Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Зачем региону промышленная политика

Промышленность — основная отрасль ульяновской экономики. И сколь бы стремительными темпами ни множились торговые комплексы, сколь высоки ни были бы темпы жилищного строительства, без промышленного роста о развитии региона говорить бессмысленно.


Растем потихоньку

На начало 2006 года в Ульяновской области значилось 343 крупных и средних промышленных предприятия. Работает на них более четверти занятого населения региона. За девять месяцев текущего года их общими усилиями произведено товаров на 59,9 млрд. рублей. Товары эти самые разные — от автозаводского автомобиля «УАЗ Патриот» до микроэлектронных датчиков, выпускаемых компанией «Мида», детского трикотажа фабрики «Русь» и известных всей стране кондитерских изделий под брендом «СладКо».
А из 6,8 млрд. рублей доходов областного бюджета первого полугодия 5,5 млрд. рублей — налоговые платежи промышленных предприятий.
Ульяновская промышленность знала времена взлетов, падений, надежд и разочарований. Из последних лет самым провальным оказался 2004-й. Если в 2002 году индекс промышленного производства в регионе составил 109%, в 2003 —105%, то в 2004 — 96,6%. Наверное, надо было скатиться на последнее 14 место по ПФО, чтобы понять: дальше падать некуда.
И хотя добрая половина промышленных предприятий области сегодня по-прежнему убыточна, а общая загрузка производственных мощностей в лучшем случае достигает 70%, большинство отраслей демонстрирует рост — кто медленный, но верный, а кто и стремительный.
— Деловой климат в регионе можно определить как благоприятный, с положительной динамикой развития, — заявил в интервью нашему журналу заместитель председателя правительства области Александр Пинков.
И привел немало тому примеров. К ним мы обратимся чуть позже, пока же определимся с цифрами.
2005 год дал 106,8% индекса промышленного производства и вполне почетное четвертое место по ПФО. Прогнозы на 2006 год тоже неплохие. По полугодию мы вышли на пятое место в округе (105,1%), окончание года обещает быть не менее успешным. Прогнозы на 2007 год — 6,5% промышленного роста, на 2008 и 2009 — 9%.
Но макроэкономические показатели — вещь сколь глобальная, столь и относительная. Понятно, что чем солиднее объемы производства, тем сложнее обеспечить значительный процентный рост. Не надо строить иллюзий: если тот же «Авиастар» в текущем году выпустит один самолет, а в следующем — три, индекс промышленного роста будет колоссальным. А выпускай наш авиагигант хотя бы десять машин в год, достичь подобного индекса будет практически невозможно.
Показательно и то, что в числе сегодняшних основных плательщиков налога на прибыль из промышленных предприятий значатся только ФНПЦ ОАО «НПО «Марс», ОАО «Ульяновскцемент» и ОАО «КФ «Волжанка».
В массе своей аналитики склоняются к тому, что внутренние резервы промышленного роста в стране практически исчерпаны: фактор 1998 года «выбран» полностью, возможности увеличения ВВП за счет введения новых производственных мощностей минимальны. Рассчитывать на ввод промышленных площадей, остающихся не задействованными, тоже особенно не приходится: для этого требуются слишком большие средства. Единственный внутренний фактор, который может дать реальное движение экономики, — это фактор активной, инновационно ориентированной экономической политики. В том числе и промышленной.

От общего к частному

В адрес федеральных властей часто звучат упреки в отсутствии внятной и последовательной промышленной политики. Зависимость российской экономики от сырьевой составляющей диагностируется, но слабо поддается лечению. Идея двукратного роста ВВП к 2010 году благополучно предана забвению. Число свободных экономических зон сужено до критического минимума. А о последствиях вступления в ВТО говорится так давно и так многословно, что острота восприятия притупилась.
— Какая стабильность у нас сейчас есть? Стабильность покоя. Какая стабильность нам нужна? Стабильность равномерного и прямолинейного движения, — рассуждает научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов.
И с ним согласны многие.
Понятно, что регионам в такой ситуации непросто.
Выстраивать собственную промышленную политику, когда мир живет в рамках единого экономического пространства, — задача не из легких. Однако каждый пытается что-то делать — в меру своих ресурсных и интеллектуальных возможностей, с разной долей успеха, зависящей не только от экономического потенциала региона, но и от амбициозности региональных властей и степени их приближенности к федеральным «источникам».
Региональная промышленная политика заключается как в четком определении приоритетов развития, так и в создании законодательной базы, которая позволяет развиваться в заданных приоритетах.
В Ульяновской области собственный закон о промышленной политике был принят в ноябре 2004 года. На фоне сотрясавших регион предвыборных баталий его принятие прошло незамеченным. Собственно, и в программах претендентов на губернаторский пост о поддержке промышленности говорилось немного. Электорат больше волновали надвигающаяся монетизация льгот и прочие социальные проблемы.
И все же надо отдать должное разработчикам закона и депутатам Законодательного Собрания, которым за полтора месяца до смены в регионе «верховной» политической власти достало сил и мужества довести дело до конца. Но выборы свое сделали. Закон «О промышленной политике в Ульяновской области» получился в значительной степени декларативным.
Впрочем, худо ли бедно, движение продолжается по плану — от общего к частному. Год спустя, в ноябре 2005-го, Законодательное Собрание приняло Концепцию развития промышленности области до 2010 года. А задача ноября-2006 — принятие областной целевой программы развития машиностроения и металлообработки.
Почему машиностроение — понятно. Это львиная доля ульяновской промышленности, тот фундамент, от состояния которого зависит «самочувствие» экономики региона.



Изношенность основных фондов, высокая энергоемкость продукции при мизерной ее наукоемкости, изобилие незагруженных производственных мощностей вкупе с проблемами менеджмента и кадрового обеспечения — вот невеселый перечень слабых мест ульяновского машиностроения. Понятно, что при таком «букете болезней» расти могут разве что издержки производства.
Поэтому целью программы называется, прежде всего, активизация инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. В приоритетах значится и развитие кадрового потенциала. Плюс — традиционные меры господдержки. В области качества, например, обещана помощь всем, кто внедряет систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000 и ИСО 14000. Предполагается возмещение за счет областного бюджета части процентной ставки по кредитам, направленным на закупку нового оборудования.
А налоговые льготы, гарантированные областным Законом об инвестиционной деятельности (он вступил в силу весной 2005 года), естественно, распространяются и на приоритетные промышленные проекты.

А теперь — инновации

26 октября Законодательное Собрание приняло во втором чтении Закон «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области». Механизм действия этого закона аналогичен механизму закона об инвестициях. На поддержку могут рассчитывать проекты, которые получили статус приоритетных и включены в соответствующий региональный реестр.
Критериев же приоритетности несколько. Во-первых, использование научно-технических разработок и технологий, обеспечивающих существенный рост производительности труда, снижение себестоимости выпускаемой продукции, выпуск принципиально новых товаров. Во-вторых, экономическая и социальная эффективность проекта.
В-третьих, соответствие приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Ульяновской области (эти приоритеты утверждены в прошлом году).
Меры поддержки таковы. Областные государственные гарантии по обеспечению возврата денежных средств, привлекаемых для реализации инновационного проекта. Софинансирование проекта из областного бюджета. Льготные ставки на областное имущество, используемое при реализации проекта. Освобождение от арендной платы за землю (если она — собственность области). Льготы по налогам на имущество, прибыль и по транспортному налогу.
Нужно сказать, что рассмотрение закона в ЗСО прошло без особых проблем. Единственное принципиальное условие законодателей, с которым разработчикам пришлось согласиться, — сфера распространения этого нормативного акта. Рассчитывать на поддержку, о которой сказано выше, могут только вновь созданные предприятия. Причина, увы, банальна: в условиях дефицитного бюджета слишком накладно терять состоявшихся налогоплательщиков, решивших взяться за инновации.
Наряду с законом, принята областная целевая программа по развитию инновационной деятельности на 2006-2010 годы. Она предусматривает создание инновационной инфраструктуры, стимулирование спроса на высокие технологии, развитие взаимодействия инновационного и банковского секторов экономики (в том числе по финансированию и реализации венчурных проектов). Уточним, что инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности подразумевает существование областного технопарка, индустриальных парков, венчурного инновационного фонда, инновационных бизнес-инкубаторов, центра трансфера технологий. Ожидается, что к 2010 году в регионе будет создано 50 малых инновационных предприятий, а доля инновационно активных организаций вырастет до 20,3% (сегодня их 3,7%).

И это — статистика

На какую же «почву» ложатся все эти благодатные зерна региональной промышленной политики? Обратимся к статистике января-июля 2006 года.
Самые высокие темпы роста — в производстве цемента, извести и гипса (27,5%), стекловолокна (в 9,4 раза), минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий (в 2,3 раза).
Высокие индексы — в производстве машин и оборудования (115,4%), электрического, электронного и оптического оборудования (112,8%), транспортных средств и оборудования (109,3%). Однако индекс производства пищевых продуктов составил лишь 92,8%, а добычи полезных ископаемых — 89,3%.
Попробуем оценить ситуацию поподробнее, начав с отстающих.
«Тяжеловесы» ульяновской «пищевки» — кондитерская фабрика «Волжанка», ООО «Глобус-Плюс», мясокомбинаты «Ульяновский» и «Диком», пивоваренная компания «Витязь», Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка», ОАО «Ульяновсксахар», ООО «Кристалл».
За семь месяцев в 2,6 раза выросло производство водки и ликероводочных изделий, на 1,7% — мяса и мясопродуктов, а по «кондитерке», хлебу и хлебобулочным изделиям мы оказались в минусе. Производство же пива и вовсе сократилось на 20,4%.
Кто не помнит развеселую рекламу нового продукта «Витязя»? Но ни «Два веселых гуся», ни модернизация производства не принесли желаемого эффекта. 240 млн. рублей, вложенных в предприятие стратегическим инвестором (в 2005 году им стала компания «Астория Групп»), не смогли переломить ситуацию. По оценкам, «Витязь» занимает сегодня лишь16% рынка пива Ульяновской области, а его мощности загружены на 14%. Но «Астория Групп» сдаваться еще не собирается. Разработана новая линейка продукции. Начато производство пива по чешским стандартам. С запуском новой «чешской» линии пива ОАО «Пивоваренная компания «Витязь» планирует увеличить загрузку производственных мощностей и в 1,2 раза нарастить объемы производства.
На добычу полезных ископаемых в Ульяновской области — виды в целом неплохие. Но если в 2005 году это был самый динамично развивающийся вид деятельности в промышленности региона, то сегодня цифры куда скромнее. В первом полугодии нефти добыто 348,8 тыс. тонн, спад — 8,8%. Объясняют это, прежде всего, политикой компании «РуссНефть», которая определяется проектами разработки месторождений. Объемы добычи приведены в соответствие с лицензионными соглашениями. Рост добычи прогнозируется только с 2008 года.
В легкой промышленности — сложнее. При общих 100% к уровню прошлого года, разные виды деятельности дают порой диаметрально противоположные результаты. Производство шерстяных и льняных тканей сократилось на 34 и 32,5%, тканей шелковых — выросло в 2,2 раза. Платьев сшили меньше на 75%, чем за семь месяцев 2005 года, верхних сорочек — на 35,6% больше.
По трикотажу — рост, по коврам — спад. Димитровградский «Ковротекс» постепенно свертывает производство тафтинговых ковровых изделий, поскольку их конкурентоспособность низка. А заодно сокращает и выпуск хлопчатобумажных технических тканей и нетканых материалов, предназначенных для автомобильной промышленности: приоритеты отечественного автостроения, ориентированного на сборку импортных автомобилей, изменились. «Ковротекс» внедряет технологии производства собственной полипропиленовой нити, что позволит снизить себестоимость продукции. Уже идут пуско-наладочные работы оборудования. Закуплены и установлены две жаккардовые машины для производства более качественных и конкурентоспособных жаккардовых ковров.
А новомайнский «Номатекс» от производства ковров отказался полностью и категорично. У него теперь новая маркетинговая политика, ориентированная на производство нетканых материалов технического назначения.
Под непрезентабельным термином «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» значатся очень серьезные предприятия — «Ульяновскцемент», «Ульяновскшифер», «Технониколь», «Силикатчик», Диатомовый комбинат, Ульяновский завод теплоизоляционных изделий. И рост здесь очень серьезный — 30,4%.
Электрическое, электронное и оптическое производство выросло на 12,8%. Обеспечили его, прежде всего, заводы «Контактор» и «Утес».
15,4% роста в производстве машин и оборудования. Больше прошлогоднего произвели гидравлических и пневматических силовых установок и двигателей, насосов для перекачки жидкостей, трубопроводной арматуры, подъемно-транспортного оборудования. В передовиках — «Гидроаппарат» и Ульяновский механический завод №2.
Со станками пока не так радужно. Но у УЗТСа появился новый собственник — крупнейшая национальная производственно-торговая станкостроительная компания «СтанкоИмпекс Групп». Заявлено, что до 2008 года в предприятие будет вложено порядка 2 млн. евро. Эти средства пойдут на ремонт производственных помещений, модернизацию станочного парка, подготовку новых производственных площадей. Уже в 2006-2007 годах на УЗТС планируется разместить заказы на 300 млн. рублей — как для российской компании «Трансмашхолдинг», так и для стран Европы. Готовится персонал для запуска этого производства, большая группа работников УЗТС проходит длительное обучение в Чехии.
Закончим перечень самым значимым звеном промышленности региона — производством транспортных средств и оборудования. На его долю приходится 45% всей отгруженной за семь месяцев промышленной продукции. Производители — ульяновские автомобильный и моторный заводы, димитровградские заводы светотехники, радиаторов, ДААЗ, «Автодетальсервис» и ряд других предприятий. Все вместе они отгрузили продукции на 15,8 млрд. рублей. Индекс производства составил 109,3%.

Перспективы гигантов

А как обстоят дела на двух самых крупных промышленных предприятиях региона — Ульяновском автозаводе и ЗАО «Авиастар-СП»?
«Авиастар-СП» имеет хороший портфель заказов: подписаны контракты с иностранными покупателями почти на 20 самолетов «Ту-204» разных модификаций. Пока российские авиакомпании раздумывают, остановить выбор на новых российских самолетах или бывших в употреблении зарубежных, в заказчиках у «Авиастара» значатся Китай, Венесуэла, страны Ближнего Востока.
В сентябре завод отчитался о производстве первого в этом году самолета «Ту-204-300» для Китая. Машина облетана, китайский экипаж прошел обучение в Ульяновском училище гражданской авиации, замечаний со стороны эксплуатантов нет. Дело за процедурными вопросами, которые являются сферой ответственности КБ «Туполев».
К концу года должен быть сдан еще один лайнер для Китая, степень его готовности высока. В работе два кубинских самолета. Компания «Владивосток-авиа», купившая в 2005 году четыре ульяновских машины, планирует заказать еще две. В 2007 году ЗАО «Авиастар-СП» намерено выпустить шесть самолетов «Ту-204».
Практически решен вопрос о переносе из Ташкента в Ульяновск производства самолета «Ил-76». Это серьезный масштабный проект, который будет развиваться параллельно «Ту-204». Поскольку речь идет о конструктивно новой машине — значит, должна быть проведена серьезная подготовка производства, обеспечена необходимая конструкторская база. Президент РФ ставит жесткие сроки — первый самолет должен быть выпущен в начале 2009 года.
Еще один перспективный проект — производство знаменитых «Русланов» для авиакомпании «Волга-Днепр».
«Авиастар» — в ожидании вхождения в объединенную российскую авиакорпорацию. Участники этой корпорации уже определены. Идет оценка активов, решается, как будут распределяться финансовые потоки. Но проблем еще очень много. В том числе, и потому, что за рамками корпорации оказались очень многие производители комплектующих, что работают в кооперации с авиазаводами.
Если вести речь только о развитии сборочного самолетостроительного производства и не брать во внимание производителей шасси, двигателей, авионики, то о целостном производственном процессе говорить не приходится.
Об этих недоработках при формировании объединенной авиакорпорации в открытую заявляет министр транспорта Игорь Левитин.
А Владимир Путин, отвечая на вопросы в рамках «прямой линии», заметил, что создание авиационной корпорации нельзя проводить по принципу восточного базара.
Неплохая динамика по Ульяновскому автозаводу. Опасения, связанные с введением жестких экологических требований евростандарта к автомобильным двигателям, не оправдались. С переходом на инжекторный тип двигателя, соответствующий параметрам евро-2, в целом по заводу не снизились ни объемы производства, ни объемы продаж. За январь-июль производство автомобилей выросло на 18,4%, в том числе грузовых — на 3,3%, легковых — в 1,7 раза.
А не вытеснит ли запуск на площадях УАЗа сборочного производства японского автомобиля «ISUZU» знаменитый ульяновский внедорожник?
— Это совершенно новый продукт, который никаким образом не может влиять на объемы действующего производства, — говорит Александр Пинков. — Грузовой автомобиль марки «ISUZU» — машина грузоподъемностью от 5 до 25 тонн. А так называемый старый модельный ряд «УАЗ» — это гамма грузовых автомобилей грузоподъемностью максимум до 1,2 тонны. Ни в нише, ни в модельной линейке эти продукты не пересекаются.
Однако заместитель председателя правительства области считает, что отношения компании «Северсталь-Авто» с японским партнером будут развиваться и переходить в конструктивно новые формы сотрудничества. Поэтому в ближайшие год-два на УАЗе наверняка появится и другая модельная линейка автомобиля «ISUZU». И тогда, возможно, какие-то современные японские автомобили могут заменить модельный ряд Ульяновского автозавода.
Однако в прогнозе социально-экономического развития региона на 2007 год, озвученном на октябрьском заседании Законодательного Собрания, зафиксировано завершение программы подготовки производства обновленной модели «УАЗ Патриот» и говорится о следующем перспективном направлении — производстве комфортабельного пикап-внедорожника на базе «Патриота», которое планируется на конец 2007 года.

Экономическая независимость

При всей видимой радужности перспектив двух наших промышленных гигантов зависимость региональной экономики от положения дел на головных промышленных предприятиях не может не вызывать опасений. Если доля УАЗа в ульяновской промышленности составляет почти 26%, а в машиностроении и металлообработке превышает все 46%, то недооценивать влияние предприятия на экономику области нельзя.
Стоило, например, автозаводу сократить выпуск автомобилей за первое полугодие 2005 года на 16,1%, и индекс промышленного производства по области едва одолел 90%.
Можно ли уйти от подобной зависимости? Можно, но сложно. Представители промышленного блока областного правительства оценивают производственный потенциал региона (а это и «Утес», и «Контактор», и «Гидроаппарат», и Ульяновский механический завод, и «Марс», и УАЗ, и «Авиастар-СП») как очень высокий. И с точки зрения модернизации выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, и при оценке роста налогооблагаемой базы.
Но, кроме поддержки этих и других действующих предприятий, задачей региональной власти является реализация новых промышленных проектов.
— Движение вперед ускоренными темпами (губернатором поставлена амбициозная задача выйти по индексу объема промышленного производства на параметры 110,6%) возможно только за счет запуска нового производства, новых предприятий, — убежден Александр Пинков. — Поэтому создание новых производств является стратегическим направлением в работе правительства Ульяновской области.
В числе новых перспективных проектов — строительство на промплощадке бывшей «Володарки» завода по производству металлоконструкций (инвестор — компания «Электрощит-ТМ» Самара»), производство алюминиевого диска колеса (сейчас для него подбирается промышленная площадка), запуск металлургического комбината в Заволжье (пока идет переработка проекта, устраняются замечания экологов).
Серьезные перспективы связаны со строительством в Чердаклинском районе нефтеперерабатывающего завода мощностью переработки до 400 тыс. тонн нефти, строительством в Сенгилеевском районе завода по производству стеклянной тары. Перспективно создание логистического центра компании «Каскад» на площадях бывшего завода «Профиль».
И все-таки как, создавая новое, сохранить то, что имеется? Один из инструментов — развитие областной кооперации. Причем уже не просто внутриобластной, что отмечено в Концепции развития промышленности, а межрегиональной.
— Сегодня мы не зацикливаемся на одном Ульяновском автозаводе, а стремимся наладить производственную кооперацию с другими крупными промышленными структурами, — говорит начальник управления промышленности областного правительства Владимир Антонов.
И приводит примеры: объемы кооперации по УАЗу составят в 2006 году 4 млрд. рублей, а по АвтоВАЗу — 5,2 млрд. рублей. По ОАО «Российские железные дороги» — 283 млн., с серьезными перспективами роста. Развивается производственная кооперация ульяновских предприятий с московской компанией «Трансмашхолдинг». На самом высоком уровне обсуждается участие ульяновских производителей автокомпонентов в производственной кооперации с компанией «Шкода Авто» и организация совместных производств по выпуску автодеталей на территории Ульяновской области.
Организация нового производства на базе предприятий, прошедших процедуру банкротства, — это тоже элементы промышленной политики. На базе имущественного комплекса бывшего Ульяновского радиолампового завода создано производство медицинского стекла. Ежесуточно перерабатывается 60 тонн стекла, а со скорым запуском второй печи итальянского производства объемы увеличатся вдвое. На площадях бывшего комбината «Иштекс» будет создано деревообрабатывающее производство и производство композитных материалов. Пройдя процедуру банкротства, увеличивает объемы производства и налогооблагаемую базу Ульяновский патронный завод.
Как сложится судьба завода «Искра» — пока неизвестно. По сообщению пресс-службы губернатора, руководство концерна ПВО «Алмаз-Антей» обещало приложить максимальные усилия к тому, чтобы прийти к мировому соглашению со всеми кредиторами завода и не допустить распродажи активов предприятия.
Что же касается системной отраслевой поддержки, то поле деятельности для нее — более чем просторное. Концепцией развития промышленности региона предусмотрены разработка и внедрение региональных целевых программ развития предприятий легкой промышленности, лесной и деревообрабатывающей, промышленности строительных материалов.
В приоритетах же значатся авиастроительная отрасль, металлургическое производство, развитие транспортной инфраструктуры и развитие новых технологий в строительном комплексе.
Все это — промышленная политика. Сколь эффективной она окажется, будет понятно уже в ближайшее время. Вступление в ВТО не за горами.

Мария Мишина

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: