€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
IQ + EQ = Успех
Фото: ullica.ru
Эмоциональный интеллект - это способность определять, оценивать и управлять эмоциями: своими, чужими и даже групп людей.
Каково влияние EQ на бизнес-процессы?
Недостающее звено
Эмоциональный интеллект - понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то EQ вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века. Само понятие «эмоциональный интеллект» было введено американским психологом Гарднером в 1983 году. После этого началось создание средств, позволяющих его измерять. В настоящее время существуют десятки тестов, измеряющих EQ, правда, адаптированных для русскоязычной среды - лишь несколько.
Возможность количественно измерить EQ позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывает, что EQ - один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку добираться до вершины карьеры, бизнеса и политики.
Эмоциональный интеллект стал недостающим звеном, объясняющим интересный феномен: люди с самым высоким показателем интеллектуального развития (IQ) переигрывают людей со средним IQ лишь в 20%, в то время как люди со средним IQ переигрывают людей с высоким IQ в 70-80%. Такое положение вещей нанесло значительный удар по представлению о важности IQ, который прежде казался огромному числу людей источником успеха.
«Большая школа» эмоций
Мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию после того, как поймем, в чем она состоит. *
У нас есть множество слов для описания чувств, которые мы испытываем в течение жизни, однако все наши эмоции можно свести к шести основным: радость, печаль, гнев, страх, стыд, зависть.
Наш IQ зафиксирован с момента рождения. Человек не становится более толковым при получении новой информации. Интеллект представляет собой нашу способность к обучению, и эта способность является неизменной, будь то 10 или 50 лет. Напротив, EQ является гибким навыком, которому можно научиться. Его уровень можно повысить, даже если он был невысоким от рождения. Именно EQ лежит в основе множества важнейших навыков - он влияет почти на все, что мы говорим и делаем ежедневно, а также способствует личному успеху человека. EQ крайне важен для достижения успеха. Можно сказать, что от него зависит около 60% результата любой выполняемой нами работы.
Дефицит эмоциональных ресурсов - источник эпидемии пищевых расстройств, наркотических зависимостей, травли на детской площадке или в рабочем коллективе
Мой многолетний опыт работы в подготовке управленцев по Президентской программе подтверждает эти исследования. Эмоционально заряженные слушатели сразу проявляются в группе: они лидируют в деловых играх, предлагают креативные варианты решений, заражают своим оптимизмом всю группу, легко формируют команду и с энтузиазмом работают в ней.
Четыре навыка эмоционального интеллекта
Четыре навыка EQ можно разделить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая - межличностную (социальную) компетентность.
Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на вас лично, а не на взаимодействиях с другими людьми. Это способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения.
Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, сопереживания) и управления отношениями. Это способность понять настроение, поведение и мотивы других людей для того, чтобы улучшить количество ваших отношений и связей с ними.
Самовосприятие
Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения. Если вы обладаете высоким самовосприятием, то вы чаще пользуетесь правильными возможностями, используете свои сильные черты для решения рабочих вопросов и (что, возможно, важнее всего) не позволяете эмоциям останавливать или удерживать вас.
Управление собой
Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).
Социальная восприимчивость
Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение является двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Нам следует дожидаться другого хода собеседника и перестать заранее думать о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику.
Управление отношениями
Чем слабее наша связь с кем-либо, тем сложнее донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, нужно практиковаться в упражнении отношениями и находить преимущества в каждой связи, не самой очевидной.
Сегодня лучшие бизнес-школы проводят обучение, направленное не на запоминание, а на развитие навыков, уже заложенных в человеке, для формирования профессиональных и личностных компетенций, необходимых успешному менеджеру. В их числе и развитие эмоционального интеллекта.
Безусловно, важным является уровень эмоционального интеллекта руководителя. По утверждениям ученых, существует несомненная связь между эмоциональной зрелостью руководителя и его финансовой успешностью. Настроение лидера и поведение ближайших его помощников самым серьезным образом влияют на итоговый результат.
По результатам анализа успехов выпускников (карьерный рост, открытие собственного бизнеса, участие в общественных объединениях и т. д.), который мы ежегодно проводим в Высшей школе менеджмента, нужно отметить, что наиболее значительных успехов достигли выпускники с высоким EQ, имеющие хорошо развитую компетенцию управления эмоциями.
Жизнь, со всеми ее радостями и бедами, - это «большая школа» эмоций
Высокий уровень EQ руководителя позволяет создать в организации корпоративную культуру и рабочую среду, где процветают плодотворный обмен информацией, доверие, здоровый риск и стремление к самосовершенствованию. Наоборот, низкая степень развития EQ порождает атмосферу неуверенности и страха. И хотя зажатые и запуганные сотрудники какое-то время могут работать очень продуктивно, иногда это позволяет компании достигать хороших результатов, такой успех не бывает долгосрочным. * *
Когда мы говорим об управлении собственными эмоциями и настроением окружающих как о первооснове лидерства, мы вовсе не имеем в виду, что руководителю, кроме этого, ничего не потребуется. Разумеется, главное - это действия, но очень важно, чтобы действия и настроения лидера гармонировали с корпоративной средой и внешним миром. И конечно, лидер обязательно должен разбираться во всех других элементах бизнеса - стратегии, кадровой политике, разработке новых продуктов и т. п., а его поведение должно основываться на реалистичном понимании ситуации. Особенно важно соблюдать это правило в кризисных ситуациях.
Вместе с тем остается фактом: концепция эмоционального стиля, родившаяся на стыке нейрофизиологии, психологии и организационного поведения, - очень мощный инструмент руководителя. Эмоциональное лидерство сродни искре: оно может зажечь фейерверк корпоративного успеха, а может спалить дотла. С таким огнем лучше не шутить.
Попробуйте ответить на вопросы тестов, а также предложить этот вопросник людям, чьему мнению вы доверяете, чтобы узнать их мнение о вас в свете этих вопросов. Зоны, где вам надо поработать, будут обозначены вопросами, на которые вы ответили отрицательно.
?Тест «Эмоциональная свобода»
1. Позволяете ли вы себе свободно выражать и испытывать удовольствие?
2. В вашей эмоциональной жизни присутствует радость, экстаз, волнение, очарованность, благоговение?
3. Часто ли вы громко смеетесь? Хохочете?
4. Вас когда-нибудь вдохновляли смелость или характер других людей?
5. Способны ли вы сдерживать (но не подавлять) свои импульсы и откладывать удовольствия без вины, стыда, подавленности?
Тест «Самооценка»
1. Вы умеете прощать себе ошибки и не принимать оплошности близко к сердцу?
2. Вы можете без смущения взглянуть на свои недостатки? Сохранили умение развиваться и учиться с удовольствием?
3. Вы к себе добры или, напротив, суровы?
4. Вы способны к самомотивации?
5. Вы умеете переживать поражения и провалы, не теряя веру в себя?
6. Вы способны пережить крушение планов и разочарование, не скатываясь к самобичеванию?
7. Вы способны уважать свои достоинства и недостатки без того, чтобы раздуваться от гордости или сгорать от стыда?
8. Можете ли вы сказать, что честны с собой, в вас нет бездумного бунтарства и стремления подстроиться под общественные ожидания?
Лариса Воронина,
Директор Высшей школы менеджмента УлГТУ, бизнес-тренер
Фото: fs00.infourok.ru
* Т. Бредберри. Эмоциональный интеллект 2.0, Юнайтел Пресс, 2012 г.
* * Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор корпоративного успеха., Альпина, 2010