини-завод по обеспечению безопасной работы всей нашей разноплановой техники. Строители знают: если возникли трудности, то мы их быстро решаем. На объектах технику не ремонтируем. Если что-то случилось - снимаем узел или агрегат, меняем на другой, максимум через два-три часа сложная машина в работе.
Мы самостоятельно разрабатываем проекты производства земляных, свайных работ на каждый объект. Делаем проекты на установку башенных кранов, сами запускаем их в эксплуатацию. Лицензию на производство капитально-восстановительных ремонтов башенных кранов, изготовление частей башенных кранов сегодня имеют лишь несколько предприятий в России. УМ-2 - одно из них.
- Строительная отрасль традиционно славится своими династиями…
- Это вопрос кадровой политики. Сегодня в УМ-2 работает 410 человек, многие трудятся целыми семьями. Большинство работающих приходит к нам по совету близких, а потом и сами приводят сюда родных, друзей, знакомых. Основным фактором такой преемственности является стабильность. Стабильность в работе, в зарплате, наше серьезное внимание к технике безопасности, обязательные медицинские комиссии, обучение. Дефицита в кадрах пока не испытываем, но всегда стараемся работать на перспективу: занимаемся подготовкой необходимых специалистов, создаем приемлемые условия труда. Знаете, чем я больше всего горжусь в нашем административном корпусе? Бытовыми помещениями. Мы привели их в достойное состояние. На очереди - столовая.
50% работ у нас - это башенные краны. Профессия машиниста башенных кранов - сложная, она требует не только профессиональных навыков, но и определенных личностных качеств. Здесь высока моральная сторона, на пике - дисциплина, ответственность. В мороз, жару, дождь человек всегда на высоте. Вся стройка перед ним, как на ладони. В планерках на объекте наряду с начальниками строительных участков, производителями работ, мастерами, как правило, участвует и крановщик. «Я строю этот дом» - не пустые слова. Машинист башенного крана - это высококвалифицированная производственная интеллигенция.
- Когда поздравляете своих сотрудников с Днем строителя, что им желаете?
- Первое - здоровья им и их семьям. Второе - интересной работы, оплачиваемой и безопасной. И третье - чтобы умели отдыхать. Чтобы радость была от всего, чем занимаемся.
Наша справка
ЗАО «Управление механизации №2» входит в холдинг КПД-2. Осуществляет эксплуатацию и капитально-восстановительный ремонт строительной техники, выполняет земляные работы, устройство свайных оснований зданий и сооружений. Технический парк предприятия включает в себя около 120 башенных кранов, сваебойные установки, гусеничные краны, землеройную технику и другие строительные машины.
Без участия УМ-2 в регионе не обходится практически ни одна серьезная стройка. Предприятие обеспечивало строительство Ленинского Мемориала и других социальных и культурных объектов в Ульяновске, санаторно-оздоровительного комплекса в Ундорах, крупнейших промышленных предприятий региона - УАПК, «Комета», «Марс», «Искра», новых инвестпроектов в промзоне «Заволжье», современных торгово-офисных центров, жилых домов в Ульяновске, Самаре, Тольятти, Саранске, Казани.