Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

И снова Год предпринимательства?

2017-й в Ульяновской области объявлен Годом предпринимательства.Чем он будет отличаться от того, что случился десять лет назад?

 

2017-й в Ульяновской области объявлен Годом предпринимательства. Чем он будет отличаться от того, что случился десять лет назад?

С заботой о малом

Поддержкой малого бизнеса российская власть занимается столько, сколько этот бизнес существует. Советы, комитеты, комиссии по преодолению барьеров - где-то это было толковой реальностью, где-то уходило в популистские лозунги. Как считать степень «развитости» малого бизнеса, тоже спорили долго. Количество малых предприятий - это индикатор? А число работающих? А сумма бюджетных средств, выделенных на поддержку? Или число проведенных семинаров и консультаций для тех, кто по порыву души, по наивности и от безысходности решил открыть собственное дело?

С созданием в 2011 году Агентства стратегических инициатив (АСИ) все вышло на системную основу: анализ ситуации, опросы предпринимателей, выявленные болевые точки и - дорожные карты, пошагово прописывающие ликвидацию этих проблем: делай раз, делай два, делай три. Дорожные карты разрабатываются в рамках национальных предпринимательских инициатив и касаются упрощения административных барьеров, общения с контрольными органами, создания благоприятных условий для бизнеса в конкретных сферах. «Замеры» делового климата в регионах, начатые когда-то «Опорой России», усилились официальными рейтингами АСИ - здесь уже регионы стараются не упасть лицом в грязь.

Позиции Ульяновской области в этих рейтингах - одни из самых высоких.
А первый Год предпринимателя в регионе был объявлен еще в 2007 году. Тогда это тоже сделала власть. Пообещав обеспечить условия для развития малого предпринимательства. И сегодня - снова об условиях для развития. Законодательных. Финансовых. Административных. Доколе их можно улучшать и действительно ли они улучшаются? Обратимся к темам форума.

Время инициативных

Ульяновский уполномоченный по защите прав предпринимателей Татьяна Скопцова любит говорить о своих подопечных по-матерински ласково и снисходительно: «малыши». Ощущают ли предприниматели себя таковыми?
Многие - да. Кто-то вот уже лет 20 в «малышах», и вовсе не рвется стать большим. У многих - подростковая задиристость. У некоторых - младо-стариковская усталость. У очень многих - активная инициативность.

Каждая неделя предпринимательских инициатив в Ульяновской области завершается пакетом предложений для Москвы. Многие уже стали реальностью. Есть и те, кто дожидается своего часа и своего лоббиста. Освободить начинающих предпринимателей на три года от ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверок надзорными органами, например. Заменить ежегодную аттестацию сотрудников по охране труда и пожарной безопасности разовым обучением. Расширить виды деятельности, подпадающие под «налоговые каникулы». Ограничить применение административных штрафов за нарушения правил и сроков подачи отчетов при использовании ЕГАИС. Начать уже, наконец, социальным фондам экономить на рассылке писем с сообщениями о копеечной задолженности ИП. Все это - на самую что ни на есть злобу дня.

Но инициативы инициативами, а СМП Банк утверждает, что в 2015 году более половины малых и средних предприятий заявили об ухудшении условий для ведения бизнеса. И это в год, когда на «малышей» вновь нахлынула волна преференций. Каникулы налоговые и надзорные, снижение ставок по УСН и расширение видов деятельности, где можно обойтись патентом, смягчение критериев отнесения компаний к разряду малого бизнеса - а значит, рост числа тех, кто может претендовать на льготы.

Тем не менее ухудшение экономической ситуации и стремление власти обеспечить максимальное наполнение бюджета не могли не сказаться на бизнесе. Деловые площадки декабрьского форума в Ульяновске обозначили, пожалуй, самые актуальные вопросы: участие в госзакупках, источники финансирования проектов, инновационное развитие и новые технологии. А еще - административные барьеры и непрекращающаяся череда законодательных новшеств из разряда «хотели как лучше, получилось - как всегда».

Госзакупки - это выгодно?

Если для бюджетников и госкомпаний доля закупок у малого и среднего бизнеса давно закреплена законодательно, то вскоре и частным компаниям с выручкой более 10 млрд рублей придется обеспечить фиксированную долю закупок у МСБ. ФАС и Минэкономразвития готовят соответствующие изменения в закон
«О защите конкуренции». За неисполнение закона будут предусмотрены штрафы. Это к сведению, на будущее. А вот сегодняшняя ситуация по Ульяновску.

- Через решения советов директоров госпредприятий и акционерных обществ, в которых государство имеет контрольный пакет, мы ввели норматив закупок у малого бизнеса и средних предприятий - 5%, - рассказал на комиссии по улучшению инвестклимата и снижению административных барьеров первый зампредседателя ульяновского правительства Александр Смекалин. - Для контроля создан единый центр госзакупок на уровне региона, который выработал единый нормативный
документ, рекомендующий процедуру закупок. Тем самым мы полностью контролируем эту процедуру.

Но выиграть контракт - это полдела. Получить за выполненную работу деньги - вот это уже успех. На форуме прозвучала цифра: общая сумма задолженности по госконтрактам перед бизнесом в стране превышает 20 млрд рублей. Это выявлено прокуратурой. Прокуратура же и возьмет под контроль возврат долга.

Если вас проверяют

На первом месте среди обращений предпринимателей к уполномоченным по их защите - вопросы, связанные с проверками. Стоит помнить: по заявлению проверяемого принять участие в проверке может бизнес-омбудсмен.
В Ульяновской области это право использовали восемь раз. Пока. Или уже?

И еще стоить знать: с 1 июля 2015 года вступил в действие единый реестр проверок. Все проверки в рамках федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должны заноситься в этот реестр. Но вот цифры: в реестр внесено порядка 200 тысяч плановых проверок и 131 тысяча внеплановых. По данным же федерального Минэкономразвития, за 2014 год было 2,7 млн проверок. Сопоставьте, что называется, сами.

- Сегодня нет ответственности тех, кто идет на проверку, за то, внесены ли результаты этой проверки в реестр, - говорит уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. - Поэтому надо приложить серьезные усилия, чтобы ввести единую нумерацию проверок и ответственность тех государственных надзорных органов, которые не вносят информацию о проверке в реестр. Это можно сделать очень просто: признав, что любая проверка, которая не имеет соответствующего номера, не является действительной.

Конечно, предприниматели уже в курсе, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018-го в России введен мораторий на проведение плановых проверок органами госконтроля в отношении малого бизнеса (сводный план проверок субъектов предпринимательства опубликован на сайте Генпрокуратуры РФ). На мораторий могут рассчитывать все субъекты предпринимательской деятельности, чей годовой оборот не превышает 120 млн рублей в год, а количество работников - не больше 100.

А в Ульяновской области к тому же переходят к риск-ориентированной модели проверок. Суть ее в том, что проверки планируются в зависимости от потенциальной опасности объектов контроля. При определении степени риска будет учитываться как вид экономической деятельности, так и статистика допущенных нарушений. Компани с низким уровнем риска освободят от плановых проверок, а в организациях с чрезвычайно высоким риском предполагается ввести режим постоянного контроля. Риск-ориентированная модель проверок вводится в пилотном режиме. И решился на подобный эксперимент пока лишь единственный регион в стране.

Уголовно наказуемо?

Снизить давление на бизнес могли бы и законодательные решения. Так, представители «Деловой России» выступают за возвращение в Уголовный кодекс статьи о предпринимательском мошенничестве (159.4), которая не действует с июня 2015 года из-за решения Конституционного суда РФ.
КС остался недоволен преференциями, предоставляемыми этой статьей бизнесменам, преступившим закон. Однако разработанная вместо нее статья 159.7 до сих пор не принята. Нужна консолидация всего бизнес-сообщества, чтобы статью, которую отменили, вновь ввели в Уголовный кодекс, говорит Борис Титов.

Предприниматели склоняются к тому, что надо вернуться к принципу неотвратимости наказания, а не к принципу жесткости, который сейчас присутствует. Кроме того, защитники бизнеса говорят о необходимости новых решений: суде присяжных по делам о мошенничестве, передаче от судов прокурорам полномочий по решению вопросов о мере пресечения.

По данным «Деловой России», ежегодно в стране возбуждаются 250 тыс. уголовных дел по экономическим статьям, из них до суда доходит примерно треть, прекращаются - 5-7%. Где «зависают» остальные - вопрос открытый.

Еще одна проблема - слабое использовании тех статей УК, которые должны были бы помогать предпринимателям.
В частности, статьи 169 - преднамеренное воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. По данным бизнес-омбудсмена, в Приволжском федеральном округе по этой статье возбуждено 12 уголовных дел: шесть в Чувашии, по три - в Татарстане и Самарской области. Но ни одно из них еще не привело к решению суда.

- Здесь надо проводить совместную работу, потому что те правоохранители, которые нарушают закон, должны знать, что наказание будет неминуемо. Как неминуемо наказание для предпринимателей, - заявил господин Титов в Ульяновске.

По 169-й статье УК - преднамеренное воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - в ПФО возбуждено 12 уголовных дел: шесть в Чувашии, по три - в Татарстане и Самарской области. Но ни одно из них еще
не привело к решению суда.

Финансовая поддержка с ориентацией на риск

Проблема доступа к кредитам - на втором месте в списке негативных факторов, сдерживающих развитие российского бизнеса. Но четвертая часть корпоративного кредитного портфеля в Ульяновской области приходится на малый и средний бизнес, сообщает Центробанк. И уточняет: при общем снижении корпоративного кредитования в регионе на 12% кредитование сектора МСБ снизилось на 8,3%.

Ждать ли какого-то «потепления» в этой сфере? Госдума одобрила в первом чтении законопроект, увеличивающий микрокредиты для бизнеса с
1 млн рублей до 3 млн. Не про банки, но тоже деньги. А депутаты Госдумы приводят весьма показательные цифры: из 50 млрд рублей, переданных из бюджета федеральному Агентству кредитных гарантий, потрачено всего 6 млрд. Агентство создано в 2014 году, дабы обеспечить гарантии под кредиты малому бизнесу. Спасибо, не надо? Или гарантии гарантиями, но главное - все же размер кредитной ставки?

Между тем в Ульяновской области объявлено об объединении двух фондов -
Корпорации по развитию предпринимательства и Фонда развития промышленности. Это расширит возможности для поддержки бизнеса.

- Мы поставили цель - создать единую финансовую инфраструктуру поддержки нашего бизнеса, - рассказал на форуме «Деловой климат в России» ульяновский губернатор Сергей Морозов. - Это своего рода Банк Развития на базе нашей ульяновской Корпорации по развитию предпринимательства, которая уже сегодня обладает такими инструментами, как льготные займы, государственные поручительства, лизинг. Уже есть решение, что основным инструментом должен стать Фонд развития промышленности и микрофинансирования, а региональным оператором - областная Корпорация развития предпринимательства.

В новом Банке Развития бизнес сможет кредитоваться под 9-10% годовых. На эти цели в 2016 году закладывается 100 млн рублей, в 2017-м - 200 млн,
в 2018-м - 400 млн рублей.

Кроме того, ульяновскому бизнесу обещан единый МФЦ для предпринимателей, где сконцентрируются все виды услуг для бизнеса и разместятся центр ГЧП и центры компетенций в сфере импортозамещения и экспорта.

Реформа же в сфере контроля и надзора в регионе включает в себя не только новую модель проверок, но и уход от их дублирования. Готовится реестр обязательных требований контроля и классификатор нарушений, который позволит малому бизнесу лучше ориентироваться в том, что позволено и что запрещено.

- Мы достаточно активно будем вводить риск-ориентированную модель, и это связано не только с тем, чтобы сократить количество проверок, но сократить их жесткость, жестокость, - заявил Сергей Морозов. - Мы хотим создать совершенно другую, более дружественную обстановку для бизнеса, и поэтому уже в самое ближайшее время в КОАП Ульяновской области официально будет введена система предупреждений. Мы уйдем от многих штрафов, которые достаточно разорительны для бизнеса.

При общем снижении корпоративного кредитования в Ульяновской области на 12% кредитование сектора МСБ снизилось на 8,3%. Такие данные за девять месяцев 2015 года приводит Банк России.

Наступающий год легким не будет - однозначно. Но за 2016-м придет 2017-й. А он в Ульяновской области уже объявлен Годом предпринимательства.

Мария Мишина

Фото: pixabay.com

 

11198

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: