Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

ЖКХ: в неоплатной реформе

В 2011 году федеральная власть подготовила ряд законодательных новаций, которые призваны кардинально исправить ситуацию на рынке ЖКХ. Реформа рынка движется вперед, но чем дальше, тем меньше ясности в происходящем.

В 2011 году федеральная власть подготовила ряд законодательных новаций, которые призваны кардинально исправить ситуацию на рынке ЖКХ. Реформа рынка движется вперед, но чем дальше, тем меньше ясности в происходящем.

Третьи с конца

А ситуация известная: дорогая наша коммуналка много лет кряду дорожает, этому сопутствует стабильно тяжелое состояние отрасли и рост долгов населения перед предприятиями ЖКХ. Накануне нового отопительного сезона на сайте Минрегионразвития РФ была представлена картина провала в цифрах: задолженность россиян ресурсо-снабжающим предприятиям составляет 64,2 млрд. рублей, за год она выросла на 17,2%. Качество подготовки к осеннее-зимнему периоду напрямую связано с финансовым состоянием отрасли, констатировал глава ведомства Виктор Басаргин. В числе снизивших «качество» он отметил Новгородскую, Новосибирскую, Брянскую, Тульскую области, а также Республику Коми, Мордовию, Чувашию. Положение дел в Ульяновской области наглядно представлено в рейтинге «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам подготовки к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов» – 81-е место из 83-х возможных. За нами только Республика Карелия и Камчатский край.

Задолженность перед энергетиками – проблема старая. До 2008 года в Ульяновске ее худо-бедно решали за счет бюджетных средств. Теперь в качестве источника погашения долга рассматривается только кошелек потребителя услуги. Попытки управляющих компаний (УК) выставить населению дополнительные счета за полученные ресурсы широкой практики не получили. Власть исполнительная отошла сторону, предоставив возможность УК и собственникам разбираться между собой. Суды (там, где дело дошло до судов) признали действия управленцев незаконными. Проблема зависла и продолжает усугубляться. Долг всех ульяновских абонентов Волжской ТГК на 1 декабря 2010 года составил 1,65 млрд. рублей. С января он увеличился на 400 млн., сообщили в пресс-службе компании. В связке – энергетики, УК и население – у каждого своя правда, каждая сторона считает себя пострадавшей.

Ответственный неплательщик

Ключевой принцип нового Жилищного кодекса, с которым российская «коммуналка» отправилась в рыночное плавание, – фундаментальное перерождение потребителя жилищно-коммунальных услуг в ответственного собственника. И вот якобы с этим дело у нас обстоит туго – не произошло революции в российской ментальности. Хотя есть и другой взгляд на проблему: ответственный собственник – отнюдь не тот, кто платит столько, сколько ему назначат. А тот, кто понимает, за что и сколько нужно платить. Неслучайно среди неплательщиков ширится круг так называемых идейных – тех, кто не платит не потому, что не может, а потому, что не хочет расставаться со своими деньгами бездумно, вслепую.

Аргумент энергетиков, что, дескать, наш тариф устанавливает Федеральная служба по тарифам, одни не слышат, потому что в принципе не хотят слышать аргументов в пользу повышения платежей, но другие просто перестали воспринимать всерьез.

Известно, что расчет предельных максимальных уровней тарифов на год ФСТ России делает с применением метода индексации затрат теплоснабжающих организаций, запланированных при утверждении тарифов прошлого года. Цифры и процессы, которые стоят за конечным тарифом, по большому счету, сегодня никому не понятны. Несколько лет назад, когда долги энергетикам компенсировались за счет средств бюджета, депутаты Ульяновской Гордумы ставили вопрос о раскрытии себестоимости услуг энергетиков, но теперь, кажется, вопрос с авансцены ушел окончательно. Между тем практику принятия тарифа с прицелом покрыть убытки прошлых лет конструктивной не назовешь. Хотя бы потому, что долги за энергоресурсы растут параллельно тарифам, и с опережением.

Двадцать лет платили-платили…

Что касается жилищных услуг, то, по нормам Жилищного кодекса, тариф на них должны устанавливать сами собственники на общем собрании путем голосования. То есть сначала посчитать, что они хотели бы за год в доме отремонтировать, как часто рассчитывают видеть дворника на своей придомовой территории (и прочее – вплоть до консьержки в подъезде) и в какие средства это выльется, а потом поделить полученную сумму на количество квадратных метров в доме. В итоге получается тариф.

В Ульяновске эту практику в массовом порядке до сих пор внедрить не удалось, поэтому для большинства домов тариф на жилищные услуги устанавливает власть. Какие цифры она берет в основу своих расчетов, население, по большому счету, понятия не имеет.

Осенью 2010 года крупнейшие управляющие компании города попытались вынести размер жилищного тарифа на обсуждение с собственниками. Но сначала просчитали, сколько денег нужно на каждый дом в зависимости от степени его благоустроенности. Идея в основе предложения вполне соответствовала требованиям рыночного жилищного законодательства: каждый дом должен сам содержать свое хозяйство, перекрестное финансирование за счет более благополучных соседей исключается.

По расчетам УК вышло, что тариф за содержание и текущий ремонт жилья в многоэтажных домах с лифтом и мусоропроводом должен был вырасти на три рубля с квадратного метра, в многоэтажных домах без мусоропровода и лифта – без малого вдвое, а в домах ветхого фонда – больше, чем в два раза. Логика железная: в высотном доме площадь крыши, инженерных сетей и придомовая территория меньше, а количество жильцов в разы больше. Поэтому им содержание своего хозяйства обойдется дешевле. Но собственники аргументов управленцев не услышали. И инициативу фактически прокатили.

«Двадцать лет мы платили и никакого ремонта не получали. Наведите сначала порядок, потом будем говорить», – к этому аргументу население в своем противостоянии УК апеллировало чаще всего, отмечает директор Заволжской компании Михаил Сычев и тут же объясняет свою позицию:
- Я отвечаю за деньги, собранные с 2008 года. Когда нам передавали жилье, мы получили только акты приема-передачи, в которых прописаны системы, требующие капремонта. Практически все дома на тот момент нуждались в капитальном ремонте.
Понятно, что такое объяснение не способствует росту доверия населения к управленцам. Собственники не видели смет, по которым УК считали новый тариф, и не хотят верить, что представленные для обсуждения цифры экономически обоснованы.

Директор компании Засвияжского района Александр Захаров говорит, что к цифрам у народа, в принципе, интереса нет:
- По итогам полугодия мы должны отчитаться за полученные от населения средства, собираем собрания, даем распечатанные отчеты, но только треть собственников проявляет к ним интерес. Остальные даже в руки не берут.
Коллега Захарова Эльдар Сеюков, который возглавляет компанию «Аметист», считает, что во всем городе не более двадцати человек способны разобраться в расчетах, которые ложатся в основу платежек населения.

От власти- к Новому году

Чем дальше российская коммуналка движется по пути реформирования ЖКХ, тем запутанней выглядит ситуация. С тех пор как вступил в силу новый Жилищный кодекс, минуло без малого шесть лет, но большинство собственников не ориентируется в правилах игры, которые установила власть, говорит руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов:

– Мы платим государству налог на имущество и вправе рассчитывать, что оно нас научит, как это имущество правильно содержать. Какой способ управления домом выбрать? Зачем и какие ставить счетчики? Как оценить тариф, который нам предлагают? Как разобраться в системе платежей? Что делать, если хочешь отказаться от управляющей компании? Вопросов масса, но в законе не прописан орган, который в постоянном режиме вел бы разъяснительную и консультационную работу. В нашей стране 70 лет не было частной собственности. Сказать: «Читайте закон, там все написано» – слишком мало.

А власть тем временем продолжает оттачивать правила игры на ЖК-рынке и стимулировать собственника к ответственности. В конце 2010 года депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении проект федерального закона «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме», который фактически вводит в практику выселение собственников из приватизированных квартир за долги.
С 1 января вступают силу Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, разработанные Минрегионразвития РФ. Документ густо пересыпан формулами, расчетами, схемами... Но в общем и целом с новыми Правилами все ясно: они появились не на пустом месте, а сменили прежние, принятые в 2006 году, в названии которых слов «приостановка» и «ограничение» не было.

Татьяна Захарычева

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: