За что платить сотрудникам?
Руководители ряда ульяновских компаний, формируя зарплатные схемы для своих сотрудников, регулярно испытывают трудности. Как правило, перед ними встает вопрос: за что платить зарплату?
К внешним признакам, указывающим на то, что в компании существуют проблемы с зарплатой, относятся:
невыполнение сотрудником своих прямых функций по причине незаинтересованности;
замещение функций (лень «второго уровня» — выполнение более простых и психологически приятных работ);
избегание работы путем ее усложнения; типовая модель общения — самооправдание (объяснения, почему трудно или невозможно сделать),
злоупотребление квалификацией (характерно для бухгалтеров и системных администраторов);
неадекватное, агрессивное, безразличное отношение к клиенту компании.
Основные принципы разработки ЗП-схем
Рассмотрим практические принципы: нормирование и производительность для продающих менеджеров, с одной стороны, и начисление зарплаты административным сотрудникам — с другой.
Нормирование
Пример. В отдел продаж принят новый менеджер. Предположим, ему установлен план — десять сделок в месяц. Базовая часть зарплаты определена в пятьсот долларов. Менеджер хронически заключает не более пяти-шести сделок в месяц.
Получаем:
Результативность= 5 сделок/10 сделок = 0,5 или 50%.
Итоговая ЗП = 500 долларов + 500 дол.х 0,5 = 750 долларов.
Удивительно, но факт: во многих фирмах менеджер, заключающий пять сделок, свои 750 долларов получит. Разумеется, есть такие менеджеры, которые всегда заключают мало сделок. Но в реальном бизнесе основные проблемы часто возникают с теми сотрудниками, которые работают на 30-60% от реально возможного. Поэтому следует вводить «граничные условия». Фактическую премию сотрудник должен получать только при производительности, превышающей 70-75% плана*. В противном случае, его зарплата должна быть ограничена только базовой частью.
Производительность
Для торгового персонала переменная часть зарплаты должна зависеть не от внешнего показателя («мой» оборот, прибыль от «моих» клиентов), а от внутреннего. Не по формуле «стандартный оклад + премия от оборота (или прибыли и т.п.)», а по схеме:
Итоговая ЗП = Оклад + Оклад х
Общую производительность сотрудника.
1. Величина базовой части устанавливается так, чтобы итоговая зарплата (уже с премией), при общей производительности 70%, соответствовала среднерыночной. Фактическую премию (доход, превышающий среднерыночный) сотрудник начинает получать только при производительности, превышающей 70%.
2. Базой для исчисления премии является базовая часть зарплаты сотрудника (а не прибыль, оборот, число продаж и т.д.). «Конечный результат» сотрудника учитывает и продажи, и оборот, но премия за него начисляется в долях от зарплаты. Такой подход не требует определять вклад сотрудника «в общее дело» с целью «справедливого» распределения премии (от прибыли, валовой выручки и т.д.) и не провоцирует сотрудников на отвлекающие от работы мысли о «справедливости» в отдельно взятом подразделении.
Зарплата административным сотрудникам
Для построения этой схемы:
— выделяются ключевые сферы деятельности сотрудника;
— описываются критерии качественного исполнения и ошибки, определяется цена ошибок;
— ЗП разделяется на постоянную и переменную части в подходящих для целей компании пропорциях;
— в течение месяца при фиксации ошибки ее стоимость вычитается из переменной части;
— ЗП может быть выше плановых 100%, если сотрудник не делает ни одной ошибки и перерабатывает по заданию руководителя.
В итоге получаем:
1. Проблема стабильности для сотрудника решается окладом. А как решается проблема определенности для компании?— Оклад должен быть! Но под конкретные функции или продукты сотрудника. Оклад регулируется продуктами для внутренних заказчиков, а переменная часть — для внешних.
— Сотрудник должен знать, ЗА ЧТО он получает окладную часть ЗП. Из расчетов, что 480 минут в день он приносит пользу компании.2. Переменная часть ЗП должна оплачиваться только при выполнении сотрудником не менее 75-80% плана по оцениваемому продукту. А не как процент от любого минимального числа заключенных сделок.
3. При разработке ЗП-схемы всегда следует вводить в нее более чем один контрольный показатель. Например, сделки и контакты, выручка и прибыльность.
Как внедрять ЗП-схемы?
Практика убеждает, что главное — это показать сотрудникам компании, какую выгоду они получат в результате внедрения ЗП-схем. Специалисты рекомендуют:
в период эксперимента использовать параллельный процессинг: наряду со старой ЗП-схемой предоставлять макет новой («а как это будет выглядеть по-новому»);
давать недельный срок на обдумывание и формирование предложений от сотрудников (по типу обратной связи);
проводить обязательный понедельный/подекадный контроль нормативов на этапе проб.
Предлагаем нашим читателям примеры ЗП-схем от руководителей ряда ульяновских компаний, разработанных на заседании «Клуба менеджеров по управлению персоналом». Оговоримся сразу: мы не предлагаем готовые схемы. Это только примерные алгоритмы решения проблем.
Ситуация 1. Корпоративная кухня. Пример одной из камчатских компанийКачество приготовления пищи в кафе ухудшилось. Сотрудники стали реже здесь питаться. Поскольку сотрудники компании платят за обеды наличными непосредственно в кафе, кухня становится нерентабельной. Как повысить качество блюд и вернуть рентабельность без увольнения персонала кафе?
ЗП-схема 1.
Шаг первый — определим условия, при которых кафе будет рентабельным. В нашем случае при количестве персонала компании в тысячу человек уровень рентабельности достигается при посещении кафе пятьюстами сотрудниками в день. Переменная часть ЗП работников кафе зависит от двух факторов — исполнения плана по посещению (500 человек в день) и суммы выручки (500 х среднюю сумму чеков). Соответственно, начиная с 501 посетителя, каждый, кто приходит в кафе, приносит дополнительный доход. Здесь уместно ввести систему бонусов. Это дополнительный заработок к гарантированному окладу сотрудников. Не будет лишним разработать систему штрафов, размер которых зависит от качества приготовленных блюд и от результатов проверки кафе различными контролирующими организациями (налоговая инспекция, СЭС и т.д.)
Ситуация 2. Оплата специалистам сервисной службы
Сервисная служба компьютерной техники (компьютеры, принтеры, сканеры...) производит гарантийный и платный ремонт. Специалисты с удовольствием занимаются платным ремонтом, за который получают проценты от стоимости техники, но беспощадно задерживают гарантийный в силу его «бесплатности». Как увеличить качество гарантийного сервиса в отделе?
ЗП-схема 2.
В этом случае предлагается уйти от системы градации «платный/гарантийный» ремонт и применить схему, привязанную к сложности выполняемых работ. В част-ности, оценивать профессиональные качества мастеров: знание техники, скорость и качество работ, отсутствие рекламаций и т.д. По сути, специалиста не должно волновать, из какого фонда ему оплачивается зарплата: будь то платный ремонт или гарантийный. Его задача — оказать качественную услугу. Сама же фирма имеет денежный фонд, который пополняется за счет компенсаций производителя техники при гарантийном случае, а также за счет отчисления процентов отдела продаж. Поэтому предлагается выплачивать сотрудникам зарплату соответственно тарифной сетке и ввести норматив по возврату техники (не более 1-2 процентов). А в качестве бонуса установить специалистам квалификационные надбавки.
Ситуация 3. Зарплата начальника отдела продаж
Отдел занимается продажей рекламных поверхностей (щиты 3х6 и подобное). Сезонности нет. Штат четыре человека. Задача — обеспечить стабильный уровень продаж (сейчас он скачет на уровне 30-40 процентов) и убрать «личный подвиг» руководителя (до 30% продаж делает начальник отдела).
ЗП-схема 3.
Менеджерам отдела установить следующую схему: оклад + переменная часть (премия и бонусы). При условии выполнения плана, премия выплачивается ежемесячно. Задача бонусов — дополнительная мотивация менеджеров. Компании выгодны клиенты, с которыми устанавливаются долгосрочные партнерские отношения. Соответственно, если сотрудник приводит таких клиентов хотя бы два-три раза в месяц, он получает бонусы. В отличие от премии, выплачиваются они ежеквартально. Руководитель также получает оклад и переменную часть. С разницей лишь в расчете второй составляющей. Чтобы начальник отдела не совершал «личный подвиг», отделяем от него миссию продаж и распределяем клиентскую базу по менеджерам отдела. Переменную часть «привязываем» к факту выполнения плана всеми сотрудниками отдела (невыполнение сотрудником плана соответственно влечет уменьшение второй составляющей ЗП начальника). В качестве второго фактора переменной части используем фактический прирост плана по сравнению с предыдущим периодом.