€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Аутсорсеры. Новый шанс?
kloutyweb.net
Ошибка Генри Форда
Термин «аутсорсинг» (с английского out - внешний, source -
источник) для определения новой концепции управления был введен относительно недавно, в 1989 году, когда компания Eastman Kodak наняла сторонние организации для приобретения и сопровождения своих систем обработки информации. Между тем, идея привлечения ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач отнюдь не является новой.
Наиболее наглядно преимущества концепции аутсорсинга были продемонстрированы в 20-30-х годах прошлого столетия, в период противостояния двух автогигантов - Ford и General Motors. Генри Форд был величайшим менеджером своего времени, он придерживался идеи самодостаточности фирмы, инвестировал средства в железорудные месторождения, угольные шахты, стеклодувные фабрики, железнодорожный транспорт, даже каучуковые плантации. Политика Альфреда Слоуна была прямо противоположной, он активно привлекал сторонние организации для решения бизнес-задач своей компании.
В результате менее чем за семь лет доля General Motors на мировом рынке легковых автомобилей выросла с 13% до 43,5, а на компанию Ford Motors, когда-то контролировавшую 56%, осталось менее 10. Впрочем, Генри Форд осознал ошибочность своей модели управления, и сегодня корпорация Ford две трети комплектующих и услуг заказывает на стороне.
Пионерами аутсорсинга в России можно считать ЧОПы, которые появились в начале 90-х годов и позволили оте-
чественным предприятиям защитить свой бизнес более качественно и профессионально, чем штатные охранники. В 2006 году вышло судьбоносное «Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД», после которого российские компании стали повсеместно прибегать к услугам сторонних компаний. Что, в свою очередь, способствовало увеличению числа рекламных и PR-агентств, исследовательских компаний.
Благодаря относительно стабильной экономической ситуации в нулевых начали появляться новые услуги на рынке -
кадровый, бухгалтерский, IT-аутсорсинг.
- Аутсорсингом часто называют услуги, которые передаются юридическому лицу из-за невозможности закрыть эти услуги штатным сотрудником, - комментирует коммерческий директор ульяновской ГК «Агросервис-ИТ» Елена Афончикова. - Таким образом в нашем офисе возникает «программист почасово», «сисадмин по вызову» и т. п. Но по характеру взаимоотношений это скорее аутстаффинг - кадровый аутсорсинг.
Ты - мне, я - тебе
Недавно в одной ульяновской компании, оказывающей бытовые услуги, прошла выездная проверка. Компанию оштрафовали на серьезную сумму, из них 161 тыс. рублей - ущерб от действий «аутсорсингового» бухгалтера. Однако специализированная фирма, направившая специалиста заказчику, возместила убытки - согласно договору на оказание аутсорсинговых услуг. А вот если бы бухгалтер был
«с улицы», то возмещения ущерба заказчик вряд ли дождался.
Замечено, что именно аутсорсинг бухгалтерии вызывает наибольшие опасения среди собственников ульяновских предприятий.
- Но ведь от ошибок не застрахован никто, и штатный бухгалтер тоже может уйти по-английски, предварительно «напортачив» в документах, - комментирует этот случай директор ООО «Ассоциация профессиональных бухгалтеров» Татьяна Белова. - А вот серьезная аутсорсинговая компания, как правило, несет финансовую ответственность за свои недочеты. И потом, даже самый квалифицированный штатный бухгалтер - «в поле не воин», когда сталкивается с каким-нибудь спорным вопросом, а аутсорсинговая компания в таком случае собирает консилиум, решает сложную проблему сообща.
- Аутсорсинг применяю достаточно широко, - рассказывает директор компании «ПроИнСтрой Восток» Михаил Никашин. - Специализированные работы, требующие особых знаний, навыков, уровня квалификации персонала, оборудования, отдаю внешним субподрядчикам, например, профессионалам по кровле, фасадам, лифтам, системам пожарно-охранной сигнализации и т.д. Аутсорсинг применяю из-за невозможности ритмичной загрузки того или иного направления. Также использую аутсорсинг для выстраивания взаимоотношений с заказчиком при выполнении полного цикла работ.
- Я - тоже ЗА, - продолжает глава юридического бюро Сергей Шаповалов. - Отдаю на аутсорсинг оценку, бизнес-планирование, аудит: штатные специалисты стоят дороже, чем договор о сотрудничестве. Что касается проблем, то это, как правило, сроки исполнения и невысокое качество услуг.
Именно поэтому руководители предприятий порой бывают морально не готовы расстаться с частью функций и персонала в пользу аутсорсера.
- Аутсорсинг - не просто разовые или регулярные услуги, которые мы покупаем, а бизнес-функция, имеющая начало и результат, - подчеркивает генеральный директор ГК «Агросервис-ИТ» Глеб Кудасов. - Именно за регулярный результат в случае аутсорсинга и платит заказчик. Если проиллюстрировать на бытовом примере, каждый может поддерживать свой организм в здоровом виде путем закаливания, спорта и т.п. Но нам некогда, или мы не знаем, как это делать правильно, и тогда мы передаем ответственность за наше пребывание «в здравии» врачу. Он будет получать плату, исключительно пока мы здоровы. Это и есть передача нашего здоровья «в аутсорсинг». Если же мы приходим к нему с болезнью - это разовая услуга лечения. Аутсорсинг всегда выгоднее, поскольку за конкретный регулярный результат отвечает команда профессионалов, которая не допустит, чтобы бизнес «заболел».
Часто роли меняются, и аутсорсер становится потребителем сторонних услуг.
- Группа компаний «Дарс» работает на рынке кейтеринга с 2009 года, в частности, мы предоставляем услуги социального питания на предприятиях, в школах, медицинских учреждениях, - рассказывает руководитель Торгового дома «Сеть предприятий питания» Сергей Кондрев. - Безу-
словно, наша компания также пользуется аутсорсинговыми услугами - это транспортное обслуживание, ремонт и обслуживание оборудования и прочая непрофильная деятельность. Так гораздо удобнее - люди занимаются своей основной деятельностью, а мы концентрируемся на главном.
Камнем преткновения между поставщиком и потребителем аутсорсинговых услуг подчас становится ценовая политика.
- Для меня как аутсорсера одна из важных проблем - низкая цена в условиях такого рынка, но и я в качестве генподрядчика применяю ценообразование «в пол», - признается Михаил Никашин.
- Что касается рынка кейтеринга, то проблемы - на поверхности: в большинстве организаций дотации на питание очень маленькие либо вообще отсутствуют, плюс консерватизм руководства, который не дает осуществить переход на систему аутсорсинга, - говорит Сергей Кондрев. - Это все и тормозит рынок. Безусловно, кризис только усугубляет эти тенденции.
Передача непрофильных видов деятельности на аутсорсинг - распространенный опыт в экономически развитых странах. Так, по оценкам аналитического отдела City Express, на аутсорсинг логистических услуг в США перешли более 80% компаний, в Европе - более 60%, а в Китае этот показатель превышает 50%. В России передали логистику на аутсорсинг около 30% компаний
Равнение на инвестора
Новая глава на ульяновском рынке аутсорсинга началась с приходом в регион зарубежных инвесторов, у которых стандарты к поставщикам аутсорсинговых услуг высоки.
- Мы имеем опыт работы с такими зарубежными компаниями, как ТАКАТА Петри, METRO Cash&Carry, Urenholt, Schaeffler, - рассказывает Сергей Кондрев. - Условия работы зарубежных предприятий отличаются от российских - затраты на организацию питания для сотрудников выше, значимыми факторами являются дизайн помещений, комфорт, разнообразие и насыщенность питания. Соответственно и требования, которые здесь предъявляют к партнерам, существенно выше.
Проблема в том, что инвесторы порой не могут найти самостоятельно в Ульяновске и области достойных поставщиков аутсорсинговых услуг - в сфере общественного питания, грузоперевозок, охранных услуг. В регионе нет специального web-портала, единой информационной базы - в формате «спрос-предложение». Изредка проводятся встречи представителей местного предпринимательства и крупных инвестпредприятий региона (подобное мероприятие, например, прошло под эгидой Ассоциации ульяновского бизнеса).
Однако этого явно недостаточно: в 2015 году прямых инвестиций в промышленное строительство, по заявлению регио-
нальных властей, будет не меньше, чем в прошлом. Ни один иностранный инвестор, который пришел в Ульяновскую область в 2012-2013 годах, не выказал желания останавливаться в развитии, несколько инвестпредприятий готовят вторые очереди, плюс в ближайшее время будет открыто еще несколько крупных заводов с участием иностранного капитала.
- Те ульяновские предприятия, которые хотели перейти на аутсорсинг в общественном питании, уже перешли. Поэтому потенциал рынка в большей степени - во вновь открываемых западных предприятиях, - подчеркивает Сергей Кондрев. - Так что по мере прихода таких предприятий в регион рынок и будет развиваться.
Примечательно, что ульяновские компании оказывают аутсорсинговые услуги за пределами региона, особенно это характерно для IT-сферы. На это есть свои причины: во-первых, специфика отрасли позволяет работать на расстоянии, во-вторых, регион славится сильным IT-сообществом, в данной сфере работает порядка 150 компаний, не считая многочисленных фрилансеров, которые также выполняют заказы «удаленно». Хотя, конечно, для серьезных заказчиков очень важен имидж фирмы, представителей которой можно допустить в «святая святых» - к компьютерной технике, читай, к секретам компании.
- Поэтому в IT-сфере очень хорошо работает «сарафанное радио»: клиент смело рекомендует профессиональных специалистов своим знакомым, - подчеркивает генеральный директор ООО «Центр Cофтверных Pешений» Илья Филянин.
Кризис как драйвер
XXI век называют веком аутсорсинга, и развитию рынка способствуют различные факторы. Так, за последнее время в России (Ульяновск - не исключение) наблюдается прогрессирующая динамика на рынке электронной коммерции (по оценке экспертов J'son & Partners Consulting, до 2018 года интернет-продажи будут расти в среднем на 20,2% в год), который, в свою очередь, стимулирует рост рынка аутсорсинга логистических услуг.
В стабильной экономической ситуации практика аутсорсинга помогает компаниям, например, решать вопросы улучшения качества продукции и услуг. А в условиях нестабильности аутсорсинг может стать одним из факторов, позволяющих бизнесу эффективно оптимизировать затраты и сосредоточить усилия на основной деятельности без необходимости содержать «непрофильных» специалистов.
- «Волга-Днепр» работает в режиме 365/7/24, за 25 лет работы у нас были организованы собственные транспортная и строительные службы, поликлиника, столовая, тренажерный центр и многое другое. Это, безусловно, увеличивает расходы и отражается на стоимости услуг авиакомпании, -
рассказал «ДО» директор по качеству ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» Андрей Дятлов. - Поэтому в настоящее время рассматривается возможность передачи ряда процессов обеспечения на аутсорсинг, например, функции клининга и транспортного обеспечения. И этому способствует развитие рынка подобных услуг в Ульяновске. Появляются новые компании, способные предоставлять услуги аутсорсинга, удовлетворяющие нас по качеству и стоимости.
Эксперты отмечают, что во время кризиса значительно проще принимать такие непопулярные решения, как сокращение персонала, а значит, активнее внедрять аутсорсинг. И очевидно, что убедить топ-менеджмент компании в необходимости аутсорсинга в текущей ситуации будет значительно легче.
- За последние четыре месяца мы наблюдаем небольшой приток клиентов, - рассказывает Илья Филянин. - В частности, это связано с сокращением штатных IT-специалистов в ульяновских компаниях и организациях, поэтому они активнее отдают на аутсорсинг обслуживание компьютерной техники, специализированного программного обеспечения.
Впрочем, есть и другие мнения.
- Сейчас в связи с ростом стоимости материалов я уменьшаю объем аутсорсинга, создаю свои подразделения, например, по электрике, сантехнике, - говорит Михаил Никашин.
В общем, аутсорсинг отнюдь не является универсальным средством для выхода из кризисной ситуации. Передача ключевых функций сторонней организации может, в частности, привести к потере контроля над деятельностью предприятия.
Поэтому, принимая решение об использовании аутсорсинга, руководству компании необходимо ответить на важный вопрос: целесообразно ли отдать данную конкретную функцию аутсорсеру или правильнее будет выполнять ее самостоятельно? В качестве критерия целесообразности стоит просчитать себестоимость данной функции и вовлеченность ее в ключевые бизнес-процессы.
Татьяна Задорожняя
Фото: businestraining