Выбор сделан. Выборы продолжаются
В новый год Ульяновская область входит с новым губернатором.
Ульяновск, Димитровград и Барыш избрали себе новых мэров. Законодательное Собрание области пополнилось четырьмя депутатами. А в Государственной Думе наконец-то появился представитель Ульяновска. Не «закрепленный за нами» ведущей думской фракцией, а избранный всенародным голосованием.
Мы успели вскочить на подножку уходящего поезда «Всенародные выборы губернатора». И пусть президентское назначение глав регионов не обойдет стороной и Ульяновскую область, но мы успели сказать, кого хотим видеть во главе областной администрации. 52,81% голосов избирателей, отданных за Сергея Морозова, — таков выбор.
Все мы были свидетелями отчаянной битвы за властное кресло. Битвы всеми возможными и почти невозможными средствами. Было досадно, когда нас держали за глупцов. Было смешно, когда пытались купить дешевыми обещаниями. Было тревожно, когда все увереннее набирали очки явные популисты. Поэтому многие голоса за одних кандидатов на деле оказывались голосами против других. Но как бы то ни было, выбор сделан. Когда же заходит речь о предвыборных обещаниях, мне вспоминается письмо в редакцию областной газеты, в которой я работала лет пять назад. Читательница жаловалась на протекающую крышу. Течет, писала, уже много лет, и нет с ней ну никакого слада. Денег на ремонт не хватает, а глава района помочь отказывается. И прилагала к этому своему письму в редакцию два официальных обращения к ней, «уважаемой Анне Ивановне». Одно — от господина N, кандидата на пост главы района. Он убедительно просил отдать свой голос ему и обещал работать исключительно во благо Анны Ивановны. Второе — от того же господина N, выбранного главой района. В ответ на слезную просьбу починить крышу он сухо и коротко отвечал: «Нет денег в бюджете»...
И еще вспоминается совсем недавняя «прямая линия» одного из очередных кандидатов на очередной высокий «этаж» власти. По техническим причинам кандидат опаздывал к назначенному сроку, а редакционный телефон уже вовсю разрывался от настойчивых звонков. И тогда отвечать на звонки «электората» стало доверенное лицо. «Мы вам верим! — изливали душу избиратели. — Вся наша надежда только на вас!». «Я обязательно оправдаю ваше доверие», — проникновенно отвечало доверенное лицо. И само, наверное, искренне верило в собственную ложь во спасение... Во спасение кого? И сколько уже можно обещать «все всем и сразу»?
Самое страшное в выборах — это без- временье. Когда прежней власти уже фактически нет, а новая еще не избрана. В итоге мы входим в новый год без областного бюджета. Между тем, с 1 января 2005 года федеральное законодательство переадресовало регионам целый ряд федеральных функций. А это большие деньги, которые брать неоткуда. Вновь ушли мимо Ульяновской области федеральные средства, которые могли быть выделены на строительство волжского моста. Намечающееся реформирование большой энергетики тоже остается без пристального внимания региональной власти. В 2005 году ОАО «Ульяновскэнерго» прекращает свое существование, а это один из крупнейших налогоплательщиков региона. Где будут зарегистрированы новые межрегиональные энергетические компании, создаваемые в ходе реформы? Едва ли — в Ульяновске. В раже выборных баталий этим просто никто не занимался.
Единственным значимым событием декабря оказалась передача в федеральную собственность волжской дамбы. Вторым по значимости (судя по областной прессе) стало торжественное открытие помывочного отделения в новом баннно-прачечном комбинате в Инзе. Заголовок «Идите В БАНЮ!» в первом номере официального органа областной администрации, вышедшего в свет после выборов 5 декабря, воспринимался как весьма красноречивое иносказание. Как вполне конкретное пожелание. Очевидно, и вновь избранным депутатам, и новым главам трех муниципальных образований. И — избирателям, определившимся не так, как надо бы.
Звучит все больше мнений о несовершенстве избирательной системы. Одни говорят о том, что начинать кандидатам нужно с гражданских сходов, другие предлагают безоговорочно снимать с выборов кандидатов-двойников. Не участвует кандидат-однофамилец в теледебатах, не ведет никакой предвыборной агитации — значит, вся его функция заключается в оттягивании на себя голосов явных лидеров выборной кампании. Только в последнее время технология «двойников» использовалась на Алтае, на Сахалине, в Ульяновской области. А в Екатеринбурге и вовсе шли на выборы целых три пары однофамильцев. Есть предложения запретить организацию избирательных блоков и предоставить избирателю право расставлять кандидатов в партийном списке в соответствии со своими предпочтениями. А для того, чтобы обеспечить связь депутатов с территориями, предлагается закреплять депутатов за регионами и наказывать их за плохую работу там. Вплоть до отзыва по суду. Но все это — только предложения. Пока же имеем то, что имеем. И выбирать в феврале депутатов Городской Думы Ульянов-ска предстоит по уже утвержденным правилам. Сколько кандидатов будут претендовать на 35 депутатских кресел, мы узнаем уже скоро. «Электоральный период» в Ульяновске продолжается.
Они победили
Губернатором Ульяновской области избран Сергей Морозов. Мэром города Ульяновска — Сергей Ермаков,
главой Димитровграда — Александр Молочков,
главой Барыша — Сергей Кочетков.
Депутатом Государственной Думы стал Юрий Коган.
Депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области — Расих Гатауллин, Николай Ягодин, Александр Баландин, Алексей Куринный.
Людмила Ильина
Чтобы запасть в душу избирателя
Декабрьские выборы завершены. Почему ульяновцы предпочли одних кандидатов и не поверили обещаниям других? И так ли легко будет «искусить» нашего искушенного избирателя на февральских выборах в Гордуму?
Николай Васин Политолог
Кампания нестандартная
Не будучи искушенными в политике, они совершенно неверно выстраивали стратегию и тактику своих избирательных кампаний. Не учитывали того, что успех выборов закладывается задолго до их начала. Поскольку непосредственно во время выборов, когда льется информация о сотнях кандидатов, десятках политических партий и предвыборных блоков, сориентироваться в этом человеку, не вовлеченному в политику, практически невозможно. В декабрьской избирательной кампании ряд этих моментов был учтен. Вместе с тем, обозначились новые моменты, которые нами прогнозировались. Мы предполагали, что нынешняя кампания будет очень грязной, что, собственно, и подтвердилось. Это было обусловлено двумя факторами. Тем, что на протяжении продолжительного времени у нас в области не было явных лидеров общественного мнения. В этих условиях, не будучи в состоянии чистыми технологиями обеспечить себе преимущество, значительная часть претендентов стала работать на понижение имиджа соперника, не стесняясь особенно в средствах и приемах. Фактор второй - длинный шлейф слухов, домыслов и сплетен, который тянулся за большинством участников избирательного процесса. А это провоцировало их соперников на активное использование этого буквально падающего в руки потенциала.
Нынешняя губернаторская кампания развивалась весьма нестандартно. Если на первом этапе, до середины ноября, основное противоборство кандидатов шло по линии Морозов — Шаманов, то с уходом Шаманова доминирующим стало противоборство Морозов — Баржанова. Все остальные претенденты в какой-то степени выпадали из фокуса внимания избирателей. Но все вместе они работали против лидера, в качестве которого сразу определился Сергей Морозов. Именно против него был направлен совокупный потенциал всех остальных кандидатов.
Произошло именно то, возможность чего мы предполагали еще летом: в ситуации, когда основные фигуры были увлечены борьбой друг с другом, реальные шансы выйти во второй тур получила третья фигура — Сергей Герасимов. За счет чего? Он очень обучаемый политик, быстро прогрессирует. У Герасимова хорошая самопрезентация, он умеет красиво себя преподнести. И еще один важный момент: кандидат активно использовал в свою пользу протестный настрой населения.
Снятие Сергея Герасимова с выборов позволило выйти во второй тур Маргарите Баржановой. Третьим игроком второго тура стал кандидат «Против всех». У него были весьма заинтересованные и влиятельные покровители, через очернение лидеров делавшие все, чтобы оттолкнуть от них основную массу избирателей, одновременно предложив им привлекательную альтернативу: делегировать Президенту РФ возможность самому принять решение о кандидатуре главы администрации Ульяновской области. Эти усилия отчасти возымели свои действия: кандидат «Против всех» по итогам второго тура занял второе место, набрав 25,16% голосов.
Но, несмотря на мощное «промывание мозгов», оттолкнуть избирателей от лидера предвыборной гонки его соперникам не удалось. Сергей Морозов финишировал достойно, почти удвоив свой результат, полученный в первом туре.
В режиме диалога
На декабрьских выборах в Ульяновске впервые достаточно активно стала использоваться такая форма информационного сопровождения выборной кампании, как теледебаты. До этого телевизионная предвыборная агитация, как правило, проводилась в режиме монолога. Кандидату предоставлялось эфирное время, и он сам себя расхваливал. Не было возможности сравнить личные и деловые качества кандидатов, видеть их недостатки, слабости. Это исключало присутствие таких элементов предвыборной кампании, как состязательность программ, проектов и предложений по улучшению жизни людей.
На мой взгляд, теледебаты оказались не совсем удачными. Потому что в ходе их не столько излагались планы по обустройству жизни, сколько предпринимались попытки публично облить грязью соперника. Но это, будем говорить, издержки роста. Главное — теледебаты позволили избирателям лучше разглядеть претендентов на властные посты.
Я считаю, что одной из причин слабого финиша Маргариты Баржановой стало именно ее неудачное участие в теледебатах. Истеричность, которую она привнесла на телеэкран, нападки на соперников оттолкнули не привыкшего к такой манере публичного поведения ульяновского избирателя. За всем этим люди усмотрели корыстные мотивы стремления во власть. Можно отметить еще две причины проигрыша Баржановой. После того, как на губернаторских должностях «сломали себе зубы» такие харизматические личности, как Горячев и Шаманов, женщина в качестве первого лица в Ульяновской области не воспринимается чисто психологически. Причина вторая — неверно избранная тактика. Баржанова не фокусировала на себе внимание избирателей, как на политике, способном эффективно решать круг задач главы администрации области. Она обозначила себя исключительно в роли промежуточного звена: вы пишете жалобы, а я отдаю их на решение в вышестоящие властные структуры.
Характерной особенностью декабрь-ской избирательной кампании были активно предпринимавшиеся попытки со стороны ряда политиков возглавить протестный настрой населения. На этом поле было на редкость тесно. В борьбе за право возглавить протест «толкались локтями» Герасимов, Володарский, Коган, Горячев. Они пытались обратить протест на пользу себе, стремясь представить себя людьми, которые вплотную занимаются решением насущных проблем. Эти кандидаты избрали весьма выигрышную стратегию: работа по проблемам, волнующим маленького человека. И пусть эти проблемы не решались, а если и решались, то в очень незначительном плане, но демонстрация себя защитником народных интересов производила впечатление.
Эти кандидаты очень четко определились со своим электоратом, сделав ставку на наиболее активную часть избирателей — людей пожилого возраста и женщин.
Манипуляции, сэр!
Голословных обещаний было много, но почти никто не разъяснял механизм реализации своих обещаний.
Доминирующим мнением, которое во многом содействовало победе Сергея Морозова, было осознание населением того факта, что ситуацию в области невозможно поправить без установления тесных и конструктивных отношений с федеральным центром. Поэтому реальные перспективы мог иметь только тот человек, кто способен был продемонстрировать потенциал установления таких отношений.
Избиратели сегодня отлично понимают, что глобальные проблемы (такие, как строительство моста, запуск «Авиастара» и другие) в одиночку ни один политик не решит. Людей гораздо больше интересовали вопросы, которые кандидат способен сделать в плане малых, но социально значимых для них дел.
И снова выборы
Если говорить о грязных технологиях, то в нынешней избирательной кампании тон их использования был задан Виктором Моисеевым. И ему отплатили той же монетой. Моисеев увлекся критикой Романенко, забыв вовремя отступиться. Он накрепко привязал себя к имени уходящего мэра, сформировав в общественном мнении устойчивую и негативно воспринимаемую связку «Романенко–Моисеев — одного поля ягодка». И это обстоятельство активно использовалось в черных технологиях теперь уже против самого Моисеева. И второе. Моисеев забыл золотое правило политтехнологов: нельзя работать против всех. Поэтому все начали работать против него, особенно на последнем этапе выборов.
За Сергея Ермакова проголосовали потому, что на фоне всех остальных он был наиболее предпочтителен в плане позитивного восприятия. И в его активе уже был опыт руководства городским хозяйством.
Однако то же самое «при нем было лучше» не сработало у Юрия Горячева. Политическая реинкарнация возможна, но при определенных условиях. Человек должен измениться внутренне и внешне, признать свои прежние ошибки и предложить нечто новое, способное вернуть ему доверие избирателей. Горячев не изменился. Он как был, так и остался необучаем. Это человек другой эпохи. Он смог заручиться поддерж-кой только своего традиционного «остаточного» электората.
Словом, ошибок и просчетов было немало. У кандидатов на должность депутатов Городской думы Ульяновска, к сожалению, крайне мало времени для того, чтобы учесть полезный опыт и ошибки их предшественников по выборным баталиям.
Как пройдут выборы в феврале? С точки зрения избираемости кандидатов существует шанс результативных выборов (35 депутатов, небольшие избирательные участки). Но нельзя не учитывать то, что область в течение почти полутора лет не выходит из состояния перманентного избирательного процесса. Накопился определенный момент усталости. К тому же исчезает интрига: для населения представительные органы власти не столь осязаемо важны, как индивидуальные властные посты. Поэтому степень интереса к выборам будет снижена, и привлечь избирателей на участки окажется делом не из легких.
За кулисами выборов, или Почему Наш не прошел
***…С Венца дует пронзительный ветер. В гостиничном номере, который на месяц стал моим местом работы, стоит жуткий холод. Какой теплой и уютной кажется сейчас родная редакция! Всего второй день я работаю в предвыборном штабе, и уже жалею, что согласилась на этот шаг, позарившись на зарплату в 500 у.е. Надо бы позвонить своему шефу, попросить «забрать меня отсюда». Но чем мотивировать? Ведь никто же не поверит, что пресловутое «шестое чувство» подсказывает, что ничего путного из этой авантюры не выйдет. Пока очень смутно представляю, чем буду здесь заниматься. Но уж, надеюсь, не предвыборную программу сочинять…
***Перезнакомилась с коллегами из предвыборного штаба. Милейшие люди! Руководство штаба тоже впечатляет: юрист, рекламист, бизнесмен, врач с опытом административной работы… Все горят желанием подзаработать к Новому году и… не сомневаются в успехе Кандидата. Их уверенность постепенно передается и мне. Вот только главный идеолог штаба — «известный иногородний политолог» (так его представили) что-то не внушает доверия. Много и красиво говорит, но конкретной пользы от него пока не вижу. «Политологу» в Ульяновске не жизнь, а малина. Жалование — в твердой валюте (деньги — вперед!), квартира в центре, даже на «харчи» тратиться не надо: столуется в личном кафе Кандидата.
***Наконец-то руководство штаба организовало мне первое интервью с Кандидатом. Сказать, что разговор разочаровал, — не сказать ничего! На вопрос: «Почему вы идете во власть?» он лишь махнул рукой: «Да надоело все! Гляди, чего вокруг творится!». Никакой конкретики. Кроме того, выясняю, что биография — с массой «скелетов в шкафу». Предвыборной программы нет и в помине. Злые языки говорят, что вожделенное властное кресло для него — способ решить собственные проблемы, и главное - спасти свой пошатнувшийся бизнес…
***Полку «иногородних» прибыло. Говорят, намерены серьезно поработать над внутренним настроем Кандидата. Кстати, внешне он уже изменился в лучшую сторону. Однако долго «иногородние» не продержались, по-видимому, поняли: тут «ловить» нечего. Кажется, это понимают и «рядовые» штабисты. Предвыборная гонка — в самом разгаре, а обещанная финансовая поддержка из Центра от «известной партии» что-то никак не дойдет… Но один из руководителей штаба божится, что лично присутствовал на «исторической» встрече Кандидата с знаменитыми политиками. Как было не поверить в серьезность намерений сих персон! Меж тем, Кандидат тратит средства из собственного бизнеса, в штаб приходит мрачнее тучи. Выпущены скромные листовки. Я в десятый раз перечитываю собственный текст, но особой гордости по этому поводу не испытываю. Красивые «общие» слова завтра прочитают городские пенсионеры, учителя, врачи… Может, кто-то поверит…С ужасом жду встреч Кандидата с избирателями. Он же двух слов грамотно связать не может! Зря, оказывалось, боялась. Ни одно из запланированных публичных выступлений не состоялось.
***Руководство штаба, посовещавшись за закрытыми дверьми, отдало приказ: готовиться к пресс-конференции. Надо приглашать журналистов. Но ведь никто бесплатно писать отчет с мероприятия не будет, а денег из Центра как не было, так и нет. В ход идут мои «личные связи». В урочный час журналисты собрались в гостиничном «люксе». Очередной сюрприз: Кандидат на встречу не явился. На вопросы журналистов отвечал «иногородний политолог», который пытался убедить собравшихся, что «городу нужны перемены».Одно рекламное агентство сделало «под честное слово» глянцевые плакаты. С удивлением читаю в местных газетах: рейтинг у нашего Кандидата — неплохой! Но в «верхах» штаба зреет раскол. Иногородний бездельник-демагог изгоняется из Ульяновска.
***Зачем я, спрашивается, сижу в этом штабе с утра до вечера без выходных? Ну написала фельетон, где, по указанию идеологов штаба, «проехалась» по каждому кандидату-сопернику (наш, естественно, - «белый и пушистый»). Но кто это напечатает «за так»? С грехом пополам сочинила предвыборную программу. За неимением иной помощи, взяла за основу критические статьи ульяновских газет за последние месяцы. «Что вижу — то пою»: прошла мимо пустыря в центре города, после чего в программе Кандидата появилась строчка о «нерациональном использовании земли в сердце города»...Звонок от знакомой журналистки из «желтой» газеты: «Ну вы, в конце концов, нам рекламу давать собираетесь? Не то смотри, тут на вас компромат принесли, напечатаем…». На эти выпады штабисты пожимают плечами: Кандидат денег больше не дает. Компромат выходит. Всем штабом читаем этот бред и смеемся, особенно над якобы уже полученной финансовой партийной помощью (фигурирует шестизначная цифра в у.е.). Нам бы хоть сотую долю этой мифической суммы! А, вот и посыльный от Кандидата (самого-то его мы давно уже не видим): принес… пачку печенья и заварку. Приходим в замешательство от такой «щедрости».
***Что за шум на гостиничном этаже? Видим сердитую толпу, еле сдерживаемую охранниками. Это люди, которые собирали подписи для нашего Кандидата, раскидывали листовки. Требуют денег. Надо поскорее уносить ноги! Некоторые ушлые члены штаба в качестве компенсации прихватывают кто факс, кто чайник.Особо настойчивые кредиторы будут потом караулить несо-стоявшегося «народного избранника» у дверей его офиса, обрывать телефоны. Предвыборная авантюра окончательно подкосила бизнес Кандидата, и его торопливый отъезд на ПМЖ в другой город был очень похож на бегство…
Записала Галина Кулибина.