Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Земельный надзор: правила ужесточаются

Законодательные новшества коснулись принудительного изъятия участков, а также санкций за их ненадлежащее оформление и использование

Ольга ПЕТУХОВА

заместитель руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области

 

 

В законодательстве РФ произошел ряд серьезных изменений, связанных с  государственным земельным надзором. Касаются они принудительного изъятия участков, а также ужесточения санкций за их ненадлежащее оформление и использование.

Принудительное изъятие участков

С 6 сентября 2013 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ (№123-ФЗ), которые уточняют основания и порядок принудительного прекращения права пожизненно наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ввиду их ненадлежащего использования.

Ненадлежащим считается использование земельного участка не по целевому назначению, а также неиспользование в течение трех лет участка, который был предоставлен для сельхозпроизводства либо для жилищного и иного строительства.

Порядок изъятия земельных участков для разных категорий собственников отличается. Для государственных, муниципальных учреждений и казенных предприятий основанием для прекращения права (а, следовательно, для изъятия земельного участка) является решение уполномоченного органа публичной власти. Для остальных юрлиц и граждан - вступившее в законную силу решение суда. Внесудебный порядок изъятия земельных участков, которые ненадлежащим образом используются государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, существенно упрощает данный процесс. Этот порядок установлен Постановлением Правительства РФ № 821 от 18.09 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

Введение ответственности

Административная ответственностьза нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на правах аренды  или сроков и порядка приобретения участков в собственность  введена с 1 января 2013 года. А с 1 октября 2013 года рассматривать такие дела уполномочены должностные лица Росреестра. 

Напомним: согласно закону о введении в действие Земельного кодекса юридические лица обязаны до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на правах аренды либо выкупить его в собственность в порядке ст. 36 (под зданием и сооружением, которое принадлежит им на праве собственности). Исключение - государственные, муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и  местного самоуправления, а также садоводческие/огороднические и дачные объединения граждан, гаражные кооперативы. В отношении этого числа юрлиц срок обязательного переоформления прав не установлен.

Таким образом, по ст. 7.34 КоАП РФ могут быть привлечены юрлица, которые не относятся к исключениям. Санкции предусмотрены серьезные. Сумма штрафа составляет от 20 до 100 тыс. рублей.

Санкции стали жестче

С 15 февраля 2014 года вступили в действие изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях (в часть 3 статьи 3.5, часть 1.1 статьи 8.8 и часть 1 статьи 23.15). За неиспользование в течение трех лет земельного участка из состава земель сельхозназначения предусмотрены штрафные санкции, рассчитанные  от кадастровой стоимости земельного участка. 

Пределы установлены следующие: для граждан - от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. рублей. Для должностных лиц - от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. рублей,  для юрлиц - от 2 до 10%, но не менее 200 тыс. рублей. Максимальная санкция не может превышать 500 тыс. рублей.

Если в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости  земельного участка отсутствуют, устанавливается минимальный размер штрафа. Полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении по данной части статьи 8.8 КоАП наделены должностные лица Росреестра и Россельхознадзора.

Нужно заметить, что порядок проверок в рамках государственного земельного надзора установлен общий - проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП проводятся на основании ежегодных планов, с уведомлением прокуратуры. При достаточных основаниях для возбуждения дела в отношении  физических лиц внеплановая проверка может быть проведена как по заявлению заинтересованных лиц, так и по информации от органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.

10041

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: