Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Высший пилотаж страхования

Гость июльского номера — генеральный директор ЗАО Страховая компания «НИК» Вячеслав Сирота.

Вячеслав Васильевич Сирота родился в 1950 году в Узбекистане. Окончил Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Королева (специальность «инженер-механик»). Работал на Ташкентском авиационно-промышленном объединении, на ПО «Авиастар», в ГрК «Волга-Днепр». Прошел курс обучения в рамках программы TACIS, прослушал курс «Ситуационного руководства» Центра исследований лидерства США. В настоящее время — генеральный директор ЗАО СК «НИК». Женат, есть сын.

— Вячеслав Васильевич, помните момент, когда вы почувствовали себя взрослым?
— Да, это запало в душу. Мне было лет восемь, когда я понял, насколько трудно моей матери: отец умер рано, воспитание сына полностью легло на ее хрупкие женские плечи. Ей приходилось работать в три смены на ткацкой фабрике. Тогда я для себя решил, что обязательно должен чего-то в жизни достичь, в первую очередь, получить высшее образование.
— А почему выбрали авиационный институт?
— После школы я учился в Самаркандском университете на математическом факультете, но друг сбил меня с этого пути, уговорил заниматься авиацией. Тогда, в 60-е годы, авиация и космонавтика были невероятно популярны. Я бросил университет и уехал в Самару. После окончания вуза меня направили на Ташкентский авиазавод. А потом с семьей мы перебрались в Ульяновск, где я устроился на самолетостроительный завод «Авиастар», которому посвятил 17 лет своей профессиональной деятельности.
— А как вы попали в страховой бизнес?
— Девять лет назад руководство Группы компаний «Волга-Днепр», в которой я работал заместителем финансового директора, предложило мне возглавить страховую компанию «НИК», созданную для обеспечения надежной страховой защиты крупных авиационных рисков ГрК «Волга-Днепр». До этого я не занимался страховым делом. И практически сразу столкнулся с крупным страховым случаем, который произошел в Канаде с самолетом, застрахованным в нашей компании. Со специалистами СК «НИК» мы провели большую работу, пригодились мои знания в конструкции самолетов и в экономике авиации. В последствии, я изучил много специализированной литературы, у меня были хорошие учителя из числа сотрудников компании, многие до сих пор со мной работают. Я им очень благодарен, хотя в работе часто случаются разногласия. Полезным является опыт работы на международном страховом рынке. Установлены надежные контакты с западным брокером Willis Ltd., в рамках которых организуются регулярные визиты западных андеррайтеров в Ульяновск. Их опыт работы уникален. Несомненно, есть специфика российского и западного страхового рынка, но в любом случае нам есть чему у них поучиться, и мы не упускаем этой возможности.
— У вас — огромный управленческий опыт...
— После института я сразу устроился на должность мастера. Мне было 25 лет, а моим подчиненным — за 50, я почти два года работал в этой группе, получил неоценимый опыт. И вот с тех пор постоянно руковожу маленькими или большими коллективами. Управлять людьми — самая ответственная работа. Ведь каждый человек, будь он руководитель или сотрудник, имеет свое безоговорочное мнение, как говорится, «семи пядей во лбу». А задача управленца — объединить персонал с разными мнениями на выполнение единой цели.
В нашей профессиональной области постоянно приходится сталкиваться с дефицитом кадров: специалист набирает опыт в компании и покидает ее, чтобы реализовать себя в другом проекте. Как сказал представитель швейцарского перестраховочного общества, который был у нас с визитом: «Я на рынке стою столько, насколько я был успешен вчера».
Считаю, что для управленца главное — правильно ставить задачи перед людьми и оценивать, насколько те или иные сотрудники способны их выполнить. В этом, на мой взгляд, состоит искусство управления.

Поддержка молодежной акции по уборке любимого города

— Насколько СК «НИК» готова к конкурентной борьбе?
— В конце прошлого года мы четко поняли, что дальнейшее развитие компании невозможно без реорганизации. СК «НИК», как и любая компания, которая возникла «с нуля», достигла определенного уровня эффективности, и появилась потребность в перестройке бизнес-процессов — для оптимизации управления и развития бизнеса, для более эффективного функционирования на рынке страховых услуг и повышения конкурентоспособности компании. СК «НИК» — это не филиал иногородней компании, это самостоятельная, единственная ульяновская страховая компания. Мы сами проводим маркетинговые, андеррайтинговые, методологические исследования, сами разрабатываем продукты и продаем их, сами занимаемся инвестициями страховых резервов.
В основные виды деятельности СК «НИК» входят добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование автотранспорта, страхование грузов, страхование имущества, страхование ответственности. Страхованием жизни занимается дочерняя СК «Фламинго», которая в настоящее время находится в стадии ребрендинга в целях формирования единой страховой группы под общим брендом «НИК». Компания движется к универсализации страхового портфеля.

В день вручения награды в честь 85-летия гражданской авиации России

Вместе с тем, серьезно работаем над улучшением качества авиационного страхования. Это очень сложный специализированный вид страхования, я бы сказал, высший пилотаж страхового дела. Здесь задействованы огромные суммы, за которые отвечает наша компания, где предъявляются большие требования, связанные с законодательством, в том числе других государств.
Думаю, в ближайшее время нас ждет активный рост страхования жизни. До сих пор этому мешал сохранившийся советский менталитет: сколько лет нам твердили «ты обязан», «ты должен». Все наши ценности были выстроены на государство, в то время как весь мир выстраивал ценности на семью, на человека. В последнее время наблюдаются изменения, исходящие главным образом от государства. Начали работать непосредственно с человеком, вот, объявили «Год семьи», акцию «Роди патриота»... Когда мы пройдем через все эти этапы развития общества, тогда и в нашей стране в полной мере будут востребованы услуги страхования. Так что сейчас я вижу задачу страхового рынка в том, чтобы завоевать авторитет в глазах людей, вселить в них уверенность. Это очень важный вопрос.
— Какие планы поставлены сегодня перед коллективом СК «НИК»?
— В 2007 году в СК «НИК» было разработано стратегическое дерево целей на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В ближайших планах стоит завоевание лидерских позиций на поволжском рынке с такими продуктами, как автострахование, страхование имущества, профессиональной ответственности. Также мы ставили целью добиться понимания ульяновских работодателей, что страхование жизни и здоровья сотрудников — важнейшая часть соцпакета, которая свидетельствует о заботе компании о своих сотрудниках и эффективно решает кадровый вопрос. Если не думать о человеке, а страховать только имущество, то далеко мы не уйдем.
И еще. Я тридцать лет живу и работаю в Ульяновске, и мне становится очень обидно, что наша компания — в соответствии с законодательством — размещает страховые резервы в экономике других регионов. Наши инвестиции развивают чужую экономику!
— Почему так происходит?
— В нашем регионе отсутствуют финансово-инвестиционные инструменты, которые соответствовали бы требованиям министерства финансов. Поэтому мы работаем с ценными бумагами Самарской, Владимирской и прочих областей, но только не Ульяновской! Как же так, мы же ульяновская страховая компания, порядка девяти миллионов налогов за год поступает от нас в бюджеты разных уровней. Думаю, мне удастся обратить внимание городских, областных властей на эту проблему, а также на то, что страхование, как один из финансовых институтов, необходимо развивать и на местном уровне.

Большому кораблю — большое страхование. Вместе с делегацией иностранных страховщиков у «Руслана»

— На какой вид деятельности вы могли бы поменять свою работу, и что могло бы заставить вас сделать это?
— Поменять настоящую профессию я смогу только на ту, которой учился, которую хорошо знал когда-то, — на самолетостроение. Что могло бы подвигнуть на это? Наверное, высокие материи (смеется). Когда я поступал в институт, в газете для абитуриентов вычитал фразу, которую повторяю до сих пор: «Путь выбирая, не надо бояться, лучше всего и трудней в авиации!». Для того чтобы решиться еще раз испытать трудности работы в авиапромышленности, должен быть зов души. Или, возможно, требования интересов холдинга, в котором я работаю...
— Какие из вредных привычек одобряете?
— Трудоголизм! Это действительно вредная привычка, нужно уметь отдыхать и расслабляться. У меня, к сожалению, это получается не до конца.
— А какие у вас «внеклассные» увлечения?
— С каждым годом их становится все меньше и меньше. Слишком плотный график работы. Когда-то активно занимался рыбалкой. Люблю почитать — что-то связанное с историей, но не слишком тяжелое. Специализированной литературы мне хватает на работе... Люблю посидеть за рулем, раз в году совершить на своей машине дальнее путешествие. Хотя я не великий путешественник. Даже если бываю в чужой стране, предпочитаю полежать в гостинице, а супруга тянет по музеям (смеется)!
— Без каких предметов вы не можете представить свою жизнь?
— Без благ цивилизации. Однако могу легко обходиться без компьютера. Несмотря на то, что это очень ценная вещь, я убрал компьютер со своего рабочего стола. Он отнимает очень много полезного времени, заставляет вникать в те вопросы, которыми должны заниматься сотрудники. И потом, куда это годится, когда мои заместители из соседнего кабинета пишут мне электронные письма! Я всегда говорю, если есть что обсудить — давайте сделаем это в личной беседе! Вот у меня стол завален бумагами: здесь выводы, рабочие отчеты, задачи на будущее...

На корпоративном празднике

Процесс приготовления плова женщине не доверяю


— Отчеты радуют?
— Я никогда не бываю удовлетворен своей работой. Всегда считаю, что можно было бы сделать лучше. Хотя я и не пессимист. «Все плохо!» — это не про меня. Радует многое. Например, динамика работы моей команды.
— Какое достижение компании можете считать лично своим?
— Успех не может зависеть только от капитана, это слаженная работа всей команды. Чем сплоченнее коллектив, тем больше успехов у компании и возможностей для развития бизнеса. К примеру, СК «НИК» до моего прихода была исключительно кэптивной страховой компанией, обслуживающей только интересы ГрК «Волга-Днепр», а численность сотрудников не превышала 20 человек. На сегодняшний день компания активно работает на рынке страховых услуг и предоставляет конкуренто-способные продукты, а в штате числятся уже около 70 сотрудников. За короткий срок компания превратилась в крупного игрока на страховом рынке Поволжья.
— Поделитесь секретом семейного долголетия?
— 32 года назад в Андижане я увидел свою будущую супругу Галину с балкона, и с тех пор мы вместе. Секрет? У меня очень понимающая жена, она прекрасно знает, что для меня значит работа. Если я пришел усталый с работы, она не донимает меня расспросами, знает, что нужно выждать время, и я сам с ней поделюсь. Из нашей любви выросло большое уважение друг к другу, и благодаря поддержке жены я постоянно подпитываюсь положительной энергией.
— Восточное гостеприимство вам присуще?
— Конечно! Раньше друзей было очень много, сейчас многие разъехались. Но гостей я люблю, встречаю их пловом — и с бараниной, и с говядиной, и с горохом, вариантов много. Готовлю его в специальном казане на открытом огне во дворе дома. Иной раз получается очень вкусно!
— Каков ваш главный жизненный принцип?
— Принцип простой: работай честно, делай то, что ты можешь и на что способен, относись хорошо к людям и постарайся выполнять все, что обещал.

обсудить статью

Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: