БЮДЖЕТ-2016: на один год, но с перспективой на будущее
О программном подходе, социальной направленности и поддержке реального сектора экономики рассказывает министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая.
- Екатерина Владимировна, 2016 год не обещает быть простым. И бюджет на этот год тоже верстался в непростых условиях. В чем его принципиальное отличие от бюджета-2015?
- При формировании бюджета мы исходили из консервативного варианта прогноза социально-экономического развития региона на 2016 год. Так же, как и федеральный бюджет-2016, региональный сформирован на один год. Но, естественно, мы понимаем, что обязательно должно быть перспективное видение, понимание того, как и куда будем двигаться дальше. Поэтому основные направления бюджетной политики по-прежнему формируем на три года.
Основные параметры бюджета-2016 таковы: доходы - 37 млрд 15,8 млн рублей, расходы - 38 млрд 664,7 млн рублей, дефицит - 1 млрд 648,9 млн, или 5,4% от доходной части бюджета.
Напомню, что в бюджете-2015 заложен дефицит в 14%. К решению снизить дефицит мы пришли, исходя из того, что наступающий год не обещает быть простым. Планка по доходам в 2016 году у нас высокая, но темп роста заложен ниже, чем в 2015-м (11% вместо 13%). Так что принимая высокий дефицит, мы рисковали бы не найти под это финансирования, не закрыть все социальные расходы. Конечно, такого быть не должно.
- За счет чего будет формироваться доходная часть бюджета?
- 37 млрд 15,8 млн рублей доходов - это на 11% больше первоначально утвержденной суммы на 2015 год. Притом, что в проекте федерального бюджета на 2016 год прогнозируется снижение доходов на 8,9%. Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета Ульяновской области составляют 30 млрд 738,9 млн рублей - на 16,2% больше, чем первоначально утверждалось на 2015 год. Основные доходные источники - налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы и налог на имущество организаций. Они составляют практически 90% от общей суммы доходов.
- Лидер по удельному весу в структуре доходов по-прежнему НДФЛ?
- Да, НДФЛ составляет 30,6% доходов бюджета. В абсолютной сумме это 9 млрд 397,4 млн рублей. По уточненному плану НДФЛ в 2016 году на 152 млн меньше, чем в 2015-м. Практически это единственный доходный источник, который идет со снижением. Объясню, почему.
Мы проводим расчеты на основе прогноза социально-экономического развития региона. В 2016 году темп роста фонда оплаты труда планируется 108,3%. Динамика роста снижается. В 2013 году индекс ФОТ был 111,7% , в 2014-м -
112,8%. Прогнозный план на 2015 год - 108,6%, но, по данным на октябрь, фонд оплаты труда вырос только на 107%.
И еще надо иметь в виду, что большую роль в НДФЛ играют вычеты по имущественным налогам - возврат на основании налоговой декларации части уплаченных сумм на обучение, приобретение жилья, лечение. В 2015 году выпадающие доходы областного бюджета по этой причине составят 1 млрд 506 млн рублей, в 2016-м - уже 1 млрд 750 млн. Конечно, нас радует, что благосостояние населения растет, и люди могут позволить себе серьезные расходы, но мы должны учитывать выпадающие доходы бюджета, когда формируем данный доходный источник.
- А за счет чего планируете рост акцизов, налогов на прибыль и на имущество?
- Налог на прибыль занимает в общих доходах почти 24%, в абсолютной сумме это 7 млрд 287 млн рублей. К 2015 году предусмотрен рост на 13,1%. Это связано с тем, что тенденция по прибыли хорошая. По итогам девяти месяцев мы получили плюсом к 2014 году 1 млрд 260,6 млн рублей. Хотя и здесь подаются декларации на уменьшение выплат. За девять месяцев 2015 года возврат составил 960 млн. Тем не менее согласно прогнозу социально-экономического развития региона темп роста налога на прибыль в 2016 году взят 102%. Исходя из всех составляющих, включая работу налоговых служб, мы рассчитываем, что этот показатель выполним.
Удельный вес налога на имущество - 9%. Это 2 млрд 687,1 млн рублей. Здесь также предусмотрен рост, в первую очередь - за счет отмены на федеральном уровне льгот по налогу на имущество для автодорог, железной дороги, газопроводов, электросетей.
Доля акцизов в общей сумме бюджетных доходов - 26,1%. В абсолютной сумме это 8 млрд 27,1 млн рублей. Большую часть здесь составляют акцизы на алкогольную продукцию - 6 млрд 74,1 млн. А в них - акцизы на пиво: 5 млрд 264,1 млн рублей. Рост, прежде всего, связан с наращиванием объемов производства, статистика показывает плюс 47%. Видя такую тенденцию и ориентируясь на прогноз Минсельхоза -
куратора данного доходного источника, мы закладываем в бюджет 2016 года рост по акцизам. Кроме того, 810 млн рублей акцизов даст алкогольная продукция, содержащая свыше 9% этилового спирта. Акцизы на нефтепродукты составят 1 млрд 953 млн рублей. Налоговым кодексом предусмотрено увеличение акцизных ставок на нефть с 3,2% до 36,2%, но они распределяются по субъектам, и в целом норматив на 2016 год снижен. У нас - с 0,7651 до 0,7258. Поэтому акцизы на нефтепродукты предусмотрены практически на уровне 2015 года.
Нужно сказать, что в структуре доходов у нас практически всегда налог на прибыль и НДФЛ занимают 25-30%, и здесь структура практически не изменилась. А вот удельный вес акцизов существенно вырос.
- Как могут сказаться на доходах бюджета преференции для отдельных категорий налогоплательщиков?
- В рамках доходной части бюджета приняты решения, которые можно назвать антикризисными. Они отражены в наших основных направлениях налоговой политики и легли в основу этого документа. Введены новые виды деятельности по патентной системе налогообложения, дается возможность снижения ставки по УСН с 6 до 1%, сохраняются налоговые каникулы для тех ИП, кто впервые зарегистрировался. Сохраняются льготы для инвесторов, и это очень важно. Кроме того, вводятся льготы для предприятий в сфере ИТ, цементной отрасли, жилищного строительства - нулевой налог на имущество и 13,5% налог на прибыль. Нам представляется, что эти меры дадут рост производства и увеличение доходной части бюджета. Мы рассчитываем, что за счет снижения налогового пресса будет расти количество предприятий и объем производства, а у бизнеса, который сейчас «в тени», появится стимул для выхода из нее.
- Изменился ли «с поправкой на кризис» характер бюджетных расходов?
- Социальный характер бюджета сохраняется: основные расходы по отраслям «образование», «здравоохранение», «культура», «физкультура и спорт» составляют более 75%. Прежде всего, конечно, это связано с тем, что мы выполняем свои полномочия по оказанию услуг в этих отраслях и помогаем муниципальным образованиям в выполнении их полномочий. Но предусмотрены и средства на развитие в социальных отраслях - 3,3 млрд рублей.
Они пойдут на строительство перинатального центра и центра охраны здоровья женщин в Ульяновске, ремонт поликлиник и ФАПов, создание десяти новых ФАПов и двух офисов врачей общей практики, участие в федеральной целевой программе по строительству и реконструкции школ и детских дошкольных учреждений, строительство здания госархива, ремонт и реставрацию областной филармонии, ремонт сельских домов культуры и другие проекты. 12 млн рублей выделяется на подготовку и проведение мероприятий, посвященных юбилею Карамзина.
- А реальный сектор экономики?
- На реальный сектор заложено 4 млрд 748 млн рублей. Более 2 млрд предусмотрено на развитие дорожного хозяйства, транспортное обслуживание населения, субсидии на приобретение дорожной техники. На поддержку аграрного сектора выделяется 855,4 млн рублей - на 100 млн больше, чем в 2015 году. С учетом средств федерального бюджета поддержка будет ощутимой.
На ЖКХ заложено 422,7 млн рублей, что на 15,7% больше первоначально утвержденной суммы на 2015 год. Здесь и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, и обеспечение жильем детей-сирот, и средства на программу губернаторской ипотеки. Cохраняются программы водоснабжения, газификации, подготовки к отопительному сезону, на них заложено 124,8 млн рублей. То есть объекты, которые начаты, стараемся продолжить. Чтобы в 2016 году их завершить и уже рассматривать другие приоритеты.
Конечно же, предусматриваются средства на привлечение в регион инвесторов. На развитие инфраструктуры промзоны «Заволжье» заложено 42,4 млн рублей, портовой особой экономической зоны - 119 млн. Мы по-прежнему осуществляем поддержку инвесторов через налоговые льготы и, соответственно, надеемся, что все эти меры будут способствовать открытию новых предприятий, созданию новых рабочих мест, росту доходной базы бюджета.
- Малый бизнес на бюджетную поддержку может рассчитывать?
- На поддержку малого бизнеса заложено 20 млн рублей - доля регионального софинансирования в рамках федеральной целевой программы.
- Меньше, чем в 2015-м?
- Формально - да. Но в 2016 году доля обязательного софинасирования субъекта по этой программе уменьшилась до 5%. 95% приходится на федеральный бюджет. Поэтому в целом объем поддержки малого бизнеса не снизится.
- Удалось ли сохранить количество целевых программ?
- Наш областной бюджет - бюджет программный. В 2015 году государственные программы составляют 92% в общей сумме расходов, в 2016-м - уже более 95%.
В бюджет-2016 включено 19 полноценных программ. Было 20, одна стала подпрограммой. Именно программный подход дает возможность наиболее эффективного расходования бюджетных средств. Для отраслей, возможно, несколько хлопотно вносить изменения в эти программы, рассматривать их на комиссии, но любые изменения мы соотносим с тем, насколько они связаны с бюджетными ассигнованиями, и каких результатов собираемся достичь. Это очень важно.
- На какую помощь областного бюджета в следующем году могут рассчитывать муниципалитеты?
- Поддержка муниципальных образований очень серьезная - 10 млрд 978,4 млн рублей. Несмотря на сложные экономические условия мы понимаем, что и в муниципалитетах они непростые, поэтому постарались заложить эти суммы с ростом - на 26,5%. Это практически 2 млрд 300 млн плюсом к 2015 году. Здесь и дотация на выравнивание, которая дается муниципальным образованиям на выполнение их полномочий, и субсидии, и субвенции. Предусмотрены также средства на то, чтобы стимулировать муниципалитеты, которые добились хороших социально-экономических результатов. Пусть это небольшая сумма, 20 млн, но она есть.
- А что с поддержкой местных инициатив? В 2015 году первый такой опыт показался интересным и востребованным.
- Поддержка не только сохранится, но и вырастет. В 2015 году на эти цели заложено 12 млн рублей, а в 2016-м уже 62 млн - в 5,2 раза больше! В текущем году из заявленных 47 проектов победителями стали 16 - благоустройство площадей, скверов, парков, ремонт домов культуры. Сейчас из областного бюджета выделяется не более 1 млн рублей на проект, но плюсом предусмотрено софинансирование: 10% - от муниципального образования, 5% - от населения. Люди загорелись, они видят, что есть результат. И в 2016 году сумма на проект из регионального бюджета будет увеличена до 2 млн рублей.
- Екатерина Владимировна, есть ли прогнозы, как долго бюджет будет верстаться на один год? Когда вернется трехлетний?
- Думаю, что в 2016 году мы будем уже формировать бюджет на три года. Потому что «трехлетка», во-первых, продлевает горизонт в планировании, во-вторых -
дает возможность отраслям заключать договоры на перспективу, определять приоритеты. Однолетний бюджет в этом плане сковывает. Но надо сказать, что в 2016 году ранее принятые двух- и трехлетние договоры сохраняют свое действие и являются переходящими, а проводить новые конкурсы будем только на один год. Возможно, в нынешних условиях это и правильно: важно не наращивать кредиторскую задолженность. В областном бюджете в течение 2015 года идет снижение кредиторки практически на 36 млн рублей, в муниципалитетах есть небольшой рост, но мы с этим работаем и надеемся, что кредиторскую задолженность, как и наш госдолг, будем снижать.
В целом же, несмотря на экономическую ситуацию, задачи при формировании бюджета остаются прежними - выполнить все социальные обязательства и обеспечить качество жизни населения области и экономическую стабильность.
Мария Мишина
Фото: Алексей Юхтанов