€ 106,30
$ 99,42
¥ 13,60
Искусство гостеприимства в интерьере рынка
Ульяновская индустрия гостеприимства сегодня представлена во всем многообразии. С каждым годом число объектов для временного проживания жителей и гостей региона увеличивается, но самое главное - повышается качество коллективных средств размещения.
«Нумера» для купца, «Венец» - для генсека
История гостиничного дела в России началась в XV веке, когда на первых станциях почтовой связи были открыты специальные комнаты для сна. Столетием позже на Руси для путешественников стали открываться постоялые дворы.
В Симбирске в конце XVIIIвека указом губернского правления начали открываться трактиры «с покоями для приезжающих». Спустя время на улицах, прилегавших к Ярмарочной и Базарной площадям, появилось немало постоялых дворов и «нумеров» для гостей губернии, посещающих симбирскую землю чаще всего по торговым делам.
В XIXвеке на карте города появилась«Гостиница купца Пожарского», а также Губернаторский дом в центре города, который можно считать аналогом современного пятизвездочного отеля, в этом заведении останавливались во время визита в провинцию российские императоры. А еще были торговые бани, в которых мог получить ночлег «нестатусный» гость.
Второе дыхание гостиничное дело в наших краях, как и во всей стране, получило в советские годы - как ответ на индустриальное развитие государства. В конце 1963 года в Ульяновске произошло знаковое событие - госкомиссия приняла от строителей СМУ-4 объект с хорошей оценкой - гостиницу «Волга». Вот выдержка из местной газеты 50-летней давности: «В светлых коридорах, в уютных номерах, в холлах, располагающих к отдыху и покою, в просторных вестибюлях всех пяти этажей привлекают внимание жизнерадостные тона, красивая, прочная отделка, со вкусом подобранная меблировка»…
Первый гость - офицер из Москвы, прибывший в Ульяновск в канун нового 1964 года, с восторгом говорит в интервью: «Эта гостиница - настоящий дворец гостеприимства! Все здесь уютно, удобно».
В 70-е годы, когда Ульяновск начал активно застраиваться, в городе появились гостиницы «Советская», «Венец» - как неотъемлемая часть единого комплекса Ленинского Мемориала. За годы работы самый большой отель в городе принял более 3 млн человек, среди постояльцев «Венца» был и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, и Алла Пугачева, и множество других селебрити из мира кино, спорта, политики.
В 1988 году монополия «Венца» на прием статусных гостей была нарушена появлением гостиницы «Октябрьская», прозванной в народе «обкомовской»: простым смертным туда попасть было сложно.
Новый этап развития гостиничной отрасли в Ульяновске начался в эпоху рыночных перемен. Компания «ЗУРО» стала одной из первых, рискнувших разрушить монополию муниципального гостиничного хозяйства, предложить гостям нашего региона альтернативу привычному советскому сервису. Примечательно, что семейный бизнес Петровых продолжает развиваться и по сей день, не так давно их сеть мини-отелей пополнилась заведением «Best».
Большое дело малого отеля
Сегодня отечественный рынок малых отелей (с номерным фондом от 5 до 50 номеров) демонстрирует высочайшую динамику роста: по данным Федерального агентства по туризму России, прирост числа «малышей» за последние несколько лет составляет около 50% в год. По экспертным оценкам, сектор малого гостиничного бизнеса сегодня насчитывает около 45 тыс. предприятий, на долю которых, в зависимости от региона страны, приходится от 20 до 40% общей емкости средств размещения. В последние годы малые гостиницы играют большую роль и при проведении масштабных мероприятий, таких, как Олимпиада-2014 в Сочи.
С 2012 года рынок средств размещения с номерным фондом не более 50 номеров работает на новом правовом поле, в России вступил в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 54606 - 2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования». Отдельным пунктом в документе прописаны требования к сервису, предоставляемому в малых средствах размещения. Так, в малых гостиницах прием и размещение туристов должны осуществляться в режиме не менее 12 часов в день.
По своему оснащению номерной фонд ульяновских малых гостиниц бизнес-класса порой не уступает возможностям крупных гостиничных предприятий. Так, в ряде номеров здесь установлены широкие кровати, кондиционеры, есть ванны-«джакузи».Так что с частными отелями такого формата охотно сотрудничают центры бронирования ведущих российских туроператоров, такие, как «Глобал-Тревел».
По линии регионального министерства стратегического развития и инноваций в наш город регулярно приезжают vip-персоны, среди которых - руководители министерств и ведомств, первые лица крупных международных корпораций, банкиры и т.д. Как рассказали нам в ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», для них бронируют номера, как правило, в малых гостиницах, таких, как «Империал Клаб де Люкс» (40 номеров), «Барселона» (23), «ГончаровЪ» (20).
А вот иногородние туристы, по словамруководителяульяновского филиала компании «Самараинтур»АлександрыБулавенко, чаще всего бронируют еще не отремонтированные номера гостиницы «Венец». И пусть там скромная обстановка, зато цена доступная и месторасположение для экскурсионного обслуживания очень удачное. Комфорт у такой категории гостей не на первом месте - туристы приходят в отель, как правило, только ночевать.
Места есть
Работать в индустрии гостеприимства сегодня непросто: конкуренция на рынке серьезная. По последним данным регионального Минэкономразвития, в Ульяновской области работает 97 коллективных средств размещения (КСР) - гостиницы, общежития, санаторно-курортные организации и организации отдыха. Их общий номерной фонд - 3898, единовременная вместимость - 8810 мест. Одновременно ульяновские гостиничные предприятия и прочие КСР могут разместить 190686 человек.
Среди заметных игроков рынка - муниципальные учреждения, такие, как «Гостиница Черемшан», «Венец», «Волга», которые за последние годы заметно улучшили свой номерной фонд, инфраструктуру. Конкуренцию им составляют гостиницы, мотели и прочие КСР, построенные на частные инвестиции. Так, благодаря компании «ВИС-МОС» на ульяновской земле наконец-то появился пятизвездочный парк-отель.
Формы собственности коллективных средств размещения в Ульяновске:
30 - государственная
8 - муниципальная
39 - частная
3 - смешанная российская
1 - общественных объединений
2 - потребкооперации
1 - совместная иностранно-российская
Когда-то табличка на ресепшене «Мест нет» была неотъемлемой частью советских гостиниц. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Средний коэффициент использования номерного фонда в Ульяновской области - 0,31, гостиницы и общежития заполняются в среднем на четверть, у санаторно-курортных организаций этот показатель выше - 0, 59.
Средний коэффициент использования номерного фонда в Ульяновской области - 0, 31. У гостиниц и общежитий этот показатель составляет 0,25, у санаторно-курортных организаций - 0, 59.
- Для нашего города заполняемость гостиницы в 50-60% - неплохой результат (похожие показатели - у Москвы), - говорит управляющая парк-отелем «Империал Клаб Делюкс» Ирина Макурова. - У туристических, курортных городов этот показатель доходит до 90%, но ведь Ульяновск к ним не относится.
По статистике, большинство постояльцев ульяновских КСР (61,9% от общего количества) проводит «в гостях» не более трех суток.
- Эта тенденция характерна и для нашего учреждения, чаще всего люди приезжают к нам отдыхать на один-три дня, - говорит управляющая базой отдыха «Иволга» Елена Куприянова.
Один из наиболее действенных методов «борьбы» за гостя - дополнительные услуги. Кроме того, это вполне реальный способ повышения доходности гостиницы. Журнал «Современный отель» пишет, что доля дополнительных услуг в объеме оборота гостиницы, независимо от размера номерного фонда, специализации и местоположения, может достигать 42%.
По результатам опроса, проведенного Hotels.com, бесплатный завтрак сегодня является ключевой услугой, предоставляемой путешественнику в отеле
Сейчас практически любой ульяновский отель предлагает своим гостям бесплатный завтрак (в том числе, в формате «шведского стола»), зону Wi-Fi, среди наиболее распространенных услуг - сауна, бильярд. Не отстают и КСР специального назначения (турбазы, базы отдыха, санатории).
- Мы бы и рады хоть на пару дней оторвать наших отдыхающих от компьютеров, но время диктует свои условия, люди всегда хотят быть в Сети, поэтому на нашей базе отдыха есть бесплатный Интернет, - говорит Елена Куприянова.
- Мы уже инвестировали порядка 15 млн рублей в строительство турбазы в Красном Яре, услугами которой могут воспользоваться и пассажиры наших прогулочных теплоходов во время «зеленой» стоянки, - рассказывает генеральный директор ОАО «Ульяновский речной порт» Юрий Колпаков. - К услугам отдыхающих - 12 домиков, мангальная зона, кафе, баня с бассейном. Планируем построить бревенчатые отапливаемые домики, чтобы перевести турбазу на круглогодичный режим работы.
Гостиничный b2b
Согласно официальной статистике распределение численности постояльцев коллективных средств размещения по целям поездки в Ульяновской области таково: лечение и профилактика - 21,8% от общего количества, досуг - 25 %. А вот граждан, прибывших в наш регион с деловыми профессиональными целями, оказалось больше всего - 44,8%.
По федеральной статистике, около 60% всех туристических визитов в Россию и поездок внутри страны совершают бизнес-путешественники. Как правило, их расходы значительно выше, чем у обычных туристов. Это самые платежеспособные клиенты, которые приносят гостиницам наиболее существенную прибыль.
- Тенденция такова, что сейчас в крупных городах создаются так называемые «Конгресс-бюро» - объединения профессиональных поставщиков услуг для проведения деловых и event-мероприятий, - рассказала и.о. директора по маркетингу медиахолдинга «Мозаика» Елена Булавенко, побывавшая на Российском форуме индустрии встреч в Москве. - Это позволяет проводить мероприятия на высоком уровне. Думаю, есть смысл организовать подобное объединение и в Ульяновске - для более активного развития делового туризма в регионе.
- Эксперты, участвующие в работе форума, подчеркивали, что деловые туристы предъявляют особые требования к отелям, в которых останавливаются, - продолжает г-жа Булавенко. - Для них очень важныналичие бесплатного Интернета, организация трансфера, гарантированные цены (отсутствие штрафов за снятие брони), наличие спортзала, spa-зоны. Очень важно наличие в номере рабочего стола, сейфа, нескольких розеток (у современного делового человека - много гаджетов). При этом стоимость проживания для деловых путешественников, в отличие от обычных туристов - наименее существенный критерий. Тренд нового времени: все больше компаний, командирующих своих топ-менеджеров и специалистов в другие регионы, четко разграничивает ценовую категорию номеров, согласно «табели о рангах».
Опрос, проведенный Ассоциацией бизнес-туризма, показал, что главными критериями выбора бизнес-путешественников являются: удобное расположение отеля, уровень обслуживания в нем, также важным являются рекомендации коллег.
Будущее с международным брендом
Согласно отчету консалтинговой компании Blackwood, в первом квартале 2014 года в российских регионах открыто рекордное число отелей под международными брендами: восемь объектов общей вместимостью более 1,5 тыс. номеров. Международные игроки остаются активны и в отношении новых проектов в Ульяновске. В конце года ожидается открытие отеля Hilton. Наш город был интересен и международной гостиничной сетиMarriott International, однако, по ряду причин ее проект в Ульяновске оказался заморожен.
Зато уже подписано соглашение о строительстве отеля Ibis французской компании Accor Group, ведущего гостиничного оператора, управляющего более чем 3,6 тыс. отелей в 92 странах мира. Гостиничный комплекс международного класса будет расположен в Заволжском районе Ульяновска,где пока нет отеля высокого класса.По словампервого заместителя председателя правительства - министра стратегического развития иинноваций Александра Смекалина, сегодня инвесторы, реализующие свои проекты в индустриальном парке «Заволжье», испытывают потребность в качественном жилье и сервисе.
- Открытие нового гостиничного комплекса также сможет стать дополнительным местом размещения болельщиков и спортсменов в рамках чемпионатов мира и других спортивных мероприятий, - подчеркнул первый зампред.
Как известно, Ульяновск получил статус города-спутника, который будет участвовать в приеме участникови гостей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. По оценкам экспертов, нам нужно быть готовым к приему не менее 3,5 тысяч гостей. Кроме того, Ульяновск будет помогать размещать туристов и на Чемпионате мира по хоккею с мячом 2016 года (не менее 5 тысяч человек).В первую очередь, для спортсменов и тренерского состава будет построена восьмиэтажная гостиница рядом с ледовым дворцом «Волга-Спорт-Арена», одним их крупнейших в России.
Отметим, что, согласно правилам, статусных гостей из мира спорта могут принимать только отели, получившие «звездную» классификацию. Пока же в Ульяновске восемь трехзвездочных гостиниц, одна со статусом «четыре звезды», одна - «пять звезд».
- «Арт-Ульяновск» планирует пройти сертификацию гостиницы на две звезды, - рассказывает менеджер по развитию этого гостиничного комплекса Татьяна Николаева. - В целом же, будущее гостиничного бизнеса всегда связано с улучшением качества обслуживания и новых методов продвижения. Так, с июля мы запускаем программу «Выходной день».
Игроки рынка подчеркивают, что развитие индустрии гостеприимства в Ульяновской области «завязано» на многих факторах. В первую очередь, это, конечно, развитие туристической отрасли. За последние годы здесь произошло немало позитивных изменений. Скажем, если в 2012 году ульяновский речной порт принял 132 теплохода с 19, 6 тыс. пассажирами на борту (из них – 2,2 тыс. иностранцев), то в 2013-м - уже 143, на которых находились 22, 8 тыс. пассажира, в том числе, три тысячи туристов из США, Швеции, Германии и других стран. В планах частных инвесторов, которые сумели превратить наш речпорт в один из самых эффективно работающих портов на Волге, строительство небольшой гостиницы для любителей отдыха на реке.
60% доходов мирового туризма приходится на деловой туризм
…. Согласно исследованиям, успех гостиничного продукта на 25% обеспечивается уровнем оснащения отеля и на 75% - качеством сервиса. А это заслуга, прежде всего, персонала. От того, как гостя встретили, насколько качественно его обслуживали на разных этапах пребывания в отеле, удалось ли персоналу создать радушную и доброжелательную атмосферу, по большей части зависит, вернется ли этот человек снова.
Татьяна Задорожняя
Фото:www.airfotovideo.ru