Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Земля оплачивается по-новому

С нового года меняется суть и принцип взимания земельного налога. Земельные платежи отныне полностью поступают в местный бюджет (бюджет каждого муниципального образования), а величина налога рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Суть изменений
Вступает в силу федеральный закон № 141-ФЗ (от 29.11.2004 г.), вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ. Вторая часть кодекса дополняется новым разделом «Местные налоги» и входящей в него главой 31 «Земельный налог». Определены круг налогоплательщиков налога, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения и уменьшения.
В 141-м законе прописано, что налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, а также праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследственного владения. Под это налогообложение сегодня попадают все, в том числе и сельхозпредприятия. Ключевую роль в земельном налогообложении отныне играют местные органы власти, которые устанавливают собственный налоговый коэффициент и отслеживают поступление налога.

Плюсы
На все 100 процентов земельный налог будет поступать в бюджеты муниципальных образований. Замысел законодателя заключается, в первую очередь, в том, что местные бюджеты, в первую очередь, будут формироваться на счет этого налога. Теоретически это очень хорошая финансовая подмога местным бюджетам. По некоторым данным, сегодня в Ульяновской области земельный налог используется всего на 1% от своего потенциала!

Минусы
Сегодня на селе очень много людей, которые по состоянию своего финансового положения не смогут платить земельный налог и не будут этого делать. Как решить этот вопрос, пока непонятно. Также неясно, как будут облагаться земельным налогом земельные паи, которыми в начале 1990-х годов были наделены селяне. До сих пор налоги платили не люди напрямую, а сельхозпредприятия. Теперь же налог будет сходить непосредственно до владельца пая. И здесь возникает масса вопросов. Сегодня у налоговой инспекции нет точной базы по каждому индивидуальному плательщику, земельные паи не выделены в натуре, никто не может показать, где его земля и сколько ее. Кроме того, кадастровая оценка земли в Ульяновской области проводилась несколько лет назад, а значит, ее стоимость на сегодняшний день уже явно занижена. То есть муниципальные образования реально получат меньше, чем могли бы получить.

Комментарий специалиста

Константин Инешин
председатель Комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Законодательного Собрания Ульяновской области:

— Земельный налог не возникает с 1 января 2006 года. Первое начисление налога состоится только к первому полугодию. Надо признать, что у нас и сейчас платится земельный налог, но работа над ним велась не столь интенсивно и продуманно, как в других регионах. Резерв здесь, конечно, колоссальный.Как будет выглядеть сама процедура? Если вы физическое лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, вы должны начислять налоговую базу себе самостоятельно. Так же, как и юридические лица. На основании тех данных о кадастровой стоимости земли и тех ставок, которые установил Совет народных депутатов вашего муниципального образования.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами. На основании сведений, которые предоставляются налоговикам органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, и исполнительными органами муниципальных образований. У каждого собственника земли есть государственное свидетельство о том, что он является собственником конкретного земельного участка определенной площади. Исходя из этих данных, и исчисляется налоговая база.

Размер налога можно рассчитать по формуле H x S x K x N = налог, где H —кадастровая стоимость 1 кв. м, S — площадь земельного участка в кв. м, K — коэффициент, принятый на всей территории данного муниципального образования, N — коэффициент назначения участка (качество и ценность земли: огород, киоск, промпредприятие, частное жилье и т.д.). Все вышеназванные коэффициенты и кадастровую стоимость можно узнать в соответствующем муниципальном образовании.

141-й закон предполагает ряд льгот. Участок стоимостью не выше 10 тысяч рублей, находящийся в собственности у физического лица, налогом не облагается. По земельному налогу к категории льготников относятся инвалиды не только 1 и 2, но и 3 групп. Кстати, для того чтобы с льготника не брали земельный налог, достаточно письменно написать заявление на имя руководителя районной налоговой службы с приложением копии документа, удостоверяющего Вашу льготную категорию (например, удостоверения инвалида 3 группы). Даже если у льготника имеются в собственности несколько земельных участков на территории разных муниципальных образований, налогооблагаемая база каждого из которых менее 10 тысяч рублей, налог с него брать не будут.

А как быть с бесхозными, брошенными земельными паями? За последнее время 18 тысяч собственников земельных долей утеряли связь с хозяйствами. Это около 200 тысяч га земли сельхозназначения! Есть и еще около 300 тысяч га земель сельхозназначения, которые просто не используются. Почему-то многие «просмотрели» закон, который был принят в 2005 году Законодательным Собранием. Это закон позволяет Правительству области выкупать земельные участки за счет средств бюджета. Если земля не востребована, если нет собственников и никто на нее не претендует, участок должен переходить в Фонд перераспределения. Его собственником должно стать либо муниципальное образование, либо область. Земля не может быть без хозяина, и без оплаты не должен остаться ни один земельный участок.

9473
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: