Если вы хотите иметь устойчивую компанию
http://blog.theodorewatson.com/
На устах предпринимателей сейчас тема кризиса, НДС, отсутствия нормального кредитования. Радостного мало. Но важно отдавать себе отчет, что данный кризис не первый и не последний. Как только это поймете, то осознаете необходимость строить компанию, не подверженную периодическим встряскам.
Что бы я посоветовал держать в уме:
1. Наиболее трудновоспроизводимым активом является коллектив. Вы можете сокращать площади, переходить на работу по предоплате, но сохраните костяк людей. Именно он позволит вам пойти на новый виток роста.
2. Наш кризис лишь опосредованно связан с украинскими событиями. Размер нашей экономики - порядка 3% от мировой. Нас штормит в связи с глобальной паузой - исчерпаны все драйверы роста мировой экономики последних 15 лет. Глобальным игрокам не на чем зарабатывать сверхприбыли. А до ввода «в строй» на промышленном уровне продукции шестого технологического уклада (крио-нано-гено-био-технологий) еще несколько лет. Все чаще горизонтом, за которым последует рост мировой экономики, называют 2018 год. То есть, кризис типа 1998 или 2008 годов «сильное падение, а затем быстрый восстановительный рост» в это раз не повторится. Кризис «взрослый», затяжной. Выплывать будем долго и строго из расчета на собственные силы.
3. Если вы хотите иметь устойчивую компанию, стратегия развития вашей компании должна содержать идею работы в нескольких национальных экономиках. Это не мода, это жесткая необходимость. События декабря 2014 года должны научить нас мыслить глобально. Еще раз повторю - Россия занимает 3% мирового ВВП, в мире найдется тысяча компаний, которым понадобятся ваши услуги и ваши товары.
4. Самый перспективный канал выхода в мировой бизнес - торговля через интернет. Этот сегмент растет опережающими темпами. Изучайте его. Не создавайте свои уникальные магазины, пользуйтесь услугами мировых лидеров интернет-торговли.
5. Мы - нация с сильной творческой жилкой. Но для быстрого выпрыгивания из кризиса нам необходимо активно копировать решения из Кении, Австралии, Италии, Китая - отовсюду, где вы побывали и нашли что-то ценное. Покупайте франшизы, перенимайте технологический опыт и делайте свой бренд. Вкладываться в разработку можно только в тех сферах, где мы мировые лидеры. В остальных - гуглите англоязычный сегмент и почти наверняка увидите, что ваша сырая идея уже реализована. Покупайте! Время стоит дороже денег.
6. «Зеленый нал». Еще в 2000 году я услышал про это простое правило фондирования прибыли. Суть такова: резервный фонд прибыли предприятия равен расходам на два-три месяца работы при нулевой выручке (это идеал). Прибыль кэшируется ежемесячно и переводится на депозиты в тех валютах или ценных бумагах, которые для вас являются самыми ликвидными. Реинвестируется прибыль в бизнес только после адекватного бизнес-плана на какой-то конкретный проект. Не плана - нет финансирования. Это решение помогает сохранить много денег именно в «нетучные» времена.
7. Принимая решения сейчас, руководствуйтесь идеей «А как я буду из кризиса выходить?». Наши решения должны определяться не прошлым или настоящим, а будущим. И тогда светлый образ вашей компании образца 2018 года подскажет многое в текущих шагах.
Александр Макаров, бизнес-тренер, руководитель консалтинговой компании «Развитие»