Выиграли или пострадали?
Рекламный рынок России движется вперед семимильными шагами, развиваясь не только количественно, но и качественно. Последнему обстоятельству немало поспособствовал новый Закон «О рекламе», который вступил в силу 1 июля. Как в этих условиях чувствует себя ульяновское рекламное сообщество?
Насколько изменился в последнее время рекламный рынок Ульяновска и, соответственно, деятельность вашей компании?
Генеральный директор |
— Несомненно, рекламный рынок региона развивается и будет развиваться, — коль есть положительная динамика в общем росте бизнеса. Развитие нашей компании обуславливается спецификой сферы услуг, в которой мы работаем — так называемой BtoB (бизнес — бизнесу). При этом количество поверхностей (если мы говорим об outdoor — наружной рекламе) практически не увеличивается. Это связано с негласным запретом на установление новых конструкций формата 3х6 и существенным усложнением оформления рекламных мест сити-формата и прочей уличной мебели. Если говорить о других средствах рекламы, то, на мой взгляд, особого бума не наблюдается как в газетных продажах, так и в продажах рекламы в электронных СМИ. Некоторые перераспределения в объемах продаж, наблюдаемые на рынке Ульяновска, могут являться следствием как смены собственников (например, АиФ), так и сменой партнеров на федеральном уровне (например, НТВ).
Николай Фетюхин:
— Произошли структурные изменения рынка. В частности, последнее время активно развивается сегмент Интернет-рекламы, именно поэтому наша компания полностью ушла в эту нишу, отказавшись от предоставления других услуг. Когда три года назад мы только начинали заниматься web-рекламой, нам приходилось подолгу растолковывать заказчикам, что это такое и для чего это нужно. Сейчас же мы лишь разъясняем, почему данные услуги лучше заказать у нас.
Директор |
— Наша компания работает на рекламном пространстве Ульяновска уже десять лет, и все это время мы видим, что данный сегмент рынка активно развивается — как количественно, так и качественно. Немного подкосил нашу отрасль, как, впрочем, и экономику региона в целом, дефолт 1998 года. Но, к счастью, мы это пережили, и, например, в нашей компании речь о закрытии даже не стояла.
Сегодня все больше руководителей, предпринимателей понимают, что качественная реклама — действительно двигатель торговли, что она реально работает, и поэтому наши услуги востребованы как никогда. Нам приятно осознавать, что количество постоянных заказчиков в нашей компании значительно увеличилось: если раньше они составляли процентов 30 от общего количества клиентов, то сегодня процент лояльных заказчиков достигает 80. Причем почти 50 процентов из них работают с нашей компанией с 1999 года. Еще одна положительная тенденция: «растут» наши заказчики — «растем» и мы. С 2005 года в нашей компании идут активные процессы технического перевооружения, мы постепенно ушли от кустарных методов, и сегодня к услугам наших заказчиков — современное оборудование, передовые рекламные технологии.
Дмитрий Долгов:
— На мой взгляд, рекламный рынок Ульяновска начинает развиваться более динамично, что, конечно же, радует. Появляется все больше различных видов носителей рекламы, и в связи с этим, соответственно, увеличивается поле действий. Улучшения наблюдаются и в нашем рекламном агентстве,
Генеральный директор |
Руслан Закиров:
— Было время, когда рынок наружной рекламы (прежде всего это касается щитовой рекламы) никто не контролировал и не регулировал, и рекламные агентства получали сверхприбыли. Развивающийся гигантскими темпами рынок «наружки» не мог не заинтересовать крупных иностранных инвесторов. Они во многом помогли начинающим рекламным агентствам в регионах, так как самостоятельно устанавливать конструкции им было невыгодно.
Мы, как и многие рекламные фирмы Ульяновска, начинали с установки рекламных конструкций 6х3 м. Однако мне было куда интереснее заниматься производством, поэтому в 2000 году организовали производственный цех по изготовлению наружной рекламы. В настоящее время мы уверенно входим в группу лидеров Поволжского региона по объемам производства наружной рекламы. Штат увеличился до 42 человек, производственные площади составляют более 1000 кв. м, организован цех по производству неона, печатный цех, позволяющий печатать огромные полотна с высоким качеством, закуплено высокоточное и технологичное оборудование, отвечающее всем мировым стандартам в производстве наружной рекламы.
И.о. директора |
— Наша компания работает в сфере рекламы пятый год, и в последнее время мы активно инвестируем заработанные средства в новое оборудование, обучение персонала. Все это приносит свои плоды: наши специалисты достигли такого уровня, что могут спокойно конкурировать с самарскими коллегами. В клиентской базе компании уже более 80 постоянных заказчиков, и с каждым годом этот показатель неизменно увеличивается. Радует, что ульяновским заказчикам не нужно лишний раз говорить о необходимости рекламы, — они все это прекрасно понимают.Что же касается ульяновского рекламного рынка, то я не замечаю особой динамики развития — в отличие от той же Самары, где данная отрасль демонстрирует значительный рост. В этом городе появляется много новых конкурентоспособных предприятий, специализирующихся на производстве и размещении рекламы, в том числе и столичных.
Как изменения в рекламном законодательстве повлияли на деятельность вашей компании?
Борис Куломзин:
— Стало сложнее. Мы как производители телевизионной рекламы, много потеряем от рекламных нововведений. В Самаре расценки на данные услуги уже подорожали в 2,5 раза, в Нижнем Новгороде — в 4, ожидается удорожание и в Ульяновске. А это значит, что наши мелкие клиенты будут перераспределять свои рекламные бюджеты, станут искать более экономичные рекламные носители.
Генеральный директор |
— Мое мнение: новый закон хорошо проработан, чувствуется, что он был составлен при участии бизнеса. Но, как и в любом нововведении, без «пострадавших» не обошлось. Так, новым законом полностью запрещаются так называемые «рекламомобили», будет запрещена реклама на дорожных знаках. Самое главное для рынка рекламы в Ульяновске, на мой взгляд, — это полный запрет рекламы табачных изделий с 1 января 2007 года (как отец, я поддерживаю эти ограничения). Запрет будет серьезным ударом для многих: 40% всех конструкций города рекламировали табачные изделия. Но и здесь, конечно, выживет сильнейший. В целом же, уверен, рынок это переживет.
Дмитрий Долгов:
— При вступлении в силу нового закона «О рекламе», как известно, начинают действовать более строгие требования к различным видам (носителям) рекламы. Но, к счастью, новый закон никак не ограничил BTL-рекламу, так что мы надеемся на появление новых клиентов и динамичное развитие рынка нестандартной рекламы.
Руслан Гайнетдинов:
— Эти изменения повлияли на деятельность нашей компании прямо и жестко. Новым законом «О рекламе» были запрещены наши так называемые «рекламомобили». И хотя срок вступления этого запрета законодатель перенес на 1 января 2007 года, это уже легло ощутимыми убытками на нашу компанию. В сфере телерадиовещания (в рекламную группу «Пеликан» входит ТРК «Наш Век», а также совместно с компанией «Сигма ОЛД» мы занимаемся продажами рекламного времени на НТВ в ульяновском регионе) изменения тоже довольно ощутимые, но не столь радикальные. Честно говоря, все телевизионщики сами с интересом ждали 1 июля, чтобы узнать, как перекроят сетку вещания, какие программы урежут или заменят и что в результате выпустят в эфир.
Директор |
Николай Фетюхин:
— Считаю, что новый закон о рекламе Интернет никак не затрагивает. В данном сегменте, в отличие от других видов рекламы, практически отсутствуют какие-либо ограничители, а стало быть, из других медиа-секторов, где данных ограничителей отныне в избытке, клиенты потянутся к web-рекламе. Это не может не радовать. Хотя развитие Интернета, а соответственно, и бурное развитие Интернет-рекламы, наводит на мысли о том, что в скором времени законодатели доберутся и до Всемирной паутины.
Олег Соловьев:
— К сожалению, сегмент наружной рекламы больше всего пострадал от изменений в рекламном законодательстве. Мы прогнозируем, что более половины заказчиков уже не будут рассматривать билборды в качестве рекламного носителя. В результате, ожидается серьезное снижение налоговых поступлений в местный бюджет.
Какие шаги необходимы для улучшения ситуации на рекламном пространстве Ульяновска?
Руслан Гайнетдинов:
— В первую очередь — не мешать бизнесу. Во-вторых, разработать «правила игры» на рекламном рынке совместно с операторами, в противном случае, это будет монолог в пустоту. Рынок должен быть максимально открытым, конкретным и приносить государству доходы не в виде поборов и взносов, а в виде налогов.
Николай Фетюхин:
— Необходимо предпринимать шаги для развития бизнеса, а рекламный рынок будет эволюционировать соответственно.
Олег Соловьев:
— Сейчас, когда ульяновский рынок активно завоевывают иногородние рекламисты, хотелось бы большей лояльности к местным рекламным агентствам со стороны ульяновских законодателей.
Дмитрий Долгов:
— Считаю, что в нашем городе недостаточно развита маркетинговая культура. Отсутствует этика в рекламе. Большинство рекламных агентств стараются подавить друг друга, вместо того чтобы объединиться. И поэтому необходимо создать ассоциацию рекламщиков, где специалисты могли бы делиться опытом друг с другом, что в дальнейшем повлияет на улучшение качества рекламы и развитие творчества в данной сфере. Дело в том, что в городе очень слабо развит креативный подход к рекламе. Почти все выдержано в одном стиле. Реклама начинает утомлять потребителя, вместо того чтобы удивлять своей красочностью и разнообразием.
Руслан Закиров:
— Долгое время власть и бизнес не понимали друг друга. Сейчас все меняется в лучшую сторону, организуются круглые столы, процедура согласования стала проще. Со своей стороны, мы помогаем в организации праздников, социально значимых мероприятий города. Ситуация налаживается и с точки зрения рекламного видения самих предпринимателей. Все чаще люди заказывают более качественную наружную рекламу. Если раньше широко использовалась оцинковка и аппликация пленкой, то сейчас все больше заказывают рекламу с применением неона, алюминия, пластика и полноцветной печати.
Для улучшения ситуации на рекламном пространстве городу необходимы богатые инвесторы в сфере производства, чтобы занять людей, дать им достойную зарплату; нужно активнее привлекать прогрессивно мыслящую молодежь во властные структуры; стоит организовать, например, Ульяновскую Ассоциацию Наружной Рекламы и Информации (УАНРИ), в которую вошли бы представители рекламных компаний города, представители власти — для совместной и постоянной (!) работы в сфере улучшения ситуации на рекламном пространстве нашего города и области.
Борис Куломзин:
— Единственное, что может существенно «оживить» нашу отрасль, — общее оздоровление экономики региона, чтобы Ульяновская область была более инвестирована, чтобы открывались новые предприятия, появлялись новые сетевые формы, увеличивалась покупательская способность населения. Рекламная сфера напрямую зависит от экономической ситуации на местном рынке.
Материал подготовила