Экспресс-доставка: альтернатива почте или возврат к прошлому?
Проверенный столетиями способ курьерской доставки корреспонденции востребован и сегодня, в век развитых интернет-технологий.
Три кита курьерской доставки
Курьерская доставка - это процесс транспортировки грузов и почтовых отправлений от отправителя к получателю. В идеале, этот вид почтовых услуг отличается от прочих тем, что выполняется круглосуточно, в кратчайшие сроки, с высокой точностью и аккуратностью. Говорить о курьерской службе, как об архаичном и давно устаревшем способе доставки корреспонденции и прочих почтовых отправлений - грешить против истины.
В XXIвеке службы экспресс-доставки востребованы, интенсивно развиваются и составляют серьезную конкуренцию традиционной почте. Интернет, несмотря на его интенсивное развитие, имеет существенно ограниченные возможности. Возможно, в далеком и весьма необозримом будущем, с изобретением телепортационных терминалов этот сервис канет в Лету, но пока курьерская доставка - зачастую самый быстрый и надежный способ доставки.С использованием курьерской службы пересылаются бандероли, посылки, документы, корреспонденция, подарки и цветы, образцы оборудования, сырья и технологий. Современная курьерская служба способна полностью исключить заказчика из процесса доставки, приняв ответственность за организацию и выполнение этого процесса на себя.
Развитие интернет-технологий и электронных почтовых сервисов, в том числе, появление электронной подписи под документами, внесло коррективы в работу почтовых служб. Но доставка корреспонденции посредством почтового сервиса по-прежнему востребована, а объемы рынка экспресс-доставки только растут. Практически у каждого человека периодически возникает необходимость в отправлении личных писем или документов в самые короткие сроки, а успешная деятельность любого предприятия во многом определяется оперативной и своевременной доставкой важных деловых писем.
Курьеры почтовых компаний передают отправление лично адресату, а компании, занимающиеся экспресс-доставкой, гарантируют сохранность и конфиденциальность содержащихся там сведений. При этом обеспечивается комфорт и для отправителя, и для получателя, так как им даже не требуется покидать свою квартиру или офис. Принцип «от двери до двери», или «из рук в руки» относится и к процессу оформления заказа, передачи отправления курьеру, и к его получению.
Три кита, на которых строится бизнес доставки корреспонденции, - оперативность, конфиденциальность, индивидуальный подход. Очень важной для клиентов почтовой службы является возможность мониторинга за доставкой корреспонденции. Благодаря этому отправитель может в любой момент узнать, где находится его отправление и когда конкретно оно будет вручено получателю.
На ульяновском рынке экспресс-доставки представлено порядка 20 федеральных игроков и шесть региональных
Возможности, которые предоставляют сегодня курьерские службы, гораздо шире, нежели просто доставка экспресс-почты. Если необходимо, скажем, доставить по адресу цветы или подарок, да еще в строго определенное время, большинство курьерских служб готово оказать эту услугу. При этом не важно, в каком регионе находится отправитель или получатель. Интернет-магазины избрали курьерские службы наиболее оптимальным способом экспресс-доставки заказанных товаров. Немало компаний различного профиля ведет свою деятельность посредством агрессивной рекламы, распространяемой по принципу b2b. Поэтому и такие услуги, как массовая курьерская рассылка приглашений, счетов, рекламной информации, востребована современным бизнесом.
Александр Морозов, управляющий Ульяновским филиалом «PonyExpress»:
- Несмотря на сильное влияние и мощное развитие интернет-технологий, традиционный бумажный документооборот еще долго будет применяться в различных сферах нашей жизни, поэтому вопросы оперативной доставки корреспонденции по-прежнему являются актуальными. Конечно, развитие Интернета оказало существенное влияние на работу почтовых сервисов. Сегодня наибольший процент корреспонденции приходится на различные компании и организации. Но есть сервисы, которые физическими лицами востребованы, и их актуальность растет с каждым днем. В частности, большим количеством жителей Ульяновска, да и в целом России, востребована услуга визового сервиса, когда доставка документов, в том числе загранпаспортов, в посольства различных стран и обратно для получения въездных виз, происходит посредством экспресс-доставки.
Симбирский экспресс
В Ульяновской области помимо традиционно представленной Почты России и ее относительно новой службы экспресс-доставки корреспонденции EMS, имеются представительства крупных международных и российских компаний - DHL, PonyExpress, DPD, активно работают местные игроки рынка. Каждая из представленных на рынке региона компаний имеет свою отлаженную структуру и весьма обширную клиентскую базу. Цены на услуги варьируются в зависимости от требуемой скорости доставки, а также от вида корреспонденции. Услуги по доставке корреспонденции могут предоставить и различные транспортные компании, но почтовый сервис для них мало интересен. Транспортные компании не специализируются на этом виде бизнеса, и услуги оказывают на вторичной основе. Поэтому доставка почтовых отправлений осуществляется попутно, одновременно с доставкой различных грузов.
Егор Барышников, генеральный директор ООО «НЭКСТ» (Ульяновская транспортно-экспедиционная компания):
- Что касается грузоперевозок, то рынок Ульяновска насыщен компаниями, специализирующихся в этом виде бизнеса. Несмотря на то, что автомобильные, железнодорожные, контейнерные перевозки пользуются стабильным спросом, и конкуренция в этом виде бизнеса высока, появление новых сильных игроков в симбирском регионе маловероятно. В первую очередь это связано со спецификой бизнеса, а также нехваткой оборудования, которое в основном находится у естественного монополиста - РЖД. Последнее время компании сами стали закупать контейнерное оборудование, что значительно удешевляет и ускоряет доставку грузов.
Несмотря на кажущуюся стабильность и некую стагнацию в сфере почтового сервиса, конкурентная борьба в Ульяновске имеет место. Пусть это не столь ярко выражено, но, тем не менее, службы экспресс-доставки корреспонденции и грузоперевозок вынуждены регулярно корректировать цены на услуги и заниматься поиском новых клиентов.
Андрей Павлов, директор Курьерского агентства «Мозаика»:
- Активной борьбы на территории города и области среди компаний экспресс-доставки нет. Она идет на более высоком, федеральном уровне. В Ульяновске представлены практически все крупные операторы. Это порядка 20 федеральных компаний. Конкуренция серьезная, но мы ее практически не видим. Даже рекламу этих компаний мы не видим. Эти игроки заняли свою нишу, заключив договоры с крупными международными компаниями, имеющими большой документооборот, и мелкий бизнес, имеющий необходимость доставки корреспонденции от случая к случаю, им не интересен. Не видно деятельности отделов продаж, не видно заинтересованности этих компаний как в снижении цен на услуги, так и в снижении затрат по доставке корреспонденции. Это же касается и интернет-магазинов. Поэтому крупные операторы, такие, как интернет-магазин «Ozon», предпочитают заключать договоры с местными компаниями экспресс-доставки, понимая, что мы готовы предоставить не менее качественные услуги по более актуальным ценам.
Есть почта и «Почта»
Главным конкурентом всех компаний, занимающихся почтовыми услугами, по-прежнему остается «Почта России» с ее огромной сетью филиалов и отделений, представленных практически в каждом населенном пункте страны. Существенную роль в конкурентной борьбе играет ценообразование и стоимость доставки корреспонденции. В настоящее время стоимость большинства услуг, предоставляемых «Почтой России», гораздо ниже, нежели у крупных компаний экспресс-доставки, это касается и сервиса «EMS», призванного составить конкуренцию частным компаниям. Однако неповоротливый механизм старейшей почтовой службы страны пока не в состоянии конкурировать с частниками.
Александр Морозов, управляющий Ульяновским филиалом «PonyExpress»:
- Давно назревшая реформа «Почты России», в случае ее удачного исполнения, окажет положительное влияние на предоставляемые почтовые услуги, в том числе и на ценообразование. В свою очередь, «Почта России» станет серьезным конкурентом, который заставит другие компании задуматься над улучшением собственной работы и повлияет на снижение цен.
Как скоро ждать преобразований? Руководство Ульяновского филиала «Почты России» от комментариев воздержалось, сославшись на то, что это прерогатива центрального аппарата управления. Судя по сообщениям пресс-службы крупнейшего почтового оператора страны и публикациям федеральных СМИ, в ближайшие пять лет «Почте России» предстоит выправить свое финансовое положение, организовать предоставление электронных госуслуг и финансовых сервисов, а также провести акционирование (если соответствующий федеральный закон, о котором говорят уже не первый год, все-таки будет принят).
Появится ли в Ульяновске компания, готовая взять на себя объединение служб доставки ульяновских предприятий фаст-фуда - вопрос открытый. По мнению игроков рынка, поле деятельности для такой компании есть
Андрей Павлов, директор «Курьерского агентства «Мозаика»:
- Повлияет ли реформа «Почты России» на баланс сил? Скорее всего, нет. Крупные почтовые компании уже прочно утвердились на российском рынке и зарекомендовали себя как добросовестные партнеры. Как показывает практика, переходы из одной компании в другую очень редки. Тем более что «Почта России» и частные почтовые компании имеют разные приоритеты. Если для нас главным являются скорость, точность, качество и безопасность почтовых отправлений, то для «Почты» - массовость. Госструктуры интенсивно пользуются почтовыми услугами. Но услугами одного оператора - «Почты России». Если на уровне законодательства не будут вставляться палки в колеса, то конкуренция будет, и победителем в ней станет тот, кто сможет активнее развиваться, оперативно учитывая изменения на рынке почтовых услуг.
Действительно, например, для налоговой службы, Пенсионного фонда и множества других государственных организаций зачастую не имеет значения, насколько быстро доставлено извещение, или будет ли оно доставлено вообще. Пеня за просрочку платежа начисляется в любом случае, и сетования плательщика на нерасторопность почтовой службы или не доставленную корреспонденцию фискальными органами не берутся во внимание. В связи с этим бизнес живет в постоянном ожидании «сюрпризов».
Пиццу заказывали? Кейтеринг как бизнес
Экспресс-доставка в основном ассоциируется с почтовой корреспонденцией и товарами интернет-магазинов. Однако существует довольно объемный и перспективный сегмент рынка услуг по доставке продуктов фаст-фуда: пиццы, суши и прочих продуктов питания. Каждая городская пиццерия или суши-бар, осуществляющие доставку своей продукции в офис или на дом, имеет собственную курьерскую службу доставки, в которой, в основном, подрабатывает студенческая молодежь.
Как считают эксперты «ДО», этот сегмент рынка востребован, и поле деятельности для его развития обширно. Условия для создания консолидированной курьерской службы по доставке продуктов питания в Ульяновске есть, но скорее всего, среди производителей пиццы и суши нет желания объединиться, или нет игрока, который готов эти службы объединить по примеру единой диспетчерской службы такси. А для развития подобной курьерской службы в Ульяновске есть все предпосылки. В том числе, имеется большое количество всевозможных компьютерных программ, позволяющих контролировать как размещение заказов, так и скорое исполнение доставки.
Александр Ананич, директор ООО «Ямато»:
- Идея создания единой городской курьерской службы по доставке пиццы и суши заслуживает внимания. Если эта компания будет располагать достаточным количеством курьеров, собственным транспортом, а ее сотрудники будут носить единую форму, то это выведет доставку на новый уровень и придаст определенный статус. Для нас это будет существенное облегчение, снимется большой объем непрофильной работы. Насколько в финансовом плане это будет выгодно, сказать сложно. Нужно считать. Если стоимость доставки курьерской компанией будет такая же, как сейчас, это, безусловно, выгодно. И, конечно, многое зависит от грамотно построенной логистики и работы диспетчерской службы курьерской доставки. Наши клиенты должны получать заказ в оговоренные временные рамки.
Кейтеринговая компания, готовая взять на себя объединение служб доставки ульяновских предприятий фаст-фуда, должна будет гарантировать качество и своевременность доставки, что в условиях города, разделенного на две части Волгой с наличием двух мостовых переходов, весьма проблематично, особенно в часы пик. Курьерской компании необходимо предъявлять строгие требования как к внешнему виду сотрудников, так и к состоянию их здоровья, обеспечить бесперебойную работу диспетчерской службы с производителями пиццы и суши, равно как и с курьерами, осуществляющими доставку.
Словом, в Ульяновске и области, несмотря на кажущуюся заполненность бизнес-ниши по доставке экспресс-корреспонденции и курьерских услуг, есть сферы, где такие услуги будут востребованы - при грамотной организации дела и качественном сервисе.
Игорь Снегирев
фото - nnm.me