Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Быть ли бизнесу в быту?

Игроки ульяновского рынка бытовых услуг в последние годы все активнее стараются вывести отрасль на новый уровень. Динамика бизнеса налицо, но является ли это направление одним из перспективных?

 

Игроки ульяновского рынка бытовых услуг в последние годы все активнее стараются вывести отрасль на новый уровень. Динамика бизнеса налицо, но является ли это направление одним из перспективных?



Бытовой кризис

По данным игроков рынка, на которых ссылается интерактивный портал поддержки бизнес-планирования для малых предприятий www.businessproekt.ru, объем рынка бытовых услуг в России оценивается в 400-500 млн долларов. Специалисты утверждают, что владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23% и физические лица - 13%. Наиболее емкими сегментами рынка являются ритуальные услуги, услуги парикмахерских, а также ремонт и пошив одежды.

В бытовом обслуживании населения Ульяновской области приоритетно развиваются услуги парикмахерских, различных салонов красоты и здоровья, клининговые услуги, химической чистки одежды и автосервис. Менее развиты предприятия по предоставлению услуг проката, ремонта бытовой техники и прачечных. И все же все больше жителей Ульяновска и коммерческих структур города предпочитают решать свои бытовые вопросы с помощью профессиональных специалистов.

- По своему опыту могу сказать, что 60% населения области нуждаются и пользуются платными бытовыми услугами, остальные 40% или справляются своими силами, или привлекают родственников и знакомых, тратя свое и чужое время, - считает ведущий специалист по работе с клиентами Агентства мувинговых услуг «Муви73» Айрат Кадышев.

- Спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается приблизительно на 25-30% ежегодно. Это обусловлено  стремлением людей улучшить качество жизни, сэкономив время на повседневных делах, - говорит директор сети ателье «Кузина Белошвейка» Ирина Малова.

С одной стороны, рынок предлагает все больше организаций бытового обслуживания - опытных, квалифицированных слесарей, электриков, сантехников, швей и портных, парикмахеров. Эта отрасль формирует значительную часть валового регионального продукта и обеспечивает рабочими местами тысячи жителей области. Но с другой стороны, не всегда знаешь, куда бежать, если возникла необходимость срочно подбить каблук, быстро и качественно подшить брюки или за один раз сделать дубликат ключа.

Кроме того, перечисленные сегменты рынка услуг развиты, прежде всего, в городской местности. Несмотря на позитивные результаты развития сферы БТО в целом по региону, наблюдается неравномерность размещения предприятий данной отрасли. В сельских районах области в структуре услуг по-прежнему доминируют социально-бытовые услуги традиционного типа.

Актуальной проблемой для современного ульяновского рынка бытовых услуг выступает невысокая рентабельность, величина которой находится обычно в пределах 5-10%. Решить эту проблему помогает специфическая черта этого рынка - частое перепрофилирование предприятий. Владельцам компаний часто приходится расширять ассортимент услуг и заниматься переориентацией рынков сбыта - из-за современных экономических условий и условий ведения бизнеса.

Спрос на бытовые услуги среди населения неравномерен. Это связано, прежде всего, с различным уровнем дохода. Целевой аудиторией организаций, предоставляющих бытовые услуги в России, являются не более 10-15% населения - это наиболее обеспеченная часть россиян, делится своими данными консалтинговая компания Bauman Innovation. При таком положении дел данная отрасль в Ульяновской области рискует столкнуться с ограничениями спроса.

Где «зарыты» точки роста

Сфера бытовых услуг Ульяновска развивается в основном за счет малого частного бизнеса - около 70% предприятий бытовых услуг в городе приходится на индивидуальных предпринимателей.

В ходе исследования рынка бытовых услуг Ульяновска маркетологи медиахолдинга «Мозаика» (проведено в июле 2014 года, опрошена 1 тысяча горожан) расспросили респондентов о том, как часто они пользуются теми или иными услугами. Как выяснилось, самыми популярными у ульяновцев являются услуги такси, парикмахерских, ремонта одежды и обуви, а также доставки еды.

42,6% респондентов пользуются услугами такси несколько раз в месяц, 17,6% - несколько раз в год. Далее следуют парикмахерские: 55,9% респондентов пользуются этой услугой несколько раз в полгода, 14,7% - несколько раз в месяц. Несколько раз в год у 57,4% респондентов востребован ремонт одежды, у 54,7% - доставка еды, у 29,1% - косметические услуги, у 20,3% - ТО транспортных средств, у 14,4% - общественные бани и сауны.

Как выяснилось, 98,5% респондентов никогда не пользовались клининговыми услугами, 66,8 - услугами химчистки, 57,4% - ремонтом бытовой техники. Нашлись и такие, кто обходится без услуг парикмахерских - 8,8%.

Сами представители сферы бытового обслуживания ситуацию в отрасли оценивают как критическую:
- Через пять-восемь лет в Ульяновске может не остаться таких видов услуг, как химчистка, квалифицированный ремонт обуви, ремонт радиоэлектроники, но будет множество парикмахерских, - делится своими опасениями руководитель студии красоты «Rigina» Альбина Камардинова.

Однако, как показало исследование маркетологов медиахолдинга «Мозаика», ульяновцы с интересом относятся к новым видам услуг и не прочь испытать их на себе.

Одной из задач исследования было выявить потребность населения в необычных бытовых услугах. Из предложенного перечня респондентам оставалось выбрать те, которыми бы они пользовались. В тройку лидеров по потенциальной востребованности вошли гостиница для животных, частный детектив и ночная доставка. Кроме того, треть респондентов была бы рада услуге выгула собак, не против профессионального подбора своего гардероба оказались 23% участников опроса, а 18% готовы платить за экономию своего времени с помощью услуги «постойте за меня в очереди».

В тройку лидеров по потенциальной востребованности бытовых услуг в Ульяновске входят гостиницы для животных, частный детектив и ночная доставка.

А кадры где?

Российский интернет-ресурс по поиску работы и подбору персонала job.ru сообщает, что в советские времена разработкой технологий и подготовкой профессиональных кадров для бытового обслуживания занимались 14 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. А также четыре вуза с тремя филиалами, 19 техникумов, 99 производственных комбинатов. При этом в каждом субъекте федерации имелся специализированный производственно-технический комбинат бытового обслуживания.

Сегодня, чтобы оказывать бытовые услуги профессионально, в Ульяновске можно пойти учиться в Ульяновский филиал Республиканского заочного автотранспортного техникума, где наряду с экономикой и бухучетом преподают техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Также можно получить профильное образование в Ульяновском представительстве Тольяттинского государственного университета сервиса, в Ульяновском автомеханическом техникуме, Ульяновском электромеханическом колледже, в Техникуме легкой промышленности и дизайна и других учебных заведениях.

Впрочем, опытные игроки рынка труда считают, что эффективная система подготовки специалистов бытового обслуживания сегодня отсутствует. Профильное образование и рынок труда развиваются автономно и независимо друг от друг. Как итог - знания и навыки выпускников не соответствуют требованиям работодателей.

- Помните законы джунглей из «Маугли»? «Мы с тобой одной крови» и «каждый сам за себя». Вот первое - это не про тандем «учебные заведения - отрасль бытового обслуживания», их отношения куда более точно характеризует второй посыл, - говорит главный редактор портала ulv.rabota.ru в Ульяновске Юлия Жаркова. - Учебные заведения среднего профессионального образования не оценивают адекватно тренды развития сферы бытового обслуживания, для которой готовят специалистов. Плохо, что потребности отрасли и потенциальных клиентов никак не соотносятся с приоритетами профильных лицеев и колледжей. «Проседают» востребованные и перспективные направления. Где у нас, к примеру, готовят садовников, специалистов в области клининга или работников химчисток? Что-то ничего не слышно про молодых специалистов по ремонту обуви или мелкой бытовой техники.

По мнению Юлии Жаковой, сейчас лучший способ овладеть премудростями таких профессий - пойти в ученики в крупную компанию или к опытному частнику со стабильной клиентурой:

- Это если молодой человек заинтересован в получении профессии в сфере бытового обслуживания, не каждого туда заманишь. Кадровый голод - вполне осязаемая перспектива для отрасли, социальную значимость которой трудно переоценить. Между тем, шансы преуспеть в «бытовке» есть, просто учебные заведения должны учитывать потребности рынка, вести с отраслью внятный диалог, а государству, выступающему регулятором, необходимо координировать их усилия.

Специалисты портала rabota.ru - Ульяновск утверждают, что высокий спрос на квалифицированных рабочих из сферы бытовых услуг сохранится, а заработные платы лучших из них будут сопоставимы с зарплатами офисных сотрудников в промышленных регионах.

А руководители организаций, предоставляющих бытовые услуги, утверждают, что при нынешнем уровне образования в данной сфере единственный способ получить квалифицированные кадры - взращивать их самостоятельно. Но делать это нужно с умом. В противном случае велик риск потратить время и деньги впустую. Часто работники на одном месте долго не задерживаются. Кто-то находит более выгодное предложение, кто-то, наработав базу клиентов, уходит «в свободное плавание».

Часто сотрудники компаний предлагают клиенту фирмы сотрудничать напрямую. И многие соглашаются. В компанию обычно обращаются потому, что боятся связываться с незнакомыми людьми - вдруг обманут, или качество услуги «подкачает»? А тут и человека уже знаешь, и уровень его ответственности и квалификации понятен, плюс можно сэкономить. Когда появляется своя клиентская база, работать «на дядю» в сфере услуг становится невыгодно. В основном профессионалы предпочитают работать «на себя» и при этом не спешат делиться доходами с государством. В этой ситуации компании, которым приходится иметь дело с оборудованием, арендой помещения, платить налоги и страховые взносы, оказываются в заведомо проигрышной позиции. Чтобы выйти на уровень рентабельности, нужны серьезные обороты, обеспечить которые небольшие компании могут не сразу.

Бытовая политика

Среди актуальных проблем для ульяновского рынка бытовых услуг потребители отмечают низкое качество оказываемых услуг. Причины здесь две - устаревшее оборудование и пресловутый «человеческий фактор». Предприниматели сетуют на значительное количество проверок, которые мешают эффективной и четкой работе. Негативно влияет на рынок и нездоровая конкуренция компаний с «подпольными» мастерами, которые оказывают услуги в частном порядке и не несут никакой нагрузки в виде налогов, арендных и коммунальных платежей.

Так как бытовые услуги населению оказываются преимущественно предприятиями малого и среднего бизнеса, то практически все виды услуг в данной сфере предполагают развитие предпринимательства.

- Вопрос аренды помещений занимает не последнее место в бизнесе бытовых услуг в Ульяновске. Собственную площадь имеют примерно 20% предприятий этого сектора. Около 20% предпринимателей берут в аренду помещения у муниципалитета, у частных собственников - примерно 60%, - сообщает Альбина Камардинова.

- Сферу бытовых услуг в регионе нужно развивать с привлечением поддержки государства, - считает Ирина Малова. - Капиталоемким, технически сложным производствам необходима законодательная поддержка. Необходимо поднимать престиж профессий, которые нужны данному рынку. Думаю, целостный подход способен переменить ситуацию.

- В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу, - считает руководитель ООО «Чистые пруды» Эмиль Шарапов. - На современном этапе развития рынка бытовых услуг в России весьма актуальна разработка институционального механизма регулирования как рынка, так и малого и среднего предпринимательства в частности.

Представители рынка считают, что для развития отрасли необходимо помимо повышения роли и ответственности администраций муниципальных образований в обеспеченности населения бытовыми услугами, ввести налоговые послабления, усовершенствовать нормативно-правовую базу, обеспечивающую регулирование в сфере бытовых услуг.

Милана Салманова

Фото: deshevosuper.ru

Никогда не пользовался, % респондентов

98,5% - клининговыми услугами

66,2% - услугами химчистки

57,4% - ремонтом бытовой техники

57,4% - ремонтом и изготовлением мебели

56,5% - ТО транспортных средств

52,9% - «муж на час» (мелкий ремонт)

40,9% - общественными банями и саунами

38,8% - косметическими услугами

23,2% - доставкой еды

23,5% - ремонтом одежды и обуви

13,5% - такси

8,8% - парикмахерскими услугами

 

В Ульяновске нужны:

79% - гостиница для животных

69% - частный детектив

65% - ночная доставка

34% - выгул собак

23% - шопинг-консультант

18% - «постойте за меня в очереди»

15% - агентства извинений 

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: